История развития архитектуры досуга в беларуси
БНТУ, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. | ||
1. | ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ДОСУГА В БЕЛАРУСИ…………………………………………………………. | |
2. | ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ…………………………………. | |
3. | МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ ЗАЛЬНОГО ТИПА……………. | |
3.1. Цели, задачи и состав проекта………………………………. | ||
3.2. Тематика заданий проекта и последовательность их выполнения………………………………………………………….. | ||
4. | ПРЕДПРОЕКТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………….. | |
4.1. Анализ градостроительной ситуации………………………. | ||
4.2. Библиографический поиск…………………………………… | ||
5. | РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА………………………………………… | |
5.1. Общие положения……………………………………………... | ||
5.2. Генеральный план…………………………………………….. | ||
5.3. Объемно-планировочные решения зданий и помещений... | ||
5.3.1 Общие требования | ||
5.3.2. Зрительский комплекс………………………………… | ||
5.3.3. Демонстрационный комплекс………………………… | ||
5.3.4. Помещения технического обеспечения сцены (эстрады), кинопоказа, обслуживания сцены (эстрады) и производственные……………………….. | ||
5.3.5. Клубный комплекс…………………………………….. | ||
5.3.6. Административно-служебные помещения ………… | ||
5.4. Предприятия общественного питания в структуре культурно-досугового учреждения …………………………...…. | ||
5.5. Особенности проектирования специализированных культурно-досуговых учреждений……………………………….. | ||
5.5.1. Культурно-досуговые учреждения для физически ослабленных лиц…………………………..………………….. | ||
5.5.2. Культурно-досуговые учреждения для пожилых людей …………………………………………………………… | ||
5.5.3. Культурно-досуговые учреждения для молодежи…. | ||
5.5.4. Детские культурно-досуговые учреждения ………… | ||
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
Общественные здания, независимо от их размеров и назначения, всегда являются важными элементами формирующихся и реконструируемых жизненных пространств, как районов массовой застройки, так и ансамблей административных центров любого уровня, вплоть до столичных площадей. Как правило, именно они, наделенные особыми, выразительными архитектурно-художественными образами, становятся основными структурными элементами застройки населенных пунктов.
Объекты досуга (клубы, дворцы культуры, аквапарки, дома творчества молодежи и др.) относятся к объектам со сложной, многофункциональной структурой, требующей комбинированной компоновки зальных и ячейковых элементов, предназначенных для пребывания значительного, порой одновременного, количества посетителей.
При проектировании общественных зданий важно привести в логическую, ясную систему функционально-технологические процессы, которые должны происходить в них, что не возможно без учета социальных условий (обеспечение интересов определенных социальных слоев или профессиональных групп населения, материальные возможности, национальные традиции и др.). Это содействует установлению последовательности осуществляемых в здании процессов, содействует группировке помещений, определению взаимосвязей между ними, формированию основной композиционной сути будущего сооружения. Существенными факторами, влияющими на объемно-пространственную композицию, планировочное решение, образ и другие особенности общественного здания, как и любого архитектурного объекта, всегда были природно-климатические (температура, давление воздуха и ветер, режим увлажнения, солнечная радиация, снежный покров и др.) и техническо-экономические условия (возможности строительной отрасли, экономическая целесообразность решений и др.). Важны также градостроительные особенности конкретного места проектирования (наличие транспортных магистралей, уличных и пешеходных трасс, окружающей застройки и др.) и ландшафтные характеристики участка (рельеф, наличие или отсутствие зеленых насаждений и др.). Умение учесть эти факторы, условия и особенности, ответственно, сознательно и творчески отнестись к решению поставленного задания, проявление не только понимания актуальных современных проблем, но и выражение отношения к прогнозируемому будущему, всегда характеризовало архитектурный процесс, направленный на создание общественных зданий.
Цель настоящего учебно-методического пособия – обобщение опыта проектирования общественных зданий культурно-просветительного, досугового и рекреационного назначения, в которых преобладают структуры зального типа, а также ориентация студентов на эффективную организацию социальных и технологических процессов, знакомство с основными вопросами, возникающими при проектировании таких объектов, освоение современной методологии разработки проектной документации.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ДОСУГА В БЕЛАРУСИ
В Беларуси известны разнообразные типы зданий, обеспечивавших функционирование сферы досуга в зависимости от интересов и предпочтений разных групп населения: развлечение и приобщение к искусству – театры («комендиантхауз» в Слуцке, середина 18 в.), кинотеатры («Чырвоная Зорка» в Могилеве, начало 20 в.), цирки, музеи; получение новых знаний и информации – библиотеки и читальные залы; занятие спортом – спортивные сооружения (велотрек в Губернаторском саду в Минске, начало 20 в.); занимательное питание – корчмы («Роскошь» в Гродно, 18 в.), аустерии, рестораны.
