Протяженное построение по одной линии — леи Св. Михаила

В опубликованной в 1920-х годах книге о леях Альфред Уоткинс привел примеры их максимальной протяжен ности до 40 километров (25 миль). Представлялось вполне возможным, что древние народы могли выдерживать от носительно высокую точность на таком расстоянии с помощью простой техники визирования. Более протяженные построения по одной линии представлялись гораздо менее вероятными. Уоткинс также считал, что леи по сути высвечивали пути, соединявшие древние поселения подобно ранним образцам римской дороги.

В книге «Вид на Атлантиду» Джон Мичелл приводит пример очень протяженного леи, ставшего с тех пор знаменитым, по крайней мере, среди охотников за леи и членов братства «Новый век». Мичелл полагает, что эта линия начинается с горы Святого Михаила близ Маразиона на полуострове Корнуолл, идет на восток, пересекает известный каменный круг Хэрлерс на Бодмин-Муре, проходит через несколько церквей, посвященных Св. Михаилу, до пика Гластонбери. Дальше она тянется на восток до Эйвбери-хендж и доходит до Св. Эдмунда аббатства Бери (рис. 16). Эта линия имеет протяженность около 500 километров (310 миль). Другие авторы — вроде Хэмиша Миллера, написавшего книгу «Солнце и змея» — предположили позже, что эта линия отмечает начальный энергетический меридиан планеты, охватывающий весь земной шар.

Протяженные построения по одной линии вызывают споры даже среди приверженцев лей. Если они действительно существуют, то для их создания требовался более высокий уровень топографического искусства. И в самом деле, как доказали позже другие изыскатели, леи Св. Михаила не такой уж и прямой. Замечены небольшие отклонения от него, особенно в западной его части.

Поскольку хендж в Эйвбери является ключевым объектом и в моем восточном круге, и на леи Св. Михаила, мне показалось целесообразным нанести этот леи на мою карту. Как только я сделал это, стало ясно, что леи идет параллельно — хоть и немного севернее — линии, про ходящей через центры двух кругов и церковь в Бишопс-Каннингс.

Опять же это можно было считать чем-то большим, нежели простым совпадением. Напрашивалась мысль о некой геометрической связи между двумя формами ландшафтной композиции. Если бы мне удалось установить связующее звено между ними, от этого заметно выиграло бы дело как леи Св. Михаила, так и моих кругов.

Ответ пришлось искать долго. Я напрасно просиживал долгие часы, склонившись над чертежной доской и пытаясь разгадать эту головоломку.

Не помню уже, что побудило меня подумать о равносторонних треугольниках. Быть может, то был треугольный рисунок леи между замком Гроувли, крепостью на холме Олд-Сэрам и Стоунхенджем, упомянутый в главе 1. Как бы то ни было, в один прекрасный весенний день 1976 года я нарисовал на своей карте равносторонний треугольник, поместив два его угла в центры двух кругов, а вершину — к северозападу от основания (рис. 18). Затем я соединил вершину с двумя точками, в которых соединяющая два центра прямая линия пересекает окружности двух кругов. Так получился новый треугольник, сразу же показавшийся мне знакомым. Я измерил его углы у основания с помощью транспортира и обнаружил, что они почти равны 52°.

Этот угол был уже знаком мне по изучению Древнего Египта — таков угол склона Великой пирамиды Хуфу (рис. 19).

Я пришел в восторг, хотя мне и предстояло еще проделать точные математические вычисления. Во-первых, нужно было вычислить координаты трех новых позиций, а затем и внутренние углы нового треугольника. Проделав все это, я не разочаровался.

Угол у основания оказался равным 51,94° Угол наклона стороны Великой пирамиды обычно указывается 51°50′6″, или 51,85°. Итак, открытый мной на ландшафтной композиции Марлборо-Даунс угол разнился на 0,09°, или 5 дуговых минут от угла склона Великой пирамиды. Возможно ли, чтобы здесь, на территории Англии, находилось крепкое геомегрическое звено, связующее ее с самым знаменитым памятником античности.

Великая пирамида

Расположенная на плато Гиза близ современного Ка ира Великая пирамида является единственным сохранившимся памятником из семи чудес античного мира. Это колоссальное сооружение сложено приблизительно из 230 тысяч каменных блоков, каждый из которых в среднем весит около 2,5 тонны и занимает площадь более тринадцати акров. Оно вдохновляло людей на протяжении многих столетий. О нем было написано больше книг, чем о любом другом древнем памятнике, и оно все еще хранит множество тайн. Оно является практически уникальным среди пирамид Египта, а их насчитывается более восьмидесяти. Почти все они являются целиковыми сооружениями, возведенными над погребальными покоями, устроенными на уровне земли или под землей, а в Великой пирамиде Хуфу главные внутренние покои находятся в теле самой пирамиды (рис. 20).

