С вященная геометрия и пирамиды гизы

Большая галерея пирамиды выстроена на одной линии с центром одного из кругов.

Надпись над входом в Академию Платона в Афинах гласила: «Пусть войдет сюда сведущий в геометрии». Для древних греков чистая геометрия была центром всех вещей. Она была способом примирения мира божественного с формой видимого мира. Золотая пропорция, например, может быть описана на языке геометрии, но не чисел. Она может быть начертана, но не может быть записана, поскольку имеет бесконечное число десятичных знаков. Геометрию можно считать способом определения того, что иначе неопределимо.

Об использовании чистой геометрии в Древнем Египте мы знаем очень мало. Мы не располагаем папирусами, дававшими бы геометрический эквивалент уравнений Платона, Фалеса и Эвклида, олицетворяющих древнегреческую мысль. Тем не менее Платон считал, что Египет владел совокупностью глубоких знании, основанных на гармонии и пропорции. Мы можем сделать вывод, что древние египтяне не менее искусно владели циркулем и линейкой, чем их греческие коллеги. Эти знания должны были повлиять на их искусство и архитектуру. Разгадка того, как египтяне выбирали использовавшиеся ими пропорции, является способом возвращения к истокам их цивилизации.

Узоры на Марлборо-Даунс также представляются основанными на чистой геометрии. Нашим следующим шагом поэтому станет сближение этих несоизмеримых частей головоломки и открытие геометрии, лежащей в их основе и объединяющей их.

Священная геометрия

Термин «священная геометрия» может ввести в заблуждение, поскольку основы геометрической пропорции широко распространены в природе, а также в искусстве и архитектуре. Почему одни элементы священны, а другие нет? Нелегко ответить на этот вопрос. Тем не менее стало уже традицией делать особый акцент на определенных геометрических отношениях и пропорциях, чаще всего использовавшихся в проектах построек религиозного предназначения. Обычному наблюдателю эти пропорции просто приятны. В художественном плане они аналогичны музыке. С помощью различных сочетаний нот и свойств можно получить гармоничные и резонирующие звуки. Определенные мелодии вроде григорианских хоралов навевают возвышенные чувства. Другая музыка позволяет нам соприкоснуться непосред ственно с собственными эмоциями.

Великий же философ Пифагор показал связи между музыкой, звуком, числом и формой.

В религиозной традиции центральными являются три основные геометрические фигуры, круг, треугольник и квадрат (рис. 29). Считалось, что они представляют три уровня нашего бытия: дух, разум и тело. Никому не известно, кто первым использовал циркуль, как и системы счета. Вероятно, первоначально речь шла о шнурке на двух колышках, которые и проложили путь символическому исследованию царства идей и форм. Все правильные геометрические фигуры могут быть получены с помощью циркуля Бога, которого порой называли «Великим Геометром», часто изображали пользующимся циркулем.

С геометрией было связано и изучение чисел. Идеальными считали целые числа — в них виделась законченность. Дроби же представляли собой числа в стадии становления В этом смысле они порой рассматривались как динамическая сила божественного в движении через мироздание. Целые числа познаваемы, но такие отношения, как число пи (π), могут быть только аппроксимациями и потому непознаваемы. То была непостижимая рука Бога, проникающая во все вещи.

Поскольку отдельные числа являются либо рациональными (целые числа), либо иррациональными (дробные числа), геометрия может навести мосты между ними. Круг может представлять как принцип рационального целого числа в своем диаметре, так и иррациональную функцию в своей окружности. Квадрат и его диагональ также дают похожий феномен. Например, диагональ квадрата со стороной, равной одной единице, равна корню квадратному из 2 (рис. 33).

Термин «корень» в выражении «корень квадратный» имеет древнее происхождение и под разумевает понятие, взятое из природы. Корень растения спрятан, но порождает и питает то, что на поверхности.

Точно так же скрыты и корни квадратных чисел, и все они подразумеваются в них. Например, корень квадратный из 16 равен 4 (4×4=16). Корень же квадратный из 15 представляет собой иррациональное число, которое не так легко вычислить. Извлечение квадратных корней было главным занятием древних математиков. Когда же корень квадратный какого-либо числа нельзя было изобразить в цифрах, его всегда можно было воспроизвести геометрически. Этим и объясняется власть геометрии в античном мире. Геометрия считалась воротами в высшие сферы человеческого сознания, и поэтому ее принципы стали включаться в культовое искусство и архитектуру. Отталкиваясь от пропорций священного искусства и архитектуры, мы получаем концепцию священной геометрии, которую, пожалуй, лучше всего определить как геометрию, скрытую в религиозных постройках и духовных формах.

