Группы лиц, требующих особого внимания офицера по охране
Любой захват или попытка проникновения на борт судна стояще го в порту или под погрузкой может происходить как явно так и скрыто разумеется с привлечением всех возможных уловок и хитростей.
Офицеру, которому перед нанявшей его компанией предстоит отвечать за безопасность судна, груза и экипажа, в первую очередь необходимо обращать внимание на следующих лиц:
1. Так называемые РАБОТНИКИ ПО КОНТРАКТУ - люди, нанятые на договорный срок, количество и квалификация которых определяется объемом и содержанием предстоящих в ближайшее время работ. Особое внимание необходимо обращать на лиц некоторых национальностей, характерной чертой которых является излишнее любопытство и стремление всюду проникнуть. При найме на временную работу лиц следует перед допуском на судно визуально осмотреть их определить заявленное количество рабочих, срок и рабочие место постоянно контактировать с их бригадиром, пресекать любые попытки удаления от назначенного рабочего места.
2.ТОРГОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ; допуск на судно которых разрешен, могут вести разговоры и задавать не относящиеся к сфере деятельности вопросы, как бы невзначай интересоваться судовыми делами, характером груза и т.п. Поэтому необходим не допускать или по возможности контролировать беседы таких представителей с персоналом судна, ибо увлекаясь разговорами, можно легко выдать конфиденциальную информацию, которая по цепочке от одного представителя к другому поступит к тому, кто пытается ее собрать.
3.КОНСУЛЬТАНТЫ: Прежде чем допустить на борт какого-либо консультанта, следует точно знать нужен ли он на борту, к кому и по какому вопросу он прибыл, был ли он вызван или проявил самостоятельную инициативу, существует ли такой консультант в той или иной фирме, или порту и т.д.
4.ЖУРНАЛИСТЫ И РЕПОРТЕРЫ: Данная категория лиц является одной из апробированных и надежных прикрытий для террористических группировок, представляя определенную опасность. Под видом журналисткой аппаратуры на судно можно пронести довольно таки внушительное количество оружия. Никто лучше этой категории лиц не сможет собрать нужную террористам информацию, распустить слухи и т.д. и т.п.
Общаясь с такими людьми, следует обращать внимание на их поведение, соответствует ли оно официальной теме визита, или в нем что-то не так, искренне он разговаривает, или скрывает свои мысли, какова его моторика движения - размеренные, или, наоборот, неуравновешенные, прерывистые, заторможенные. Особое внимание надо обратить на мимику лица, глаза могут много сказать, особенно взгляд человека чем-то заинтересованного.
Офицер по охране судна должен наблюдать за экипажем судна, обращая особое внимание на:
- ПОВЫШЕННО КОНФЛИКТНЫЕ ПЕРСОНАЖИ. Серьезную опасность в рассматриваемом аспекте представляют конфликты, влекущие за собой чувство обиды как на коллектив в целом, так и на отдельных лиц. Обиженный человек, неважно справедливо его обидели или нет, способен продать любую информацию, которая в той или иной степени дошла к нему. Следует отметить, что речь здесь идет о повышенной конфликтности, а не об обычных спорах, имеющих место на судне повседневно.
- СКЛОННЫЕ К УПОТРЕБЛЕНИЮ СТИМУЛЯТОРОВ, АЛКОГОЛЯ, НАРКОТИКОВ: Когда человек занят ответственным делом, он испытывает психологическое напряжение, которое нередко влечет за собой стресс и психологические срывы. Другими словами нужно как- то расслабиться. Однако человека, систематически принимающего стимуляторы, можно довольно легко шантажировать и заставить пойти на опрометчивый шаг.
- НЕДОВОЛЬНЫЕ СВОИМ ПОЛОЖЕНИЕМ: это люди с амбициями, но не имеющие возможности их воплотить в жизнь. Тут обычно встречаются два варианта: 1. Человек вырос из рамок своей должности или профессии, но увы его не пускают дальше; 2. Человек не способен к дальнейшему росту, но жаждет всеобщего признания.
В первом случае дело чаще всего кончается тем, что такой матрос или командир младшего ранга уходит в другую компанию, на другое судно и этим дело и заканчивается.
Во втором случае индивидуум использует любой случай, чтобы как-то показать себя. Естественно, что его попытки не получают желаемой оценки.
- КАРЬЕРИСТЫ: Есть немало людей, считающих целью своей жизни достижение какого-то статуса. Главное для них - карьера. У них нет устойчивых принципов, а для достижения своих целей они используют любые методы. Поэтому, чтобы добиться своего, они могут подставить кого угодно, в том числе и свой экипаж. Такие люди должны постоянно находиться под наблюдением.