Я торопливо воспроизвел поперечное сечение пирамиды в том же масштабе, что и треугольник на моей карте, и с удивлением обнаружил, что местоположение камеры Царя точно совпало с леи Св. Михаила в месте, известном под названием «Фермы Храма». Не менее примечательно и то, что линия восходящего коридора и Большой галереи проходит между центром восточного круга и точкой, где леи Св. Михаила пересекает линию, соединяющую две точки, в которых пересекаются два круга на местности (рис. 21). Шансы случайного совпадения должны быть просто астрономическими.

В 150 метрах (492 футах) от точки пересечения леи Св. Михаила и геометрической оси, разделяющей два круга, расположен продолговатый могильный холм эпохи неолита, разрытый в XIX веке. С тех пор он был полностью разрушен. Не осталось признаков этого сооружения, и точка пересечения ныне отмечена купой буков.

Я уже не сомневался в том, что мотивировка и вдохновение, стоявшие за строительством Великой пирамиды, присутствовали и в схемах круговых лей в Марлборо-Даунс. Я увидел четко вписанным в ландшафт графства Уилтшир геометрический чертеж Великой пирамиды Гизы И все же поверить во что-то отнюдь не значит доказать это.

Каждое из сделанных мной открытий ставило больше вопросов, чем находилось ответов. Почему создатели этого чертежа приложили столько усилий для того, чтобы соорудить нечто такое, что по своему характеру остается скрытым? Что было в этой английской местности такого особенного, чтобы в далеком прошлом группа людей спроектировала и разместила здесь большое храмовое сооружение? Каковы были связи между Марлборо-Даунс и Древним Египтом? В моей голове крутились эти и другие вопросы.

Рыцари ордена тамплиеров

Одно связующее звено между восточным краем Средиземного моря и Марлборо-Даунс бросалось в глаза. В том самом месте на карте, где я разместил камеру Царя, находился Темпл-Фарм (Ферма Храма). Это тут же навело меня на мысль об ордене тамплиеров — храмовников.

Тамплиеры организовали свой таинственный рыцарский орден в 1119 году н. э. и, как известно, владели землей в этом районе. Орден был основан десятью французскими рыцарями, вдохновленными Св. Бернаром из Клерво, основателем ордена цистерцианцев. В указанном году эти рыцари, ведомые Хьюго де Пайнсем (что означает «из язычников»), отправились в Святую землю и получили пристанище во дворце короля Болдуина в Иерусалиме. Он был расположен рядом с Церковью Гроба Господня и построен на месте храма Соломона. Рыцари дали обет охранять паломников, посещавших Священный город, и обет безбрачия, бедности и послушания в полном соответствии с монашеской традицией.

Выдвигалось немало версий об истинной цели рыцарей и того, что они нашли в Иерусалиме. Как бы то ни было, десять рыцарей образовали военный орден, которому предстояло стать одной из самых мощных организаций в Европе и который подчинялся непосредственно папе, но ни одному из монархов. Люди повалили толпой в орден тамплиеров, которому были пожалованы многие земли Благодаря своим международным связям тамплиеры стали самыми богатыми банкирами и создали систему облигаций, которые можно было обменивать на товары в различных регионах христианского мира, что еще больше увеличило богатства ордена.

Орден поддерживал тесные контакты с суфиями и делился с ними своими эзотерическими знаниями алхимии и каббалистики. Начали ходить слухи о тайных обрядах. Со временем богатство тамплиеров вызвало зависть короля Филиппа IV Красивого. В пятницу 13 октября 1307 года — 189 лет спустя после основания ордена — люди короля схватили Великого магистра Жан-Жака де Молэя и сто сорок его рыцарей, обвинив их в ереси, богохульстве и колдовстве. Орден подвергся гонениям по всему христианскому миру. Многих из его рыцарей Инквизиция подвергла пыткам, выбивая из них признания в идолопоклонстве.

