Обзор части «А» Кодекса ISPS

Эта часть Кодекса содержит 19 разделов.

Раздел 1 ― В первом разделе излагаются цели Кодекса.

Раздел 2 - «Определения» -содержит 11 определений, из которых три:

1 ― Convention,

2 ― Regulation,

3 ― Chapter) являются общеизвестными, а остальные 8 приводятся ниже:

4 ― Ship Security Plan (План охраны судна) - означает план, составленный для обеспечения

применения на борту судна мер, предназначенных для защиты персонала, груза, грузового

транспорта и судовых запасов от риска опасного инцидента.

5 ―Portfacility Security Plan(План охраны портовых сооружений) - означает план, составленный для обеспечения применения мер для защиты портовых сооружений и судов, персонала, грузов, грузового транспорта и судового снабжения, находящегося в порту при риске опасного инцидента.

6 ―ShipSecurityOfficer(офицер по охране судна) - означает лицо на борту судна, подотчетное капитану, назначенное Компанией, как ответственное за охрану судна, включая применение и поддержание судового плана охраны и за связь с офицером охраны компании и офицерами охраны порта.

7 ―CompanySecurityOfficer(офицер Компании по охране) - означает лицо, назначенное компанией для обеспечения действий по проведению оценки безопасности судна, составлению судового плана охраны, представлению его на утверждение и дальнейшее применение и поддержание, а также для связи с офицерами охраны портов и офицерами по охране судов.

8 ―PortfacilitysecurityOfficer(офицер по охране портовых сооружений) - означает лицо, назначенное ответственным за создание, применение, пересмотр и поддержание плана по охране портовых сооружений и для связи с офицерами по охране судов и компаний.

9 ―SecurityLevel1 (Уровень охраны 1) - означает уровень, при котором минимальные соответствующие

защитные и охранные меры поддерживаются все время, как нормальное эксплуатационное

состояние.

10―SecurityLevel2 (Уровень охраны 2) - означает уровень, при котором соответствующие дополнительные меры защиты и охраны должны поддерживаться на период времени существования повышенного риска инцидента.

11―SecurityLevel3 (Уровень охраны 3) - означает уровень, при котором дальнейшие специфические защитные и охранные меры должны поддерживаться в течение ограниченного отрезка времени, когда имеется большая вероятность или угроза инцидента, хотя цель нападения может быть неизвестна.

Раздел 3 - Применение(повторяет положения правила 2, параграф 1 главы ХI-2SOLAS).

Раздел 4 Ответственность договаривающихся правительств.

В этом разделе, в частности излагается ответственность правительства за установление уровней безопасности (SecurityLevel1 1,2,3).

Разделы 5,6,7,8,9,10 и 11 содержат положения и требования соответственно: декларация об охране (5), обязанности компаний (6), охрана судна (7), оценка безопасности судна (8), судовой план охраны (9), ведение записей (10), офицер компании по охране (11). Полный текст разделов - в Приложении 2.

Раздел 12 - Офицер по охране судна.

Согласно требованию раздела 12 части А Кодекса ISPS офицер по охране (Ship Security Officer–SSO) должен быть назначен на каждом судне.

Обязанности и ответственность SSO должны включать, но не ограничиваются:

1.Проведение регулярных инспекций судна по безопасности для обеспечения поддержания соответствующих мер охраны;

2.Поддержание и внедрение судового плана охраны, включая изменения плана;

3.Координация вопросов охраны при обработке грузов и судового снабжения с судовым персоналом и офицерами по охране портовых сооружений;

4.Предложения по модификации судового плана охраны;

5.Доклады офицеру Компании по охране о любых недостатках и несоответствиях, обнаруженных во время внутреннего аудита, периодических осмотров, инспекции и проверок и применение корректирующих действий;

6. Усиление сознания безопасности и бдительности на борту судна;

7. Обеспечение проведения адекватных тренировок судового персонала согласно требований;

8. Доклады об опасных инцидентах;

9.Координация применения судового плана охраны с офицером Компании по охране и соответствующим офицером по охране портовых сооружений;

10. Обеспечение надлежащей работы оборудования по охране, его тестирование, калибровка, уход, если таковое имеется.