Круг, треугольник и квадрат

Легче других геометрических форм изобразить круг. Для этого достаточно циркуля или шнурка, колышка и маркера. Два взаимосвязанных круга можно получить, передвинув кончик циркуля на окружность первого круга и нарисовав второй равного размера. В образовавшейся весике могут быть получены три самых важных «корня»(√2, √3 и √5) (рис. 31).

Если принять радиус кругов за 1, тогда корень квадратный из двух (√2) может быть получен из диагонали квадрата, образованного линией между двумя центрами и двумя перпендикулярными к ней радиусами. Корень квадратный из трех (√3) образуется линией, соединяющей две точки пересечения кругов весики. Корень квадратный из пяти (√5) дает диагональ прямоугольника со сторонами 2 и 1. Этот прямоугольник можно использовать для обнаружения золотой пропорции (см. рис 35, на рис. 36, 37 и 38 показаны другие способы получения золотой пропорции). Позже мы увидим, что весика и пря моугольник со сторонами 2 и 1 служили ключом к получению древних единиц измерения.

Треугольник рассматривался как переходная форма между квадратом и кругом. Со временем он стал изображать триаду богов и богинь, обычно — как в Египте — отца, мать и сына. Эта концепция служит центральным стержнем многих религиозных систем и проявляет себя в христианстве в виде Бога Отца, Сына и Святого духа.

Идеальным считался равносторонний треугольник, в котором равны все стороны и углы. Широко использовался и другой треугольник, обычно приписываемый Пифагору, но явно существовавший задолго до него. Этот треугольник имеет стороны, выраженные целыми числами 3: 4: 5. Он является простейшим вариантом прямоугольного треугольника (90°) со сторонами, выражаемыми целыми числами. Благодаря простым отношениям чисел его использовали в топографии, а также в искусстве и скульптуре. На нем основана пирамида Хафры.

Круг, треугольник, квадрат и прямоугольник образуют основу культовой архитектуры. Они традиционно были связаны друг с другом особыми пропорциями. Последние призваны были отобразить собственную гармонию космоса.

Одна такая пропорция — «гномон» была определена Аристотелем следующим образом: «Любая фигура, которая, будучи добавленной к исконной фигуре, дает в результате фигуру, подобную исконной». Иными словами, сохраняются соотношения между всеми дополнительными шагами. Примером этого служит золотое сечение, которое может быть выражено числами 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 23 и т д., где отношения между любыми двумя соседними числами быстро сходятся в одной точке по мере движения по ряду. Ряд Фибоначчи является самым известным примером гномонического отношения, но есть и другие.

Рис. 39. Гномоничесжие спирали, построенные из отношения квадрата 2:1

В своей книге «Священная геометрия» Роберт Лолор приводит примеры «гномонических» спиралей, подобных основанной на ряде Фибоначчи, полученной из отношения 1:2. Эти расширяющиеся схемы иногда называют «завихренными квадратами», поскольку они дают спирали, которые часто встречаются в природе (рис. 39).

Изучая «гномоны» с разными отношениями, я сделал важное открытие «Гномон», основанный на отношении 1:3, имеет непосредственное отношение к пирамидам Гизы. Получается, что из этого отношения могут быть получены основные пропорции пирамид Хуфу, Хафры и Менкаура (рис. 40). Все начинается с трех квадратов, соединенных в линию и образующих прямоугольник со сторонами 3 и 1. Затем чертится квадрат на длинной стороне на каждом этапе увеличения.

Первый квадрат образует прямоугольник с отношением сторон 3:4. При его удвоении получается отношение пирамиды Хафры — 6:4. При добавлении еще двух последовательных квадратов к прямоугольнику 3:4 получаем отношение пирамиды Хуфу — 7:11. Еще один добавленный квадрат дает пропорции пирамиды Менкаура — 11:18. Этот прием добавления квадратов к прямоугольнику 3:1 драматическим образом обнаруживает, что пирамиды отражают естественную математическую прогрессию в отношениях их высоты к основанию. Так или иначе, но они связаны гармоничным геометрическим рядом.

Что примечательного могло быть в отношении 3:1? Может быть, оно отражало символизм египетской троицы — Осириса, Исиды и Гора. Возможно, мы никогда этого не узнаем наверняка, но этот рисунок позволяет нам лучше понять методы египтян.