В 1312 году папа Климент V официально упразднил орден тамплиеров и передал их владения ордену госпитальеров. Прежде чем умереть на костре, Великий магистр заявил о своей невиновности и потребовал от Филиппа IV и Климента V явиться на суд божий, чтобы ответить за преступления против тамплиеров, дав Филиппу год сроку, а Клименту — месяц. И король, и папа умерли мучительной смертью в отведенный им срок. Филиппа сбросила его же лошадь, а Климент умер от рака.

Орден считался в то время полностью распущенным, но сейчас полагают, что остатки традиции тамплиеров были восприняты франкмасонами, которые и практикуют сегодня некоторые обряды тамплиеров.

Завеса секретности затруднила проникновение в верования и ритуалы посвящения тамплиеров. Вырванные под пыткой признания тамплиеров пролили мало света. Много говорилось о том, что основавшие орден рыцари нашли в Иерусалиме что-то важное, возможно даже, местонахождение Ковчега Завета. Говорят и о том, что они знали и скрытые в ландшафте силы и прибегали к ним в своих обрядах и что их эзотерическое знание воплотилось в тайную геометрию пропорций готических соборов.

Тамплиеры собрали несметные богатства за счет пожертвований честолюбивых рыцарей, жаждавших вступить в орден. В 1155 году они получили в собственность Марлборо Даунс — этот земельный надел передал им Джон Маршалл, предок графов Пембруков. Сведения об этом весьма скудные, считается, что там существовала только одна ферма с несколькими обитателями. До сих пор там не было найдено и следа церкви, так что это место не получило известность как крупный объект тамплиеров. Связь этой местности с традицией тамплиеров, давших ей свое название, — это еще одна интригующая деталь. В поисках новых знаний мне предстояло отправиться на Восток — в Египет и изучить пирамиды Гизы.

Глава 5

Пирамиды Египта

Комплекс Гизы возведен по единому плану, призванному представить некую духовную тему.

Я был двенадцатилетним мальчуганом, когда получил в подарок первую книгу об истории Древнего Египта. Эта необыкновенная цивилизация навсегда очаровала меня, и с тех пор я часто посещал Египет. Много раз я стоял в благоговении перед тремя великими горами камня, каковыми являются пирамиды на плоскогорье Гизы. Мне выпала большая удача — побывать в великолепных храмах Верхнего Египта. Иногда я привозил на осмотр этих достопримечательных мест целые группы, и многие из моих спутников чувствовали, что прикасаются к чему-то нерациональному, неуловимому и все же столь мощному, что потрясало нас до глубины души.

Из многих религиозных текстов древних египтян, вроде «Текстов Пирамид» и «Книги Мертвых», мы знаем, что они верили в силу магии, и можем заключить, что они понимали силы, лежащие за пределами физического мира, и умели использовать их. Неотъемлемой частью их культуры было использование знаков типа «анха»*, амулетов в виде скарабея** и магических заклинаний. Все Анх — знак жизни. Скарабеи — священный жук древних египтян они широко представлены в египетских захоронениях. Мои собственные ощущения в таких местах убедили меня в том, что древние египтяне поддерживали контакты со своими богами и богинями, выходившие за пределы чисто умственного общения. Они чувствовали, непосредственно ощущали присутствие своих божеств. Это скрытое измерение — по моим впечатлениям — является такой же неотъемлемой частью Египта, как и его древние памятники.

И все же при упоминании Египта на ум большинству людей приходят пирамиды, в частности, самая знаменитая из них — Великая пирамида Хуфу (или Хеопса, как ее называли греки). Возведенная около 2500 года до н. э. — в начале той легендарной цивилизации, что просуществовала чуть более трех тысячелетий, именно эта пирамида оказалась связанной с узором Марлборо-Даунс. Я должен был изучить ее происхождение, геометрию и соотношения с другими пирамидами, надеясь обнаружить ее таинственную связь с древней Англией.

Великая пирамида Хуфу

Пирамида Хуфу, известная как Великая пирамида, стоит вместе с восемью другими пирамидами на плато Гиза в центре дельты Нила. Она стала вершиной древнеегипетского строительного искусства. И тем не менее мало известно о том, как и кем она была сооружена.

Древние египтяне сохранили в сравнении со всеми остальными народами античного мира самые богатые архивы. Однако они хранят удивительное молчание о пирамидах Гизы. Их внутренние ходы не украшали иероглифами, и нет каких-либо записей о том, как они были сооружены. Самое раннее их описание мы находим у греческого историка Геродота. Оно было записано в IV веке до н. э. — примерно через два тысячелетия после завершения строительства Великой пирамиды. Геродот сообщает, что пирамида была построена в честь фараона Хуфу и что ее сооружали 100 тысяч человек на протяжении двадцати лет. Геродот узнал об этом от египетских жрецов, передававших эти сведения из поколения в поколение.

