Модуль 6 «Основы проектирования
Рабочая тетрадь
модульной образовательной программы
в специальной дисциплине
«Архитектура зданий»
Модуль 6 «Основы проектирования
Гражданских зданий»
Кемерово 2009
Одобрено цикловой комиссией спецдисциплин №1 Протокол № ______ «___» ___________2009г. Председатель ЦК №1 _________ /___________/ | Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», учебным планом подготовки выпускников и рабочей программой дисциплины «Архитектура зданий». |
Заместитель директора
по учебной работе __________________
Составители: Г.В. Чучук
преподаватели специальных Е.Д. Туранкова
Рецензент: О.С.Рапоцевич
К.п.н., доцент кафедры
педагогики и психологии
профессионального образования
ГОУ «КРИРПО»
Рабочая тетрадь по технологии модульного обучения в дисциплине «Архитектура зданий» составлена для материала модуля 6 «Основы проектирования гражданских зданий». В тетради излагается учебный материал модуля, состоящего из 3-х результатов.
Содержание результатов разбито на учебные темы, в конце которых предлагается обучающимся материал для закрепления и проверки степени усвоения. Для подтверждения компетенции обучающегося по материалу модуля предлагается тестирование
по вариантам.
Рабочая тетрадь рекомендуется для преподавателей, работающих по технологии модульного обучения и обучающихся.
Содержание
Введение 4
Результат 1 Формулировать понятие «проект»,
знать стадии проектирования, определять требования
к проекту, различать типовое и индивидуальное
проектирование, определять назначение «привязки»
типового проекта к местным условиям. 5
Результат 2 Знать основы проектирования жилых зданий,
различать планировочные решения жилых зданий, знать
состав квартир, определять технико-экономические
показатели проекта жилых зданий. 12
Результат 3 Классифицировать общественные здания,
определять планировочные решения, технико-эконо-
мические показатели 18
Словарь терминов 21
Список литературы 22
Введение
Данная рабочая тетрадь содержит краткое изложение тем дисциплины «Архитектура зданий» модуля 6 « Основы проектирования гражданских зданий».
Тетрадь предназначена для самостоятельного изучения обучающимися материала модуля под руководством преподавателя, выступающего в роли консультанта, координатора.
Материал модуля разбит на результаты, состоящие из отдельных тем, что позволяет обучающимся эффективнее усваивать темы материала.
После каждой темы результата предлагается материал для закрепления, способствующий проверке знаний обучающегося и подтверждающий его
компетенции.
Результат 1 Формулировать понятие «проект», знать стадии
проектирования, определять требования к проекту, различать типовое и
Индивидуальное проектирование, определять назначение «привязки»
Проекта к местным условиям
Входной тест:
1- Сформулировать понятие «здание».
2- Классифицировать здания по назначению.
3- Сформулировать понятие «Классификация».
Изучение данного результата позволит обучающемуся:
- формулировать понятие «Проект»;
- знать стадии проектирования;
- определять требования к проекту;
- классифицировать жилые и общественные здания по назначению;
- знать планировочные схемы зданий;
- определять технико-экономические показатели проекта зданий.
Прочитать учебный материал, составить конспект и подготовиться к закреплению материала.
Тема 1 Понятие о проекте, требования к проекту
Строительство любого объекта (зданий или сооружений) ведётся в два этапа:
1- составление (разработка) проекта;
2- возведение здания в строгом соответствии с проектом.
«Стройка начинается с проекта»
Разработать проект здания – значит определить его размеры, форму, объём, состав и расположение помещений, подобрать соответствующие строительные конструкции и материалы, разработать фасады и интерьеры, архитектурно- строительные чертежи, определить стоимость строительства и выразить всё это в виде чертежей и необходимых к ним пояснений, обоснований, расчётов.
Проект –это комплект технической документации, состоящей из чертежей, пояснительной записки и смет.
Чертежи –графическое изображение принятых решений здания, дают представление об объёмно-планировочном и конструктивном решениях проектируемого здания, его архитектурном облике.
Пояснительная записка – содержит краткое описание и обоснование принятых решений и основные технико-экономические показатели.
Смета –документ, определяющий стоимость проектируемого здания, дающий право на финансирование строительства объекта.
Проектированием занимаются государственные проектные организации (институты, бюро), крупные строительные фирмы, имеющие лицензию на право ведения проектных работ.