Это открытие согласуется с тем, что нам известно о египетских методах проектирования, которые, похоже, всегда основывались на схемах квадратной сетки. В египетском искусстве имеются многочисленные примеры, показывающие, что художники и скульпторы сначала рисовали сетку на стене, которую предстояло расписать или вырезать, для того чтобы сохранить установленные пропорции. Простые числовые отношения этих сеток служат сердцевиной всех великих художественных произведений египтян.

Тот же метод использовался многими художниками Возрождения, в том числе и Леонардо да Винчи. В Древнем Египте это нашло своевоплощение в Великой пирамиде, что и подкрепляется ее тесной связью с узором на Марлборо-Даунс.

С помощью круга и сетки

На Марлборо-Даунс размещены два взаимосвязанных круга, каждый диаметром в 19,3 километра (12 миль). В данном случае круги не образуют подлинный узор весики и поэтому не имеют явного отношения к известным геометрическим фигурам.

Как мне предстояло со временем открыть, размещение этих кругов не было произвольным, а подчинялось особому отношению, найденному в Великой пирамиде Хуфу. При наложении поперечного сечения Великой пирамиды на карту (рис. 21) обнаруживается геометрическое объяснение линейного построения галерей, ходов и камер пирамиды, в частности, ориентации Большой галереи пирамиды на центр одного из кругов.

Это позволяло объяснить местоположение и размеры всех внутренних камер и галерей Великой пирамиды на языке чистой геометрии и открывало волнующую перспективу. Для разгадки этой тайны необходимо было вы яснить, как египтяне могли прийти к проекту Великой пирамиды с помощью чистой геометрии прежде, чем приспособить его к сетке 7:11.

В рисунке Марлборо-Даунс ключом служил равносторонний треугольник. Взяв его за основу, свойственную пирамиде Хуфу, геометрию можно показать с помощью рисунков 41–46. Такой поэтапный чертеж фиксирует местоположение всех камер и ходов Великой пирамиды.

Однако чистая геометрия создает иррациональные пропорции. Установив базовую структуру, дальше следовало превратить ее в такую форму, которую можно было бы выразить рациональными или целыми числами. В этом заключается большая ценность сетки. При ее наложении на геометрию могут быть считаны точные измерения. Можно сделать вывод, что именно так была спроектирована Великая пирамида, поскольку чистая геометрия должна была дать угол склона чуть меньше, чем мы видим на практике.

При использовании сетки с точной пропорцией 7:11 все аккуратно становится на место и достигается идеальный компромисс между чистой геометрией и ее гармоничным выражением в мире формы.

Наложение сетки 7:11 на пирамиду показывает, что камера Царя расположена на два квадрата (на 2/7 ее высоты) выше уровня земли, а камера Царицы — на один квадрат выше уровня земли, то есть на 1/7 высоты пирамиды (рис. 47). Вход в пирамиду, на мой взгляд, был рассчитан на основе поделенного пополам квадранта первого квадрата в том месте, где он пересекает сторону пирамиды.

Углы наклона восходящего и нисходящего ходов равны 26°31′23″. На первый взгляд, он кажется весьма странным, но на самом деле является простым градиентом, образованным отношением 2:1. Иными словами, ход поднимается на один квадрат при горизонтальном перемещении на каждые два квадрата, образуя диагональ прямоугольника с отношением сторон 2:1. Его можно было легко построить, и его, без сомнения, использовали благодаря месту этого прямоугольника в священной геометрии, в частности, в получении золотого сечения.

Если прибегнуть к этим методам, то можно показать, что все внутренние ходы и покои основаны на простых геометрических пропорциях, хотя так называемые вентиляционные шахты не совсем совпадают с этой схемой.

Это наводит на мысль о том, что они были созданы с астрономическими целями, как это и предположили Бьювэл и Джилберт в «Тайне Ориона».

Как только были установлены первичные параметры сетки, не составило труда соорудить угловые шаблоны, которые обеспечивали с помощью отвеса высокую точность градиентов различных ходов.

Комплекс Гизы

Египтологи постоянно твердили, что в размещении пирамид на плато Гиза нет единого плана. Не понимаю, как они умудрились прийти к такому выводу. Достаточно приложить известные принципы древнеегипетской системы мер к плато Гиза, чтобы понять лежащую в его основе схему. Египтяне использовали именно сетчатую систему. Мне оставалось лишь найти сетку, которая наилучшим образом соответствовала бы комплексу Гизы.

