Основные творческие методы выхода на идею.

Творчество – это способность к свежему взгляду на весь явленный миром опыт, мгновенная его переоценка и, как результат, рождение нового - новой идеи, новой формы, нового способа организации жизни и деятельности. По мнению Дж. Гилфорда творческое мышление характеризуется следующими особенностями:

- оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне;

- семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширить функциональное применение на практике;

- образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, что бы видеть новые, скрытые от наблюдателя стороны;

- семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации. В частности, такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Мышление как процесс осуществляется в двух основных формах:

- формирование и усвоение понятий;

- решение проблем.

Формирование – это отличие «того что похоже» от «того что не похоже».

Усвоение - это процесс, результатом которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий.

Решение проблем опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти:

1.«Понимание непонятности» - видение и формулирование вопроса, проблемы.

2. Перебор вариантов решения. Опыт определяет оценку вероятности.

3. Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор одной.

4. Решение задачи.

Запас знаний пополняется в результате личного опыта путем сравнения новых задач с прошлым опытом. Опыт является основным источником приобретения навыков.

«В архитектурно-проектной деятельности проявляются две стороны – продуктивная и репродуктивная. Репродуктивная форма направлена на получение известного результата известными средствами и основана на повторении привычных схем действий. Эта деятельность в реальной практике проектирования представляет собой процедуру проектирования по образцам, логическим аналогам, прототипам. Продуктивная деятельность характеризуется переходом от ориентации на прототип, от копирования «вещественных» свойств этого образца к иному методу проектирования» (Б.Г.Бархин).

К логическим аналогам или прототипам могут быть отнесены, к примеру, градостроительные факторы, конструктивно – технологические структуры, национальные традиции, функционально – технологические и другие факторы. Даже типовой проект, если его понимать как культурный образец, может выполнять функции прототипа.

К разряду таких средств относится композиционные стереотипы (прототипы). Это устойчивые представления о композиции, образе того или иного типа архитектурного объекта, сложившиеся исторически в процессе архитектурного творчества. Архитектор должен профессионально владеть практическими навыками аналитического композиционного моделирования по прототипам. Автор сохраняет существенные качества прототипа и изменяет несущественные.

Творчество с позиции продуктивной деятельности - это всегда выход за пределы устоявшихся представлений. Композиционный опыт, лежащий в основе продуктивного процесса, основан на способности проектировщика самостоятельно заменить стереотип другой идеей.

По аналогии с соответствующими видами творческой деятельности, творческое проектное мышление как часть архитектурного проектирования может быть продуктивным и репродуктивным. Продуктивная функция, используя навыки и опыт репродуктивного мышления посредством рефлексии и переносов, может строить свои действия либо, опираясь на интуитивные, неосознанные процессы мышления, либо обращаться к эвристическому процессу мышления - т.е. делать переносы по аналогии из области известного в область неизвестного. Управляемое профессиональное продуктивное мышление Б.Г.Бархин обозначает термином «эвристическое мышление».

Важнейшим проявлением продуктивной деятельности можно назвать концептуальность архитектуры, которая проявляется в том, что объект создается по определенному замыслу, возникающему в сознании человека. Замыслы могут разворачиваться от самых простых до сложнейших мыслительных предположений и представляются системой идей, выраженной в виде графического образа, объемной модели или текста. Строятся замыслы на основе концепции. Архитектурные концепции формируются под непосредственным влиянием идей философии, науки, политики. Они всегда отражают уровень развития общества. Концептуальность архитектурного произведения объективно основывается на устойчивых связях между материальными формами и их отражениями в сознании индивидуальном и общественном.

Наилучшей почвой для рождения творческих идей является усвоенный опыт прошлого и настоящего. Традиции, преемственность и новаторство – основные формы внешней проектной деятельности.

Направленное развитие от творческой репродуктивной деятельности к продуктивной формирует профессиональное проектное мышление.

Способствовать его формированию предполагается на стадиях творческого поиска и творческой разработки путем проигрывания отдельных частей и действий (стратегий, методов, приемов).

