Замок Амалиенбург. Интерьер. 1734—1739 гг.

Германия;

6 — Комод;

Кресло. XVIII в. Франция.

Эмманюэль Эре де Корни.

Площадь Станислава. 1752—1755 гг.

Пьер Алексис Деламер.

Отель Субиз. 1705—1709 гг. Париж.

Жермен Боффран.

Овальный салон отеля Субиз. 1735—1738 гг. Париж.

В интерьере отеля Субиз особенно интересен Овальный салон (1735— 1738 гг.), созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и де­коратором Жерменом Боффраном (1667—1754). Здесь все углы закруг­лены, нет ни одной прямой линии, даже переход от стен к потолку за­маскирован картинами, помещён­ными в рамы криволинейных очер­таний. Все стены украшены резными панелями, позолоченными орнамен­тами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость.

В эпоху рококо был создан также один из самых красивых городских ансамблей Франции — ансамбль трёх площадей в городе Нанси в Лотарингии (на востоке страны), построенный в 1752—1755 гг. по за­казу Станислава I, герцога Лотарингского. Автором этого проекта был ученик Боффрана Эмманюэль Эре де Корни (1705—1763).

Королевская площадь — перед Дворцом правительства — представляет собой как бы огромный парад­ный двор, почти овальный. Всю пло­щадь обегает колоннада, которая включает в себя также портик Двор­ца. С него открывается вид на узкую и длинную, засаженную деревьями площадь Карьер, которая завершает­ся триумфальной аркой. Она обозна­чает вход на главную площадь ан­самбля — прямоугольную площадь Станислава. Угловые въезды на неё оформлены коваными решётками и воротами с изящным позолоченным узором. В центре расположен кон­ный монумент герцога Станислава I. Ансамбль в Нанси хронологиче­ски завершает эпоху рококо.

СКУЛЬПТУРА

Почти каждый из французских скульпторов XVIII в. работал одно­временно в разных жанрах — и в историко-мифологическом, и в портретном. Отношение скульпто­ров к господствующим стилям — ро­коко и неоклассицизму — также бы­ло весьма свободным. Один и тот же мастер с лёгкостью переходил от изящных статуэток в стиле рококо к монументальным неоклассицисти­ческим композициям.

В начале XVIII столетия традиции классицизма развивал скульптор Эдм Бушардон (1698-—1762). Самые

известные его работы — фонтан Гринель и статуя Людовика XV на одноимённой площади в Париже (ныне площадь Согласия). Но наи­большее число произведений он создал в жанре портрета, преимуще­ственно женского. Для этих работ Бушардона характерны утончён­ность, изящество и аристократизм.

Наиболее известным мастером рококо был Жан Батист Лемуан Младший (1704—1778), выполнив­ший скульптурные украшения для интерьеров отеля Субиз в Париже. Грациозность поз, тонкий лиризм, необычная асимметричность ком­позиций отличают его статуи, кото­рые гармонично дополняют убран­ство залов в стиле рококо. Лемуан обладал и незаурядными педагоги­ческими способностями: из его ма­стерской вышли два выдающихся скульптора середины века — Пигаль и Фальконе.

Жан Батист Пигаль (1714—1785) был прозван современниками Беспо­щадным, поскольку в портретах он

Жан Батист Пигаль.

Наши рекомендации