Основанием для проектирования объекта служит плановое задание , выдаваемое заказчиком, т.е. организацией или физическим лицом, для которых будет строиться объект.
В плановом задании указывается:
- назначение объекта;
- ориентировочный объём здания (высота, длина, ширина);
- предъявляемые требования ( вид материала основных конструкций здания – металл, кирпич, дерево, сборный или монолитный железобетон).
Одновременно с плановым заданием выдаётся паспорт земельного участка, где имеется:
- акт об отводе участка под застройку здания, с приложением его плана;
- перечень зданий и сооружений, допускаемых к размещению на участке или существующих на участке, с указанием их архитектурного облика;
- указание благоустройства участка;
- условия присоединения проектируемого здания к существующим городским коммуникациям и сетям.
Перед проектированием на участке производятся геодезические и геологические изыскания с целью:
- уточнения рельефа местности;
- характера грунтовых условий;
- наличия грунтовых вод и их агрессивности;
- уточняется наличие строительной базы по комплектованию строительными конструкциями и материалами.
При разработке проекта необходимо соблюдать следующие требования:
- строгое соответствие государственным нормам строительного проектирования – СниПам, ТУ – техническим условиям, соблюдением ГОСТов ЕСКД и СПДС;
- полное соответствие здания заданному назначению по размерам, в функциональном, техническом и архитектурном отношениях;
- экономичность в строительстве и эксплуатации;
- достаточная полнота проработки проектных материалов, обеспечивающих удобство пользования ими при производстве работ;
- применение современных строительных технологий, конструкций и материалов, достижений науки и техники.
Материал для закрепления:
1. Дать определение проекта.
2. Объяснить назначение: а) чертежей; б) пояснительной записки; в) сметы.
3. Дать ответ на вопросы:
А – Кто разрабатывает проекты?
Б – Что является основанием для разработки проекта?
В – Что указывается в плановом задании?
4. Объяснить назначение паспорта земельного участка.
5. Назвать виды и назначение изысканий на площадке застройки.
6. Указать виды документов, необходимых для начала проектирования.
7. Определить требования, предъявляемые к проекту.
8. Назвать стадии проектирования для сложных объектов.
9. Указать стадии проектирования для типовых объектов.
10. Дать определение типовому проекту.
11. Дать определение индивидуальному проекту.
Проверка степени усвоения материала:
1 – Закончить фразу:
А - Основанием для проектирования здания является….
Б - В плановом задании указывается….
В - В паспорте земельного участка указывается…..
Г - Перед началом проектирования на участке, отведённом под застройку, необходимо провести …….
Д - Изыскания ….. и ….. проводятся для того, чтобы ……
Е - К проекту предъявляются определённые требования для того, чтобы …..
Ж - Проекты разрабатываются в соответствии с …..
Тема 2 Планировочные решения общественных зданий. Состав
Входных узлов
Основными планировочными схемами общественных зданий являются:
1) Коридорная, наиболее распространённая, применяется в зданиях с многократно повторяющимися помещениями, равнозначными по назначению. Пример таких зданий: учебные заведения, больницы, административные здания, гостинцы и т.д.
Помещения в коридорной схеме могут располагаться по одной стороне коридора или по обе стороны.
Односторонний коридор характерен хорошей освещённостью, применяется в зданиях, когда используется для других целей. Например: в школах – для игр детей младшего возраста на перерыве, как рекреация для ожидания в учебных заведениях, поликлиниках.
Двусторонние коридоры экономичнее, устраиваются в административных зданиях, больницах. Освещённость таких коридоров обеспечивается устройством окон в торцах коридора и световых разрывов – рекреаций, через остеклённые двери помещений. Примером служит коридор нашего здания техникума.
Ширина коридора зависит от количества людей, условий эксплуатации здания. При двустороннем расположении помещений ширина коридора назначается от 1,4 до 2,8 метров; при одностороннем – от 3 до 4 метров.
2) Анфиладная схема – при непосредственном сообщении помещений между собой.
Анфилада – это ряд помещений расположенных одно за другим с проёмами по одной оси. Такая схема применяется для зданий музеев, картинных галерей, выставочных павильонов, часто эта схема применяется и в театрах.
3) Концентрическая схема - когда вокруг одного или нескольких крупных помещений группируются все остальные помещения здания. Примером таких зданий являются спортивные залы, крытые рынки, торговые центры, цирки.
