Обеспечение художественной выразительности общественных зданий
Художественная выразительность зданий достигается при помощи архитектурной композиции. Архитектурной композицией называют определенное закономерное расположение и сочетание всех внешних и внутренних элементов здания, гармонично согласованных между собой и образующих единое целое. Закономерное расположение нескольких или многих зданий в сочетании их с внешним пространством также составляют еще более сложную композицию — ансамбль.
Закономерности, исследуемые в теории композиции, называют категориями или элементами композиции. К этим категориям относятся:
1. объемно-пространственная структура;
2. тектоника;
3. средства гармонизации (симметрия и асимметрия, ритм, пропорции, масштабность, контраст и нюанс и т. д.).
1. Объемно-пространственная структура.Различные жизненные процессы требуют определенных физических условий и места в пространстве. Поэтому объемно-пространственную композицию, вырастающую на основе решения функциональных задач, естественно строить изнутри наружу. Материальная оболочка, ограничивающая это пространство, образует объем здания, а в сочетании с внутренним пространством — объемно-пространственную структуру, композицию.
Форма объема здания, как правило, зависит от его внутреннего пространства. Мелкие членения внутреннего пространства соответствуют мелким членениям наружного объема и соответственно большие внутренние пространства соответствуют свободной композиции внешних объемов здания. Но существуют и примеры композиционных решений, когда такое единство не выдерживается вполне сознательно. В основном это касается зданий-памятников и зданий-монументов, имеющих большую идеологическую программу, например храм Василия Блаженного (Покровский собор) на Красной площади в Москве. Девять монументальных объемов-столпов, посвященных святым, и десятый – колокольня – возведены на общем основании-стилобате и объединены галереями. Они призваны производить впечатление храма-памятника. Зодчие достигли удивительного единства торжественности и монументальности композиции внешнего объема. Внутреннее пространство в этих объемах мелко расчленено, рассчитано на небольшое количество молящихся и играет подчиненную роль.
Следует рассматривать три общих вида объемно-пространственной композиции:
- Фронтальнаяхарактеризуется тем, что все ее элементы располагаются по двум фронтальным координатам, т.е. по ширине и высоте. Расположение по глубине имеет подчиненное значение — оно физически мало. Такую композицию могут иметь фасады зданий. Она рассчитана на обозрение с одной стороны и характерна для зданий, расположенных в ряду улицы.
- Объемная характеризуется тем, что ее элементы располагаются по трем координатам- ширине, высоте и глубине. Объемную композицию применяют для отдельно стоящих зданий, рассчитанных на обозрение со всех точек зрения.
- Глубинно-пространственная характеризуется наличием пространства, в котором определяющими являются глубинные координаты. Такое композиционно построение может относиться как к одному, так и к группе зданий.
В развитую глубинно-пространственную композицию фронтальная и объемная композиции входят в качестве ее составных частей. Таким образом, все три вида композиции во многих случаях могут иметь место в одном архитектурном произведении и их выделение поэтому является в какой-то мере условным.
2. Тектоника -точная наука построения, отражающая художественную интерпретацию конструкции в работе под нагрузкой. С помощью художественной выразительности формы архитектор может подчеркнуть работу конструкции, а для этого он должен хорошо понимать и чувствовать особенности конструкции, ясно «видеть» направление и характер усилий в каждом ее элементе.
В качестве наглядного примера перехода конструкции в тектоническую систему можно привести греческий ордер (рис). Расширяющаяся снизу вертикальная опора — колонна — отражает нарастание нагрузки книзу. Капитель наглядно подчеркивает место передачи нагрузки с балки-архитрава на колонну, она как бы спокойно, но при полном напряжении сил воспринимает нагрузку.