- ЛЮБИТЕЛИ КРАСИВО ЖИТЬ: Таким людям свойственно хвастовство, они могут клевать на приятных женщин, которые в свою очередь могут представлять любую террористическую организацию. Таким людям всегда нужны деньги, причем много денег. Отсюда пол шага до предательства.
- ЛОДЫРИ: Этих людей отличает безразличное отношение ко всему, что связанно с их профессиональной деятельностью. Если человек постоянно отлынивает от работы, выполняет ее кое-как, то приходится постоянно его контролировать и заставлять. Обычная реакция такой личности - злоба и зависть, а также желание отомстить при первой возможности. Подобных людей необходимо безжалостно увольнять.
Методы управления толпой
Под словом " ТОЛПА " обычно подразумевается собрание индивидуумов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол > каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собраниё.
С одной стороны нам понятно, что под словом толпа мы пони маем просто определенную группу лиц, связанную одинаковой целью к тому же группу лиц различной принадлежности полов и возрастов Самый поразительный факт, наблюдавшийся в такой, образовавшейся толпе, следующий: каковы бы ни были индивидуумы, составляющие ее, каков бы ни был образ жизни, занятий, их характер или ум одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовалась своего рода душа, заставляющая их чувствовать, думать действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувство вал каждый из них в отдельности. Сформировавшаяся таким путем толпа представляет собой временный организм, образовавшийся и разнородных элементов, на одно мгновение в виде единого организма. Отсюда вытекают такие характерные черты, которые присущи любому мыслящему организму: импульсивность, изменчивость и раздражительность толпы; податливость внушению и легковерие; преувеличение и односторонность чувств, впадание в крайности; нетерпимость, авторитетность и своеобразный консерватизм.
Следует отметить, что все вышеперечисленные качества присущи в какой-то мере каждому индивидууму, но в массе они возраст ют многократно. Лидеры, которые знакомы с психологией толпы, умело играя на ее чувствах, амбициях и настроении, а также, используя момент времени, могут руководить толпой, направлять ее и использовать в своих целях.
При этом подготовленный лидер знает, что основными факторами, которые необходимо учитывать при воздействии толпу являются:
- РАСА: данный фактор должен стоять в первом ряду, так как своим значением он превосходит все другие.
- ТРАДИЦИИ: в традициях выражаются идеи, потребности и чувства прошлого расы, в них заключается синтез расы.
- ЭПОХА: исторически обусловлено то, что период времени способствует возникновению, развитию и уничтожению верований; время дает силу и могущество и время же лишает того и другого. Время подготавливает мнения и верования толпы или, по крайней мере, почву, на которой они могут развиваться. Вот почему некоторые идеи могли быть осуществимы только в известные эпохи.
- ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: Учреждения и правительства - это продукты расы, и не они создают эпоху, эпоха создает их. Народы управляются не так, как того требует их характер. Нужны целые века для образования какого-нибудь политического режима, и точно также нужны века для его изменения. Учреждения сами по себе не могут быть ни хороши, ни плохи для какого-нибудь народа в данную минуту времени, могут быть совсем не пригодны для него в другую.
- ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: Этот фактор определяет цивилизованный, культурный и интеллектуальный уровень толпы. Чем выше образование и воспитание, тем больше вероятность взаимопонимания между лидером и толпой. Необходимо помнить, что толпа несколько напоминает сфинкса из античной сказки: надо либо научиться разрешать загадки, предлагаемые нам ее психологией, или же безропотно покориться тому, что толпа нас поглотит.
В заключение приводятся некоторые способы воздействия на толпу с целью управления ею:
1. ОБРАЗЫ, СЛОВА И ФОРМУЛЫ - Изучая психологию толпы, можно видеть, что на нее удается действовать с помощью образов. Такие образы не всегда имеются в нашем распоряжении, но их можно вызвать посредством умелого применения слов и формул. Искусно обработанные формулы получают действительно ту магическую силу, которая им приписывалась некогда адептами магии. Они могут возбудить в толпе самые грозные бури, но смогут также и успокаивать ее.
2. ИЛЛЮЗИИ - Толпа сама по себе никогда не стремилась к правде; она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становиться ее повелителем.
3. ОПЫТ - Опыт является единственным действительным средством для прочного укрепления какой-нибудь истины в душе толпы. Однако нужно помнить, что опыт должен быть совершенен в широких размерах и апробирован несколько раз.
4. РАССУДОК - На толпу нельзя влиять рассуждениями, так как ей доступны только грубые ассоциации идей. Чтобы убедить толпу, надо сначала хорошо ознакомится с воодушевляющими ее чувствами, притвориться, что разделяешь их, затем попытаться их изменить, вызывая посредством первоначальных ассоциаций какие-нибудь прельщающие толпу образы. Надо также уметь вернуться назад в случае нужды и, главное, уметь угадывать те чувства, которые порождаешь в толпе.