Хуфу был одним из фараонов IV династии, правление которой началось около 2613 и завершилось около 2465 года до н. э. Похоже на то, что строительство было завершено около 2494 года до н. э. Авторы книги «Тайна Ориона» Роберт Бьювэл и Адриан Джилберт указывают чуть более позднюю дату — 2450 год до н. э. Северный шахтный ствол, восходящий из камеры Царя, сориенти рован на созвездие Дракон. Это, по мнению Бьювэла, указывает на время сооружения пирамиды. Сам Хуфу почти нигде не упоминается. Найдено единственное изображение этого великого фараона — крошечная статуэтка из слоновой кости высотой в 7,6 сантиметра. Геродот называет его тираном, заставившим жестокими методами свой народ построить этот памятник себе. Даже его дочери пришлось принести себя в жертву его прихоти и зарабатывать проституцией деньги на строительство. Но все это могло быть лишь басней, рассказанной легковерному историку лукавым жрецом.

Комплекс Гизы

Я часто прогуливался по плато Гиза, восхищаясь произведениями давних египетских фараонов. Даже стоя у подножия Великой пирамиды и взирая на огромные блоки известняка, трудно охватить разумом ее колоссальные размеры. В 1987 году я познакомился и подружился с египетским гидом и египтологом Ахмедом Файедом. Этот продолжатель большой династии археологов, долгие годы проработавший на плато Гиза, живет ныне в собственном доме у самого Сфинкса. С плоской крыши этого трехэтажного дома открывается прекрасный вид на пирамиды, позволяющий оценить их величие. Эти циклопические сооружения свидетельствуют, вне всякого сомнения, о высоком уровне мастерства и изобретательности.

С крыши дома Ахмеда Файеда видно, что три главные пирамиды господствуют над горизонтом Рядом с Великой пирамидой, в середине группы находится несколько меньшая пирамида. Ее приписывают Хафре (Хефрену), бывшему, согласно Геродоту, братом Хуфу. Она стоит на более возвышенном месте и поэтому кажется равной по высоте своей более крупной соседке. Третья пирамида — Менкаура (Микерина) равна по размерам примерно четверти пирамиды Хафры. И все же она является крупным сооружением и должна была подняться по завершении ее строительства до 65,22 метра (214 футов).

Хотя народная мудрость гласит. «Все люди боятся времени, а время боится пирамид», этим памятникам пришлось несладко в последние два тысячелетия Пирамиды Хуфу и Хафры были первоначально покрыты гладким белым известняком из Туры. Только верхние ряды кладки пирамиды Менкаура были облицованы известняком, а нижние — красным гранитом.

Большая часть этой внешней облицовки исчезла, содранная арабами для строительства мечетей в Каире. Только небольшая ее часть сохранилась на северной грани Великой пирамиды, и лишь несколько верхних рядов кладки пирамиды Хафры все еще дают представление о былом великолепии их первоначального облика.

Раскопки с помощью динамита в последние столетия оставили глубокие шрамы на пирамиде Менкаура. Взрывы устраивались в поисках древних сокровищ. Но и археологи, и охотники за кладами были разочарованы. Внутри пирамид не было найдено ничего примечательного.

Это озадачивает. Обычный здравый смысл подсказывает, что пирамиды строили как место захоронения фараонов. В каждой из трех пирамид были-таки найдены гранитные саркофаги, но ни малейшего признака захоронения Предполагается, что пирамиды были разграблены вскоре после похорон. Но опять же практически нет никаких доказательств.

Когда в IX веке н. э. халиф Аль-Мамун и его люди впервые проникли во внутренние покои Великой пирамиды, то они не нашли там ничего. Чтобы пробраться внутрь, им пришлось сначала прорубиться сквозь три огромные гранитные заглушки, которые были обнаружены случайно. Они явно не были потревожены со времени, когда пирамида была запечатана.