4) Смешанная схема, сочетает в себе три названные схемы. Это здания театров. Где – зрительный зал (концентрическая схема), остальные помещения – фойе, буфеты и другие помещения располагаются вокруг зала по анфиладной схеме, а за зрительным залом по коридорной схеме располагаются артистические комнаты, костюмерные, режиссёрские комнаты и т.д.
Смотри рисунки 9, 10,11 пособия.
Для организации входа и выхода в общественном здании служит комплекс помещений, называемых входным узлом.
Входной узел состоит из тамбура, вестибюля, гардеробной, обслуживающих помещений, главной лестницы, примыкающей к вестибюлю.
Пример - входной узел здания техникума. Смотри рисунок 12 пособия.
Входной тамбур – небольшое проходное помещение, защищающее вестибюль от холодного воздуха при открывании наружных входных дверей.
Вестибюль – проходное помещение, куда попадает посетитель, входящий в здание. Его назначение – распределение людского потока по разным направлениям, в нём находится гардеробная.
Состав обслуживающих помещений зависит от назначения здания, это могут быть билетные кассы, регистрационные в больницах, комнаты администраторов в театрах, справочные, бюро пропусков и т.д.
Главные лестницы – это открытые широкие лестницы, красивые, иногда лестницы заменяются пандусами.
Материал для закрепления:
1 - Объяснить назначение общественных зданий.
2 - Указать виды общественных зданий по функциональному назначению.
3 - Назвать примеры специализированных общественных зданий.
4 - Назвать примеры универсальных общественных зданий.
5 - Объяснить назначение входного узла общественного здания.
Проверка степени усвоения материала:
1 - Указать различие общественных зданий специализированных и универсальных.
2 - Указать роль тамбура в составе входного узла.
3 - Указать назначение вестибюля.
Здания
При разработке проекта общественного здания важная роль отводится технико-экономическим показателям объемно-планировочных решений здания.
К ним относятся следующие показатели:
1) Рабочая площадь здания, м2 - площади помещений, ради которых проектируется общественное здание;
2) Подсобная площадь, м2 - площадь помещений вспомогательных ( помещения входного узла, коридоров, лестничных клеток, санузлов, щитовых и т.д.;
3) Полезная площадь,м2 - сумма площадей рабочей и подсобной;
4) Строительный объём здания, м3
5) Площадь застройки здания, м2 .
Словарь терминов
Проект –комплект технической документации, состоящей из чертежей, пояснительной записки и смет.
Чертежи – графическое изображение принятых решений здания.
Пояснительная записка – краткое описание принятых решений здания.
Смета –документ, определяющий стоимость проектируемого здания.
Плановое задание –документ, служащий основанием для проектирования объекта.
Паспорт земельного участка –документ, содержащий материалы для строительства здания на данном участке.
Технический проект -комплексное решение основных вопросов возведения здания.
Рабочие чертежи –документы для выполнения строительно-монтажных работ.
Типовой проект – комплект чертежей по частям проекта с пояснительной запиской и сметой.
Типовое проектирование –проектирование объектов многократно повторяющихся.
Индивидуальное проектирование –проектирование с учетом желаний заказчика.
Привязка типового проекта к местным условиям –уточнение конструктивных решений здания с учетом местных условий.
Жилая секция –группа квартир, объединенная лифтово-лестничным узлом.
Блок-секция –законченный типовой отсек здания.
Инсоляция –обогрев прямыми солнечными лучами.
Меридиональная ориентация –расположение окон квартиры на одну сторону фасада.
Широтная ориентация –расположение окон квартиры на два стороны фасада.
Общежитие –жилое здание для временного проживания.
Жилые дома гостиничного типа –для проживания одиноких и малосемейных людей.
Интернаты –специализированные общежития для инвалидов, пожилых людей.
Специализированные общественные здания –здания, не изменяющиеся в период эксплуатации.
Универсальные общественные здания –могут трансформироваться для использования по другому назначению.
Анфилада –помещения, расположенные одно за другим.
Входной узел –комплекс помещений для организации входа и выхода из общественного здания.
Список литературы
Нормативно-справочная литература
1 СНиП 2.01.07-85*. Нагрузки и воздействия [Электронный ресурс] // Стройконсультант.
