Теория композиции «органичной» архитектуры Ф.Л. Райта

В философских и архитектурно-теоретических взглядах учителем Райта стал именно Луис Салливен, создатель одного из первых небоскрёбов. Салливен в 1890-х годах впервые сформулировал идеи органической архитектуры (соответствие формы и функции в архитектуре), а в 1920-1950-е годы его талантливый ученик Ф.Л. Райт развил и претворил в жизнь концепцию своего учителя.

Он создал теорию композиции органичной, неотделимой от окружающей среды, целостной архитектуры; сформулировал идею непрерывности архитектурного пространства. Здание, вписанное в природу, его внешний облик, вытекающий из внутреннего содержания, отказ от традиционных законов формы – вот характерные признаки языка органической архитектуры Ф. Л. Райта.

Основанный на идее непрерывного пространства приём так называемого свободного плана - одно из средств, используемых сегодня различными направлениями современного зодчества.

Таким образом, органическую (или «органичную») архитектуру можно описать следующими определениями:

1) Нестандартная.

Райт отрицал типизацию сооружений, пропагандируемую сторонниками Современного движения. Отличительная черта всего созданного зодчим - глубокая индивидуальность, каждое здание непохоже на другие: «План дома – это образ жизни, а образ жизни всегда индивидуален» [3].

2) Экологическая, неотделимая от окружающей природы, составляет с ней единое целое.

Райт не приемлет «архитектуру-дизайн», которая может «переехать в любое место». Он говорил: «Каждое здание, предназначенное для человека, должно быть составной ландшафта, его чертой, родственной местности и неотъемлемой от неё. Мы надеемся, что оно останется там, где стоит, на долгое время. Ведь дом - не фургон…» [1]. Связи построек Райтас ландшафтом строились также на использовании природных материалов. Поэтому он с огромным уважением относится к историческому опыту. Он повторял, что искусство архитектуры древних всегда было основано на применении местных материалов в соответствии с их природными свойствами.

3) Динамичная, способная к развитию; её объекты часто представляют собой результат промежуточного этапа проектного процесса.

С точки зрения Райта, в органичном здании ничто не является законченным само по себе, но является законченным лишь как часть целого. Считая внутреннее пространство архитектурного сооружения его сущностью, а внешнюю оболочку – производной от нее, Райт разработал концепцию проектирования «изнутри наружу». Органический подход при формообразовании и пространственной организации объектов позволяет им развиваться изнутри. Постоянно развиваясь и совершенствуя самих себя, объекты постепенно превращаются в целые системы, состоящие из самодостаточных составляющих частей. Так создается крепкая функциональная и визуальная связь внутреннего пространства с внешним.

4) основана на нелинейной геометрии; объекты лишены жесткой структуры на основе ортогональной системы координат, их структура не основана на согласовании функций и объемов, а связана с трансформацией внешней формы, оболочки и внутреннего пространства;

5) архитектурное формообразование тактильно связано с землей.

Райт постоянно подчеркивал необходимость связи с землей, которая уже имеет определенную форму. Так почему бы сразу ни принять дар природы и не использовать эту форму в качестве основы?

В целом, Райт рассматривал теорию композиции органической архитектуры как организм, который развивается в соответствии с законом своего существования, в гармонии с выполняемыми функциями и своим окружением. С развитием представлений человека о мире углубляются и его научные знания об устройстве мира, что сказывается в изменении органического подхода к архитектуре.

На сегодняшний день эволюция применения природных конструктивных и формообразующих принципов при проектировании объектов органической архитектуры привела к смещению в сторону нерациональных, но уникальных, как любой живой организм, форм и структур. В отличие от прямой механического подхода главным формообразующим элементом при проектировании на основе органического подхода является кривая (использование кривой в качестве структурной основы в проекте Захи Хадид «Landsgartenchao»). Различные варианты развития кривой (спираль - использовалась как структурная основа проекта Фрэнка Ллойда Райта «Музей Гуггенхейма», лента Мебиуса) обеспечивают стирание границ, непрерывность движения, цикличность; позволяют протяженную форму сделать компактной; реализуют принципы роста и развития (эмбрион). Коммуникации в таких объектах организуются на основе петли или узла, в итоге формирующих сети. Пространственная организация объекта становится взаимосвязанной (использование двойной Ленты Мебиуса в организации структуры выставочного автомобильного комплекса «Мерседес-Бенц»).

Вышеописанные формообразующие принципы реализуются в органической архитектуре с помощью следующих природных конструктивных систем [4]:

1) пространственно-стержневых; в современной архитектуре такие конструктивные системы трансформировались в инженерные решения с эффективным распределение сил в пространстве за счет использования фрактальной геометрии, обладающие, кроме того, эстетическими качествами;

2) пространственно-плоскостных; эти конструктивные системы реализовались в создании тентовых, пузырчатых структур, демонстрирующих метод создания оболочек;

3) систем на основе складчатости; принцип складки позволил создавать большие, сложные, но устойчивые и крепкие криволинейные поверхности;

4) систем на основе различных соединений; узловые, шарнирные и поперечные соединения, которые являются основными внутренними связями в живом организме, в архитектуре также выполняют кинетические, объединяющие и несущие функции, реализуя принцип ассимиляции.

Наши рекомендации