Позже был открыт другой путь к двум верхним комнатам, которые арабы назвали камерами Царя и Царицы. Это был ствол колодца, поднимающийся от нисходящего коридора до начала большой галереи. Египтологи предположили, что именно этим путем были вынесены все сокровища, похороненные вместе с мумией фараона. Но этот ствол, опускающийся почти на 50 метров (160 футов), делает изгибы и повороты. В самом широком месте его диаметр составляет лишь 0,9 метра (3 фута). Если принять во внимание количество сокровищ, захороненных вместе с таким второстепенным фараоном, как Тутанхамон, нетрудно вообразить, какими несметными богатствами должен был быть окружен Хуфу, строитель этого гигантского сооружения. Было бы просто невозможно извлечь полностью весь огромный клад из верхних покоев по такому извилистому ходу. Напрашивается единственный возможный вывод Хуфу и его супруга никогда не были похоронены здесь. Но зачем были предприняты колоссальные усилия для создания этих покоев — только для того, чтобы запечатать их пустыми после завершения строительства?

Звездное равнение

В опубликованной в 1994 году книге «Тайна Ориона» Бьювэл и Джилберт предположили, что пирамиды Гизы были сооружены в комплексе как отражение трех звезд в поясе созвездия Орион. Эта очаровательная теория указывает на единый план местоположения трех главных пирамид.

Древние египтяне придавали огромное значение этому расположению звезд, которое они называли «Саху» и которое в их представлении изображало бога Осириса. Самой же важной для них звездой был Сириус, или Сотис, ассоциировавшийся с богиней Исидой и визуально расположенный на одной линии с Поясом Ориона. Именно восход этой звезды перед восходом солнца в день летнего солнцестояния предвещал разлив Нила, приносивший плодородие земле Египта.

В 1993 году мне выпала удача посетить пирамиды вместе с группой людей, интересующихся целительством и эзотерическими исследованиями. Группы частных лиц имеют возможность арендовать Великую пирамиду для особых вечерних церемоний исцеления и посвящения Возможность находиться с единомышленниками в тишине этих внутренних покоев не имеет цены. В обычный день пирамида может быть заполнена туристами, отчего в ней становится жарко и душно. Нескончаемый говор и постоянное прохождение людей через камеру Царя лишает ее особой атмосферы. Пребывание же в ней, когда она закрыта для туристов, — совсем иное дело, особенно с людьми, ощущающими трепет перед святостью этого места.

В подобных случаях весьма сильное ощущение энергии внутри Великой пирамиды, и мы все почувствовали таинство этого освященного места. После недолгого ритуала внутреннего посвящения и настроя на мир и покой мы спустились по Большой галерее к выходу. Когда мы оказались у подножия пирамиды, ее темная громада смутно вырисовывалась на фоне затянутого облаками ночного неба. Взирая на ее огромную темную массу, кто-то спросил: «А где же Сириус?».

Мы напрасно выискивали свет хотя бы одной звезды на темном облачном небе, когда вдруг в облаках образовался моментальный просвет и мы увидели Орион, наклон Пояса которого указывал на чуть усеченную вершину пирамиды Облака тут же затянули просвет, а мы стояли и надеялись, что небо снова прояснится. Наконец, словно в ответ на наши молитвы, облака разошлись, и в темном бархатном небе засверкал Сириус, расположенный на самой вершине пирамиды.

Мы оказались в нужном месте на плато у северной стороны пирамиды, в нужный момент еженощного шествия звезды в особую ночь тогда, когда Сириус светит как маячок на вершине Великой пирамиды. Мы стояли ошеломленные и пораженные синхронностью происходящего, тронувшей нас до глубины души. Одновременно я осознал, что это же место на плато могло быть практически использовано как точный астрономический компьютер для вычисления углов и склонений различных звезд и созвездий. И мы наслаждались моментом по дороге в гостиницу «Мена-Хаус» в Гизе. С тех пор я уже не сомневался, что Сириус и Орион как-то связаны с тайной пирамид.

Мое исследование отклонилось от главного тезиса Бьювэла и Джилберта о том, что расположение трех пирамид Гизы зеркально отражало местонахождение звезд Пояса Ориона. Я не сомневаюсь в том, что их открытие высветило одну из причин любопытного расположения трех пирамид, но геометрические пропорции Марлборо-Даунс подсказывали, что комплекс Гизы не следует рассматривать с одной только точки зрения.

О богах и богинях

Мы определенно знаем, что в своей религии древние египтяне особо почитали троицы, состоящие из бога, его супруги и их сына. Эта «триединая» концепция практически вне всякого сомнения стоит за происхождением христианской троицы — Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа. В эпоху Пирамид религиозный центр Египта находился в Гелиополисе, ставшем ныне частью современного Каира. Тамошние жрецы поклонялись трем главным богам — Осирису, Исиде и их сыну Гору. Мифы об этих трех богах были центральной частью египетской религиозной системы, господствовавшей около трех тысячелетий. Эту историю стоит напомнить.