2 СНиП 2.02.01-83*. Основания зданий и сооружений [Электронный ресурс] // Стройконсультант.
3 СНиП 23-01-99. Строительная климатология [Электронный ресурс] // Стройконсультант.
4 СНиП 2.08.01-89*. Жилые здания [Электронный ресурс] // Стройконсультант.
5 СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения [Электронный ресурс] // Стройконсультант.
6 СТ СЭВ 3976-83. Здания жилые и общественные. Основные положения проектирования [Электронный ресурс] // Стройконсультант.
Основная литература
7 Вильчик, Н. В. Архитектура зданий [Текст] : учебник для студентов ССУЗов / Н. В. Вильчик. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 304 с. : ил.
8 Шерешевский, И. А. Конструирование гражданских зданий [Текст] : учебное пособие для техникумов / И. А. Шерешевский. - М. : Архитектура-С, 2005. – 175 с. : ил.
Дополнительная литература
9 Буга, П. Г. Гражданские, промышленные и сельскохозяйственные здания [Текст] : учеб. для строит. техникумов / П. Г. Буга. – М. : Высшая школа, 1987. – 351 с. : ил.
10 Маклакова, Т. Г. Конструкции гражданских зданий [Текст] : учеб. пособие для вузов / Т. Г. Маклакова, С. М. Нанасова, Е. Д. Бородай, В. П. Житков. – М. : Стройиздат, 1986. – 135 с. : ил.
11 Неелов, В. А. Гражданские здания [Текст] : учеб. пособие для техникумов / В. А. Неелов. – М. : Стройиздат, 1988. – 300 с. : ил.
12 Русскевич, Н. Л. Справочник по инженерно-строительному черчению [Текст] / Н. Л. Русскевич, Д. И. Ткач, М. Н. Ткач. – 2-е изд., перераб. и доп. - Киев. : Будiвельник, 1987. – 264 с.
Рабочая тетрадь
модульной образовательной программы
в специальной дисциплине
«Архитектура зданий»
Модуль 6 «Основы проектирования
Гражданских зданий»
Кемерово 2009
Одобрено цикловой комиссией спецдисциплин №1 Протокол № ______ «___» ___________2009г. Председатель ЦК №1 _________ /___________/ | Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», учебным планом подготовки выпускников и рабочей программой дисциплины «Архитектура зданий». |
Заместитель директора
по учебной работе __________________
Составители: Г.В. Чучук
преподаватели специальных Е.Д. Туранкова
Рецензент: О.С.Рапоцевич
К.п.н., доцент кафедры
педагогики и психологии
профессионального образования
ГОУ «КРИРПО»
Рабочая тетрадь по технологии модульного обучения в дисциплине «Архитектура зданий» составлена для материала модуля 6 «Основы проектирования гражданских зданий». В тетради излагается учебный материал модуля, состоящего из 3-х результатов.
Содержание результатов разбито на учебные темы, в конце которых предлагается обучающимся материал для закрепления и проверки степени усвоения. Для подтверждения компетенции обучающегося по материалу модуля предлагается тестирование
по вариантам.
Рабочая тетрадь рекомендуется для преподавателей, работающих по технологии модульного обучения и обучающихся.
Содержание
Введение 4
Результат 1 Формулировать понятие «проект»,
знать стадии проектирования, определять требования
к проекту, различать типовое и индивидуальное
проектирование, определять назначение «привязки»
типового проекта к местным условиям. 5
Результат 2 Знать основы проектирования жилых зданий,
различать планировочные решения жилых зданий, знать
состав квартир, определять технико-экономические
показатели проекта жилых зданий. 12
Результат 3 Классифицировать общественные здания,
определять планировочные решения, технико-эконо-
мические показатели 18
Словарь терминов 21
Список литературы 22
Введение
Данная рабочая тетрадь содержит краткое изложение тем дисциплины «Архитектура зданий» модуля 6 « Основы проектирования гражданских зданий».
Тетрадь предназначена для самостоятельного изучения обучающимися материала модуля под руководством преподавателя, выступающего в роли консультанта, координатора.
Материал модуля разбит на результаты, состоящие из отдельных тем, что позволяет обучающимся эффективнее усваивать темы материала.
После каждой темы результата предлагается материал для закрепления, способствующий проверке знаний обучающегося и подтверждающий его
компетенции.