Ключи современного градостроительства — в четырех функциях: жить, работать, отдыхать (в свободные часы), передвигаться
Градостроительство выражает сущность эпохи. До нашего времени оно занималось главным образом одной проблемой — организацией движения. Градостроители ограничивались прокладкой проспектов и улиц, образующих жилые кварталы, застройка которых отдавалась на откуп частной инициативе. Это было узким пониманием миссии градостроителя.
В наше время градостроительство призвано выполнять четыре основные функции:
во-первых, обеспечивать человека здоровым жилищем, что означает размещение жилища в местах и в пространстве, обеспеченных свежим воздухом и солнцем, т. е. в истинно «природных условиях»;
во-вторых, организовывать места приложения труда таким образом, чтобы они из мест тяжелого закабаления превратились в места естественного и радостного человеческого труда;
в-третьих, предусматривать все необходимое для организации свободного времени таким образом, чтобы оно было проведено с пользой и удовольствием;
в-четвертых, обеспечивать удобные связи между этими местами, создавая транспортные сети, способные удовлетворить население города и требования каждой из его зон.
Эти функции охватывают огромную сферу деятельности. Градостроительство — это следствие определенного образа мышления, привнесенного в жизнь людей в результате активной и целенаправленной их деятельности.
78. Градостроительные проекты определят структуру каждого из секторов, составляющих четыре ключевые функции, а также их местоположение в общем плане города
Для того чтобы обеспечить реализацию прокламированных Афинским конгрессом CIAM ключевых функций градостроительства, их надо проводить в жизнь в самом широком и полном понимании цели. Надо установить порядок и классифицировать условия современной жизни людей, условия их работы, широту культурных потребностей, чтобы затем создать наиболее благоприятные условия для их удовлетворения и расцвета.
Преследуя эти цели, градостроительство изменит лицо городов, уничтожит сложившиеся и устаревшие противоречия в их жизни и раскроет необходимые возможности для творческой деятельности.
Ключевые функции должны быть автономными, они будут воплощаться в жизнь на основе данных, продиктованных климатом, топографией, обычаями. Они будут представлять собой базу для освоения территорий и размещения сооружений. Застройка городов и населенных мест должна осуществляться на базе широкого использования передовых достижений техники.
При создании и планировке населенных мест будут учитываться жизненные потребности людей и каждого человека в отдельности, а не корыстные интересы частных групп. Градостроительство должно обеспечивать личную свободу и при этом содействовать расцвету общественной деятельности.
79. Цикл ежедневных функций человека — жить, работать, отдыхать (восстановление сил) — будет определяться в градостроительстве с учетом максимальной экономии времени. Центром внимания градостроительной деятельности и исходной точкой для определения размеров территорий должно стать жилище
На первый взгляд может показаться, что стремление к воссозданию «природных условий» повседневной жизни связано с безудержным разрастанием городов на плоскости, но в действительности это диктуется необходимостью регулирования бюджета времени человеческой деятельности в соответствии с долготой дня, так как значительные передвижения человека могут отнимать у него время, отводимое для отдыха.
Центр внимания градостроителя — это жилище, поэтому его размещение в плане города должно согласовываться с продолжительностью суток, равных 24 часам. Это мерило позволяет точно распределять по времени деятельность людей и правильно решать градостроительные задачи.
Новые механические скорости внесли коренные изменения в городскую среду, создав постоянную угрозу для жизни населения, вызвав бесконечные заторы транспорта, парализующие городское движение, а также ухудшающие гигиенические условия
Механический транспорт благодаря его высоким скоростям должен был обеспечить большую экономию времени. Но скопления и заторы машин нарушают движение, являясь очагами постоянной опасности. Машины все более и более наносят вред здоровью населения городов. Выхлопные газы, витающие в воздухе, поражают легкие, а непрекращающийся шум моторов действует на нервную систему. Высокие скорости современных автомашин породили любовь к поездкам на дальние расстояния в живописные уголки природы. Безудержное стремление к дальним поездкам нарушило нормальный ритм семейной жизни и вообще ритм жизни общества. Люди проводят долгие утомительные часы за рулем, постепенно отвыкая от наиболее естественного и здорового способа передвижения — ходьбы.
Принципы организации внутригородского и дальнего передвижения должны быть пересмотрены. Надо классифицировать существующие скорости. Реорганизация зонирования соответственно ключевым функциям градостроительства позволит создать удобные естественные связи между зонами и рациональную сеть основных магистралей
Зонирование, осуществленное в соответствии с ключевыми функциями «жить, работать, отдыхать», упорядочит городские территории. Четвертая функция — движение должна преследовать лишь одну цель — связать между собой наиболее удобным способом остальные три. Таким образом, кардинальная реконструкция неизбежна.