Миф об Исиде и Осирисе

До наступления времен верховный создатель бог Ра-Атум родился из вод хаоса. В свою очередь он, создал бога Шу (ветер) и богиню Тефнут (влага), родивших двух детей — мужскую землю Геба и женское небо Нут. От их союза родились Осирис, Исида, Сет и Нептис, а также все существа, населившие Землю. Старший из богов Осирис стал царем. Он был мудрым и добрым правителем, царствовавшим в Египте вместе со своей сестрой и супругой Исидой. Он принес блага цивилизации и сельского хозяйства своему народу, и все обитатели его царства благоденствовали.

Осирис решил облагодетельствовать своим знанием все остальное человечество и отправился в путь. Пока он отсутствовал, его место занял его брат Сет. Последний наслаждался властью и решил не отказываться от царствования, когда вернется брат.

Прослышав о скором возвращении Осириса в Египет, Сет устроил заговор, чтобы убить брата. Он приказал соорудить саркофаг точно по размерам Осириса. Во время роскошного пира в честь Осириса Сет показал саркофаг и объявил, что подарит его тому, кому он точно подойдет по размеру. Один за другим придворные примеряли его по себе, но никому он не подошел. Тогда уговорили Осириса лечь в-этот гроб. Сет моментально забил крышку и сбросил саркофаг в Нил. Обезумевшая Исида отправилась на поиски тела своего супруга. Она нашла его, но прежде, чем успела вернуть его к жизни, ее настиг Сет, который разрезал тело Осириса на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту.

Прибегнув к колдовству, Исида отыскала части тела супруга — все, кроме его пениса, который съел нильский краб. Она собрала супруга по частям и вдохнула в труп жизнь. Затем она изготовила для него новый пенис, оплодотворила себя и по прошествии должного времени родила сына, названного Гором. Осирис был, естественно, сыт по горло царствованием в Египте и поэтому вернулся в царство духов, оставив своего сына Гора — бога с головой сокола — бороться с Сетом.

Древние египтяне верили, что после смерти души всех людей представали перед Осирисом на суд для определения, были ли они на земле «верными сердцами». Сдавшие этот экзамен попадали на небеса, а не сдавшие от давались на съедение крокодилам. Сцена суда часто изображалась в могилах и получила название «взвешивания сердца».

Миф об Осирисе можно толковать по-разному. Одни ученые полагают, что Осирис и Исида могли быть реальными людьми. На уровне символов миф показывает разрыв между материалистической стороной нашей природы, олицетворяемой Сетом, и нашей духовной стороной, символизируемой Осирисом.

В династическом Египте фараон считался воплощением Гора, борющегося с силами беспорядка и хаоса. На одном из самых ранних из известных барельефов, датируемом временем объединения Верхнего и Нижнего Египта во времена I династии. Гор изображен парящим над головой царя.

Пирамидная «троица»

Однажды прекрасным вечером, любуясь с плоской крыши дома Ахмеда Фанеда заходом солнца и пирамидами, я вдруг поразился символизму размера этих памятников. На ярком фоне заходящего солнца четко прорисовываются силуэты трех пирамид — двух больших, кажущихся почти одинаковыми, и одной сравнительно небольшой. Меня внезапно ошеломила мысль о том, что три пирамиды могли быть сооружены как олицетворение трех богов космологии Гелиополиса: Осириса, Исиды и Гора — отца, матери и младенца.

Когда я следил за опускающимся за горизонт солнцем, меня охватило сильное чувство. Справа от меня, казались, Осирис улыбался мне со своего трона внутри Великой пирамиды. Слева бог Гор с головой сокола парил над малой пирамидой Менкаура, а в центре стояла Исида, расправив свои божественные крылья над пирамидой Хафры — звено между мужем и сыном.

Ладно, не располагаю я фактическими сведениями, подкреплявшими бы эту идею. Нет архивных данных о церемонии освящения. Если когда-либо и существовали соответствующие описания, то они наверняка сгорели в пожарах, уничтоживших знаменитые библиотеки Александрии. Но отсутствие доказательств не есть доказательство отсутствия. К теме связи Осириса, Исиды и Гора с пирамидами Гизы я еще вернусь в конце настоящей главы.

Наши рекомендации