Характер проектно-композиционной деятельности сложно упорядочен. В нем взаимодействуют объективные и субъективные начала. Обязательным является наличие главного условия формирования гибкого, творческого, тренированного сознания – практики целенаправленного, динамичного моделирования.

«Мы пока не владеем кодом, открывающим путь в ту область художественного (архитектурного) сознания, откуда выходят на свет идеи и формы их воплощения. Но в состоянии проследить, что чем напряженнее первоначальный тренинг, тем быстрее обучаемый становится способен к свободному композированию, воплощению и иллюстрации любых архитектурных идей» (Е.С.Пронин).

Композиционная деятельность осуществляется в двух языковых горизонтах: языке понятий и визуальном языке (В.Л.Глазычев). Творческий процесс состоит из трех стадий:

1. Задача по созданию композиции начинает обрастать смыслами, как понятийно, так и визуально.

2. Вызревание замысла.

3. Полный перевод смысла с понятийного горизонта на горизонт визуальный (закладывание стратегии).

Профессиональные представления об архитектурной композиции за последние десятилетия существенно трансформировались.

Безоговорочными остаются главные ее свойства: целостность и выразительность образа сооружения.

Важнейшим условием существования композиции является ее целостность, единство, обеспечиваемые строгой соподчиненностью всех частей. Целостность задается структурой – т. е способом строения и связи элементов. Можно выделить структуру пространства, структуру конструкций, структуру ритмов, структуру масштабов, структуру движений и т.д.

Выразительность раскрывается в необычности, характерности, зрительно воспринимаемом напряжении и базируется на использовании линий (эмоционально-эстетических знаков), как специфических единицах восприятия, имеющих определенное значение. А также на использовании художественных образов, которые взаимодействуя между собой и с эмоционально-эстетическими знаками, формируют синтетический художественный образ.

На выразительность художественного языка также оказывают влияние средства архитектурной композиции, в роли «грамматики».

Композиционное моделирование проектируемого объекта – процесс непрерывный. Не имеет значения, на каком этапе работы над проектом, какую задачу решать. Ее нужно решать через композицию и средствами последней.

В обучении творческому проектному мышлению на начальном этапе архитектурного образования большое внимание необходимо уделять практическим действиям, связанным с применением конкретных методов поиска и разработки произведения. У профессионального архитектора в процессе его творческой жизни складывается определенный набор способов и приемов – «собственный почерк». Однако каждая новая задача требует конструировать особые приемы, соответствующие индивидуальному пониманию проектной ситуации.

Проектное мышление может основываться на проявлении общих процессов мышления индивида, которые совершаются и развиваются в следующих формах:

1. анализ, синтез, сравнение;

2. абстракция, обобщение и конкретизация;

3. индукция, дедукция, аналогия;

4. нахождение связей и отношений;

5. формирование понятий, их классификация и систематизация.

С другой стороны, мышление в профессиональной деятельности осуществляется как «направленное ассоциирование». Эмоционально – образное формообразование использует в качестве базовых ценностей для получения композиционного решения мир художественных ассоциаций автора. Упорядоченное хранение информации в мозге человека обеспечивает быстрый поиск нужных сведений путем обращения к нужному материалу по ассоциации (т.е. по связи). Механизм ассоциаций и аналогий движет творчество.

Фактором, направляющим ассоциирование и превращающим его в мышление является цель. Основой ассоциаций и аналогий служит экран знаний, тезаурус памяти творящей личности. Чем мощнее и разнообразнее гностический потенциал, тем более эффективные возникают ассоциации и аналогии.

Конкретный ассоциативный исходный материал трансформируется, упрощается, приобретает соответствующие геометрические характеристики, сохраняя, при этом, пластический и эмоциональный стержень. Условия задач, выполняемые в определенном порядке, представляют собой структуру метода и направляют деятельность.

К основным существующим схемам организации творческого мышления можно отнести: метод ассоциативный, метод аналогий, метод преобразований. Остальные являются синтезом или их интерпретацией.

Наши рекомендации