Город и прилегающие к нему пригородные районы должны быть обеспечены сетью дорог, позволяющей наиболее рационально использовать возможности современных транспортных средств. Все виды транспорта следует классифицировать и дифференцировать, предоставив каждому из них самостоятельные пути. Разумно организованная транспортная сеть не будет нарушать нормальную жизнь жилых и промышленных районов.
Градостроительство — это наука о трех, а не о двух измерениях. Высотное строительство обеспечит необходимые условия для организации современной сети дорог и мест отдыха за счет создания и использования свободных территорий
Ключевые функции «жить, работать и отдыхать» внутри зданий требуют обеспечения трех необходимых условий — достаточного пространства, солнца и свежего воздуха. Габариты возводимых сооружений зависят не только от занимаемой территории с двумя измерениями, но в особенности от третьего — высоты. Только за счет высотного строительства градостроительство получит свободные территории, необходимые для дорожных сетей и для зеленых пространств, предназначенных для отдыха.
Следует учитывать, что внутри зданий третье измерение играет весьма важную роль, имея в виду передвижения по вертикали. Что же касается городского транспорта, то здесь используют два измерения — в основном передвижение по земле, и лишь в исключительных случаях поднятие на незначительную высоту при развязке потоков в разных уровнях.
83. Планировку города следует осуществлять одновременно с составлением проекта районной планировки. Вместо обычных муниципальных планов должен быть единый генеральный план города и зоны его влияния. Границы агломерации будут определяться радиусом экономических связей города
Исходные данные генплана города должны учитывать весь комплекс территорий, экономически связанных с городом. Экономические обоснования плана города должны предусматривать этапы его постепенного развития. Аналогичная работа должна быть осуществлена в отношении прилегающих к городу районов области. Это позволит составить правильный прогноз комплексного развития города. Затем можно будет разработать предложения по расширению или ограничению отдельных районов с учетом локальных особенностей данного города и его окружения. В итоге каждый населенный пункт получит определенное место и значение в системе экономики всей страны. Научный подход к планировочным работам позволит установить границы экономических районов. Только в этом случае можно говорить о подлинном градостроительстве, обеспечивающем равномерное распределение ресурсов в масштабах экономического района и всей страны.
84. На основе функционально составленного плана будет обеспечено гармоническое развитие города и всех его частей. По мере роста городской территории в нее будут органически вписываться свободные пространства и новые сети улиц и магистралей
Создание города будет вестись как строительство, осуществляемое по заранее составленному проекту на основании указаний генерального плана. Люди, умеющие смотреть вперед, наметят пути его будущего развития. В их проекте будут предусмотрены масштабы перспективного строительства, определен характер населенного места и обусловлены границы будущей территории.
Выстроенный по плану, увязанному с районной планировкой с учетом четырех ключевых функций, город не будет более скоплением случайно возведенных построек. Разрастание города не создаст катастрофической ситуации, а, наоборот, приведет его к расцвету. Рост городского населения не будет отныне сопровождаться ожесточенной борьбой за существование, характерной для городов, создаваемых в прошлом.
85. Необходимо срочно разработать планы развития для каждого города и издать законы, обеспечивающие их реализацию
Случайность уступит место предвидению, проект придет на смену импровизации. Каждый проект будет составлен с учетом плана районной планировки; территории будут распределены соответственно определенному назначению. Работы по реализации проекта будут осуществляться немедленно и поэтапно. Утвержденный «Закон о распределении городских территорий» обеспечит наиболее благоприятное осуществление планировки с учетом ключевых функций, при этом имеется в виду размещение застройки на лучших территориях и установление оптимальных расстояний.
Проект должен также определить места резервных территорий под будущую застройку. Закон сможет разрешать или запрещать строительство, он будет содействовать осуществлению рациональных предложений и следить за тем, чтобы они проводились по генеральному плану и всегда соответствовали коллективным интересам.
Программа на проектирование должна составляться в результате научных исследований, выполненных специалистами. Она должна предусмотреть этапы последовательного развития во времени и пространстве. В программе должны быть собраны воедино сведения о природных ресурсах территорий и общей топографии, а также экономические данные, анализ социологических исследований и духовных потребностей
Застройка более не будет осуществляться по случайным схемам, составленным топографом, бессистемно размещавшим нагромождения домов и земельных участков.
Это будет поистине биологическая структура с закономерно размещенными и поэтому правильно функционирующими органами. Будут изучены и учтены земельные ресурсы и проведены общие исследования местности с целью выявления и наилучшего использования природных факторов. Основные транспортные магистрали будут проложены с учетом их максимальной эффективности и оснащены соответственно их назначению. Специально разработанный график определит экономическое развитие города. Незыблемые законы обеспечат создание доброкачественных жилищ, улучшение условий труда и разумное использование свободного времени.