Ключом являются местоположение и размеры Великой пирамиды, которые — как мы уже показали — находятся в выраженной целыми числами пропорции с размерами Земли. В качестве единицы измерения при сооружении Великой пирамиды использовался царский локоть. Каждая ее сторона имеет 440 царских локтей в длину.

Конфигурация сетки из квадратов со стороной в 220 царских локтей, равной половине длины стороны пирамиды, при наложении на плато Гиза немедленно устанавливает положение пирамид Хафры и Менкаура, а также Сфинкса (рис. 48).

Эта простая композиция сохраняет яркие числовые отношения, найденные в пропорциях каждой пирамиды. Она сразу же объясняет, почему пирамида Хафры находится вне линии в своем диагональном соотношении с Великой пирамидой, и это особо подчеркивали Бьювэл и Джилберт в «Тайне Ориона» как свидетельство связи пирамид с Поясом Ориона.

Сейчас можно показать, что южный и восточный края пирамиды Хафры четко вписываются в сетку Смещение диагонали возникает только потому, что она была пост роена с несколько меньшим планом основания, чем Великая пирамида. Пирамида Хафры имеет основанием квадрат со стороной в 412,5 локтя, то есть почти ровно 15/16 размера Великой пирамиды. Больше того, две линии сетки, определяющие положение пирамиды Хафры, находятся в пропорции золотого сечения с большим квадратом сетки, который заключает в себе все три пирамиды.

Грудь и лицо Сфинкса находятся на расстоянии ровно двух квадратов к востоку от восточного края Великой пирамиды, а его грудь и левая передняя лапа приходятся на дугу золотого сечения, проведенную из северо-восточного угла пирамиды (см. рис. 48). Северный край пирамиды Менкаура соответствует сетке, а ее положение восток-запад определяется тем, что ее центр приходится на линии сетки север-юг. Местоположение этих памятников, несомненно, указывает на последовательность композиции всего комплекса Гизы.

Меня также поразило число 220 царских локтей, составляющее сторону основного квадрата сетки. Я был воспитан на стандартных английских единицах измерений и знал, что 220 ярдов составляют один фарлонг. Восемь фарлонгов составляют одну милю, а восемь квадратов сетки равны половине минуты экваториальной широты. И я стал задаваться вопросом, не связаны ли между собой эти древние системы мер и пропорций.

Новое посещение Гизы

В феврале 1996 года я вернулся в Египет, чтобы опробовать свои гипотезы относительно конфигурации сетки. Посещения объектов — как я узнал — всегда очень важны, ибо позволяют обнаружить течерты, которые не легко заметить на картах. Юго-восточный угол является ключевым для положения пирамиды Хафры. Я обнаружил, что он расположен на возвышенности, с которой открывается прекрасный вид на пирамиды Хафры и Менкаура, хотя вид восточного края Великой пирамиды блокируется холмом. Но он не составил бы непреодолимого препятствия, либо его легко можно было бы преодолеть с помощью топографических реек.

Желание проанализировать структуру пирамид Гизы с помощью математики и геометрии возникло при рассмотрении конфигурации ландшафта в Марлборо-Даунс. Идея использовать сетку пришла к нам от древнеегипетских художников и скульпторов. Она согласуется с известными единицами измерения в комплексе Гизы, ее было просто сформулировать, и нет убедительных причин сомневаться в том, что строители пирамид пользовались ею как архитектурным и конструктивным методом.

Настало время выяснить, прольет ли что-либо из узнанного мной в Египте дополнительный свет на конфигурацию Марлборо-Даунс.

Сетка Марлборо-Даунс

Обнаружив, что сетка 7:11 точно подходит к Великой пирамиде, я применил ее к Марлборо-Даунс. Иными словами, я разделил длину основания фигуры пирамиды на одиннадцать частей и использовал полученную сетку для всего комплекса. Оказалось, что сторона квадрата в созданной таким образом сетке чуть превышает один километр.

Как я и предполагал, леи Святого Михаила проходит в двух квадратах севернее основания сетки. Тем не менее, если не считать церковь в Винтерборн-Монктон, перекресток дорог на Риджуэн и Могилу Гиганта, ни один другой объект восточного круга не попадает точно на сетку (рис. 49).

На первый взгляд, западный круг представляется более перспективным. Церкви в Бишопс-Каннингс, Кол-стоун-Веллингтон и Комптон-Бассетт, а также земляные сооружения на холме Морган и курганы на холме Кливэнси попадают на сетку — пять объектов из тринадцати. Несмотря на эти совпадения, если и была использована сетка, то она не могла быть единственным методом. Не достаточное число объектов согласуется с ней. Должно быть, применялся какой-то иной землемерный метод, основанный не на схемах сетки, а на чистой геометрии. Я начал искать иной путь достижения этой цели.