Защитные меры от пиратства
Общие сведения
Особенно повышена активность пиратов в Малакском и Сингапурском проливах, у побережья Индонезии, Филиппин, Таиланда, Малайзии, побережья юго-западной Африки и Сомали. Группы, нападающие на суда, можно условно разделить на три категории:
Высокопрофессиональные, отлично экипированные и хорошо вооруженные, обладающие достоверной и своевременной информацией об объекте нападения. Такая категория имеет в своем распоряжении самые современные средства связи и доставки. Они прекрасно знают схему противодействия их нападениям и дёйствуют по принципу целесообразности и достаточности, т.е. не производя лишнего шума и жертв. Эти нападения хорошо спланированы и если налет не удался, то группа быстро отходит, помня о том, что с судна уже ушло сообщение в адрес ближайшего антипиратского центра. К примеру Сингапурский и Малакский проливы с ближайшим антитеррористическим центром в Куала-Лумпуре, где постоянно дежурит вертолет со спецподразделением, в задачу которого входит физическое уничтожение террористов и пиратов.
Другая категория пиратов отличается непредсказуемостью их действий в силу таких причин, как отсутствие необходимой дисциплины, подготовленности к подобным действиям, а также зачастую пребывания членов этих групп под сильным воздействием наркотиков и алкоголя. Как правило, такие группы слабо экипированы и вооружены (большая часть - только холодным оружием), но несколько единиц такого оружия присутствуют. В качестве средств доставки чаще всего используют „большие рыбацкие суда, в которых помещается до 12 человек. Иногда эти суда имеют мощные двигатели и скорость до 15 - 20 узлов. Такие нападения приводят к большому количеству жертв со стороны экипажей судов. Бывали случаи даже паяного уничтожения экипажа судна в районах Юго-Восточной Азии. Особенно часто таки группы действуют в районах Конакри, портов Нигерии, побережья Сомали.
Последняя категория, которая доставляет много забот и неприятностей мореплавателям — это даже не пираты, а морские воры, цель которых — воровство судового имущества и снабжения, начиная ;о швартовных концов и кончая имуществом членов экипажа и антикоррозионными протекторами, которые срезают с корпусов судов, когда они находятся в балласте на стоянке в порту или на рейде. Как правило вооружены ножами и проявляют агрессию только при попытке их задержать. Работают с малых шлюпок, достаточных для того, чтобы доставить несколько человек к борту и увезти, например, один - два швартовных конца.
Также необходимо отметить, что последнее время участились случаи захвата заложников с целью получения за них выкупа или превращения их в рабов, особенно у побережья Сомали и Малайзии. Этим занимаются первые две категории пиратов. В регионе Юго-Восточной Азии также не редкость полного захвата судов с целью продажи самого судна и его груза, особенно если этот груз ценный. Бывают также целевые нападения на суда для изъятия точно известного груза. Чаще всего это контейнеры с очень ценными товарами.
При длительных ожиданиях причала на рейдах Юто-Западной Африки (особенно Конакри и Нигерии), нужно учитывать, что информация о местонахождении судов попадает к пиратам, и они планируют свои нападения, исходя из этих координат. Поэтому ожидать причала нужно как можно дальше от установленных штатных якорных стоянок (не ближе 30 миль от входа в порт) и ни в коем случае не сообщать властям порта свои координаты, т.к. эти власти коррумпированы и дают наводку. Если позволяет обстановка, лучше лежать вдрейфе подальше от берега и выходить на связь с портом через агента, также, не сообщая своих достоверных координат. Машину держать в достаточной готовности, чтобы при обнаружении подозрительных объектов дать ход и отойти дальше от берега, т.к. в этих районах пираты не рискуют уходить далеко в море в силу слабой мореходности их судов и неумению ориентироваться вдали от берега. Нужно также учитывать, что пираты часто стараются изображать из себя рыбаков, хотя для пиратских целей могут использовать и суда другого назначения.
По рекомендации Международной морской организации борьба с пиратами распределена между Администрациями государств флага, под которым работает судно, и Администрациями государств портов, в которых обрабатываются суда.
Администрация государств флага и судоходные компании разработали процедуры, предназначенные для экипажей судов. В них предусмотрено тщательное наблюдение за поверхностью моря, несение дополнительных вахт на главной палубе и их надежная связь с навигационной вахтой на мостике, герметизация контура жилой надстройки, освещение подходов к судну прожекторами, радиолокационное наблюдение за приближающимися судами, готовность к отражению пиратов водой из пожарных шлангов и др. меры. О каждом случае нападения пиратов или попытки такого нападения капитаны судов должны сообщать по радио местным властям, а также ближайшему региональному международному центру борьбы с пиратами. Экипажи судов заинтересованы в организации обороны против пиратов и добросовестно выполняют предписанные процедуры.