Офицер по охране судна должен иметь знания и пройти обучение с учетом руководства, изложенного в части В этого Кодекса.

Разделы с 13 по 19 ― излагают положения и требования в отношении:

13.Обучение, проведение учений и упражнений по охране судна;

1 .Охрана портовых сооружений;

2.Оценка безопасности портовых сооружений; -*

З.План охраны портовых сооружений;

4.Офицер по охране портовых сооружений;

5.Обучение, проведение учений и упражнений по охране портовых сооружений;

6.Освидетельствование и сертификация судов.

Полный текст этих разделов - в Приложении 2.

3.2. Дополнения к Конвенции ПДНВ согласно требованиям главы х1-2 зо1.А8

На 75 сессии Комитета по безопасности ИМО были приняты требования к квалификации SSO и на 76 сессии КБМ соответствующие изменения и добавления были внесены в Конвенцию STCW (по подготовке и сертификации моряков и несению вахты).

В частности, в статью о несении вахты при стоянке судна на якоре внесено требование несения вахты на мостике квалифицированным персоналом.

Предложен проект требований к компетенции судового офицера по охране, которые включают:

1. Развитие и поддержание судового плана охраны и соответствующих процедур по действиям в

чрезвычайных ситуациях;

2. Оценка риска, угроз и уязвимости;

3. Методы физического обыска;

4. Привитие сознания безопасности и бдительности.

По этим четырем основным требованиям к компетентности предложено внести в Кодекс STCW требования к знаниям, пониманию и умению для судового офицера по охране:

1. Знание обязанностей по охране - офицера Компании по охране (СSО), капитана, судового офицера по

охране (SSО), экипажа и офицера по охране портовых сооружений;

2 Знание законов и правил регулирующих безопасность на море и на судне и соответствующих органов

флага судна и страны порта для информирования в случае нарушения безопасности;

3 Знание элементов, которые составляют судовой план охраны и соответствующих процедур;

5 Знание непредвиденных обстоятельств по безопасности и ответных мер;

6 Методы управления толпой;

7 Знание уровней охраны и соответствующих готовностей и защитных мер для каждого уровня;

8 Знание мер безопасности и охраны по судну;

9 Умение проводить регулярные инспекции судна по безопасности и внутренние аудиты;

10 Знание управления техническими средствами охраны;

11 Знание мер безопасности и охраны в порту и во время судовых операций;

12 Знание методологии оценки риска, угроз и уязвимости;

13 Знание приемов обхода (обмана) применяемых мер охраны;

14 Распознавание по внешним признакам и особенностям поведения лиц, которые могут потенциально

угрожать безопасности;

15 Распознавание и определение наличия оружия, опасных веществ и устройств;

16 Знание приемов обращения с конфиденциальной информацией по безопасности и соответствующих

способов связи;

17 Знание различных приемов, используемых для проведения физических обысков (персонала, багажа,

груза и т.д.) и неконтактные методы проверок;

18 Проведение и координация досмотров;

19 Умение использовать оборудование и системы по безопасности и охране;

20 Проверка, калибровка и уход в море за оборудованием и системами;

21 Знание приемов и техники инструктажа и обучения экипажа.

Обзор части в Кодекса isps

Часть В Кодекса ISPS представляет собой рекомендации по выполнению положений Главы ХI-2 и требований части А этого Кодекса. Она имеет также как и глава ХI-2 ―19 одноименных разделов, но в отличие от сжатых формулировок обязательной части, содержит развернутое толкование и разъяснение каждого раздела, дает наставления по проведению оценки охраны судна и порта и составлению планов охраны для судна и для порта, а также по применению возможных мер охраны для каждого уровня охраны, устанавливаемого Правительством.

Полный текст части В на русском языке приведен в Приложении 3.

Наши рекомендации