Ответ содержался — я не сомневался — в геометрическом взаимоотношении конфигурации Марлборо-Даунс и Великой пирамиды Египта. Но как эти сооружения связаны на практике? Посещали ли представители египетской правящей элиты Британские острова для устройства ландшафтных структур? Или — что было бы еще поразительнее — обитатели Британских островов времен неолита посещали Египет, чтобы помочь египетским архитекторам, строившим пирамиды? Поэтому мне следовало ис кать иллюзорные связи между двумя цивилизациями.

Глава 7

След атлантиды

Связи между Британией и Египтом можно объяснить и их происхождением от некоего единого культурного источника.

Мы можем быть более или менее уверенными — благодаря датированию по радиоуглероду таких памятников, как Эйвбери, Силбери-Хилл и Святилище (каменный и деревянный круг в конце одной из аллей Эйвбери) — в том, что сдвоенные круги Марлборо-Даунс были задуманы около 3000 года до н. э. Силбери-Хилл был датирован 2750 годом до н. э., а Святилище 2900 годом до н. э. Учитывая, что прежде, чем осуществить проект, потребовалось время на его подготовку, можно считать, что землемерные работы вполне могли начаться в 3000 году до н. э.

Это совпадает с культурным сдвигом в начале III тысячелетия до н. э. — времени первого этапа строительства мегалитических сооружений в Британии — от камней Стеннесса на Оркнейских островах до Стоунхенджа на равнинах Уилтшира (эти два объекта разделяют 840 километров, или 520 миль), до Ньюгрейнджа в Ирландии и Касл-Ригга в Камбрии. Все факты свидетельствуют о том, что ландшафтная топография и планировка в Марлборо-Даунс — это часть того же самого культурного движения. Теперь следовало решить, было ли все это спонтанным развитием идей местного происхождения — Британских островов, или же они получили импульс откуда-то еще.

Изменение климата

Прежде чем приступить к рассмотрению данных о происхождении строителей ландшафтного круга, необходимо напомнить о драматическом изменении климата, случившемся в пределах столетия до или после 3000 года до н. э. Это внезапное изменение имело серьезные последствия для Европы и, возможно, для всего мира.

Изучение климата Земли за последние 100 тысяч лет — интереснеишее занятие. В этом помогают разные науки. Само собой разумеется, в античные времена не составлялись метеорологические таблицы, так что невозможно узнать, какая погода стояла в определенном месте в определенный день. Картина складывается в виде головоломки из данных археологии, датирования по радиоуглероду, геологии, анализа цветочной пыльцы, датирования по кольцам деревьев, океанских и озерных отложений, мутной сердцевины в блоке льда, изотопных измерений, фоссилизированных насекомых и т п.

Сейчас мы живем в относительно теплый период, наступивший после окончания последнего ледникового периода около 15 000 года до н. э. Дата эта приблизительная, ибо ледники не отступили за одну ночь. В последующие тысячелетия происходили менее заметные изменения. Самое же быстрое потепление имело место между восьмым и пятым тысячелетиями до н. э. К 5000 году до н. э. климат обрел равновесие, когда наступил так называемый Атлантический период, во время которого в Европе и Северной Америке было на 1–3° по Цельсию теплее, чем сегодня.

В статье в «Джорнал оф Куотернэри Рисерч» в 1974 году У. Уэндлэнд и Р. Брайсон указывали, что пять крупных послеледниковых эпох изменения окружающей среды совпали с пятью крупными эпохами изменения культуры. Налицо явная связь между этими двумя явлениями. Около 3000 года до н. э. произошел внезапный климатический сдвиг, совпавший с основанием династического Египта и началом сооружения на Британских островах каменных памятников в виде открытых кругов. До указанной даты Египет и Северная Африка в целом отличались гораздо более влажным климатом, чем сегодня. Например, в IV тысячелетии до н. э. уровень озера Чад в пустыне Сахара был на 30–40 метров (98–131 фут) выше, нежели в настоящее время, то есть годовое количество атмосферных осадков было гораздо большим в то время.

Как мы уже видели, следы дождевой эрозии в тот период подсказывают, что сооружение Сфинкса было завершено в ту, более раннюю и более влажную эпоху. После 3000 года до н. э. не выпадало достаточного количества осадков, способного вызвать водную эрозию, следы ко торой найдены вокруг Сфинкса. Этот факт все еще остается предметом споров египтологов, не желающих при знать, что Сфинкс мог быть вырублен до возникновения династического Египта. И наоборот оставшаяся внешняя облицовка из известняка пирамид не имеет заметных следов водной эрозии, что в целом подтверждает принятую датировку этих памятников.

Климатическое изменение около 3000 года до н. э. было отмечено в Альпах наступлением ледников. Анализ цветочной пыльцы указывает на холодную флуктуацию. В своей книге «Климат, история и современный мир» профессор Х. Х. Лэмб пишет:

«Этот холодный период продлился довольно недолго — самое большее четыре столетия, но следы его и параллельных изменений растительности былиобнаружены на Аляске, у верхней границы леса в колумбийских Андах и в горах Кении. Произошло явное нарушение равновесия мирового климатичес кого режима. Больше того, оно отметило оконча ние самого устойчивого теплого климата после ледниковой эпохи, названного «Атлантическим» климатическим периодом».

Есть данные и о том, что в таком отдаленном месте, как Австралия, также происходили эти драматические климатические сдвиги, подтверждающие концепцию крупного всемирного изменения климата. Этот скачок продлился несколько столетии, пока плавно не перетек в так называемую «субарктическую» эпоху, завершившуюся около 1000 года до н. э.

Эта пертурбация была выявлена при анализе годовых колец сосен с острыми шишками, известных тем, что они дают возможность перепроверить датирование по радиоуглероду. Подытоживая характеристику климата того периода, профессор Лэмб говорит:

«В разные времена разные народы создавали легенды о Золотом веке в предшествовавшие времена Понятие это появилось в литературе Древней Греции, Рима и других народов Часто оно указывает на идеализированное состояние общества, но иногда встречаются упоминания об утраченных ландшафтах, самым известным из которых является библейская сказка об Эдеме Некоторые из этих мифов хранят память об изменениях, представля ющих интерес для настоящей книги. Времена высокого развития и упадка цивилизаций, естественно, обычно не совпадали в различных регионах. Но все, похоже, указывает на широкомасштабное сокращение населения Северной Африки и аравийских пустынь около 3000 года до н. э.»

Лэмб мог бы добавить, что примерно в тот же период Британия испытала нечто похожее. Кроме новых этапов в мегалитических сооружениях Британии в тот же период происходили важные изменения и в сельском хозяйстве. К концу IV тысячелетия до н. э. верхушки меловых холмов были расчищены от деревьев и возделывались, но этот процесс неожиданно прекратился, и начала возвращаться естественная растительность. С 3200 по 2970 год до н. э. отмечается заметное падение активности человека, на это указывает сокращение количества находок артефактов, датированных по радиоуглероду этим периодом. Это свидетельствует о том, что в то время на людей об рушилось какое-то бедствие. Есть данные и о переходе от земледелия к скотоводству. Автор «Доисторического Эйвбери» Обри Бэря пишет:

«Период с 3250 по 2650 год до н. э. был „Темным веком“ в предыстории Южной Британии, тем смутным временем, от которого мало что дошло до нас. Сведения, полученные на основании изделий человека, которые можно датировать с помощью углерода-14, наглядно иллюстрируют это падение. Устойчиво нараставшая с начала нового каменного века — около 4450 года до н. э. — активность в южной и восточной Англии внезапно и драматически снизилась между 3100 и 2850 годом до н. э., а затем возобновился устойчивый подъем, когда снова начали расти население и производство».

Причина такого неожиданного изменения неясна, хотя скорее всего оно объясняется похолоданием, отмеченным в Альпах и других местах. Но, как ни парадоксально, несмотря на сокращение населения, эта фаза совпала с началом самого впечатляющего строительства неолитических памятников по всей Европе. Так какая тут связь?

С начала XX столетия и до недавнего времени считалось, что импульс культурным изменениям в Британии придали идеи, пришедшие со Среднего Востока и Средиземного моря. Но перепроверка датирования по радиоуглероду, когда анализ колец деревьев отодвинул хронологию назад, показывает, что британские неолитические памятники были сооружены в период, предшествовавший эквивалентным событиям на Крите и в других местах бассейна Средиземного моря. Поскольку так и не был найден очевидный источник этих новых идей, концепция распространения была отброшена, и их стали считать частью внутреннего, «туземного» развития Британии.

Наши рекомендации