Если в конце 19 – начале 20 вв. досуговые учреждения создавались в интересах незначительного числа населения (дворянские собрания), то в годы советской власти началось активное строительство рабочих клубов и домов культуры, в которых преобладали культурно-просветительные функции. В большинстве случаев это были небольшие здания, имевшие зрительный зал на 50-100 мест, помещение библиотеки и 2 – 4 помещения для кружковой работы.
В этот период объемно-планировочные структуры клубных зданий формировались на асимметричной основе, с использованием простых объемных решений (Дом культуры в Мозыре, 1929-32; клуб металлистов в Витебске, 1932). Доминировала зрительная часть, имевшая, как и кружковая группа помещений, самостоятельный вход, что обеспечивало универсальность работы клуба. Начали формироваться клубные здания и с учетом профессиональной принадлежности посетителей или их возраста (Дом Красной Армии – Дом офицеров в Минске, 1934-39; Дом пионеров в Минске, 1937).
В послевоенные годы в архитектуре клубных зданий получили распространение симметричные планировочные схемы. Выразительные архитектурные формы и высокая общественная значимость клубных зданий содействовали превращению их в важные градостроительные акценты (Дворец культуры на площади Ленина в Витебске, Дворец культуры текстильщиков в Гродно, 1952-58). Типовые проекты перерабатывались, в основном, для увеличения зрительной части – до 300-500 мест. Для небольших городов и районных центров типовые проекты не изменяли, поэтому преобладали простые экономичные объемно-пространственные решения (Дзержинск, Жлобин, Лепель). Но градостроительная роль Дома или Дворца культуры сохранялась (Солигорск, Быхов, Речица), тем более, что вместимость зрительного зала стала достигать 1000 мест и более. При этом стал происходить переход к более свободным планировочным решениям (Дворец культуры комбината верхнего трикотажа в Пинске, 1976; Дворец культуры железнодорожников в Минске, 1978; Дворец культуры профсоюзов в Бресте, 1981). Этому содействовало расширение состава помещений для кружковой работы и занятий самодеятельностью, создание новых функциональных групп (детский сектор, танцевальный зал и др.). Возросло внимание к созданию индивидуального архитектурно-художественного облика этих зданий (Дворец детей и молодежи в Минске, 1986). Расширение состава помещений (зимний сад, музей, развитая сцена и др.) содействовало созданию значимых объектов досуговой архитектуры в сельской местности (Дворцы культуры в Рясно Каменецкого района, 1967; в Мышковичах Кировского района, 1976; в Сорочах Любанского района, 1979).
С 1980-х гг. в досуговой сфере актуальными стали виды деятельности, направленные на обеспечение начальной профессиональной подготовки, на получение новейшей информации. Это потребовало пересмотра прежнего отношения к кружковой работе, оснащения помещений соответствующим оборудованием и привлечения к работе в досуговых учреждениях соответствующих специалистов.
Новые социально-экономические условия выдвинули также требования обязательного учета коммерческих подходов к организации досуга: возможность получения дохода на основе расширения набора предлагаемых услуг (игровые залы, компьютерные залы и кафе, бары, спортивные и тренажерные залы и др.); изменение привычных режимов работы; обязательная возможность независимого функционирования разных частей зданий для досуга; организация встреч любителей по конкретным направлениям интересов (альпинизм, туризм, этно-, кино и др.). Архитектурно-художественное решение досуговых учреждений стало базироваться на обеспечении рекламности, эффектности форм, конструктивных решений и материалов. Несколько снизилась градостроительная значимость досуговых объектов, но размещение вблизи линий общественного транспорта, соблюдение удобства подъездов и парковки автотранспорта – обязательны (молодежный центр «Айсберг» в Минске). Многие учреждения досуга успешно действуют в переоборудованных зданиях, имевших ранее иное функциональное назначение (дискотека «Matrix» в Бресте, клуб «Реактор» в Минске).
Досуговые учреждения стали активнее использовать в своей деятельности окружающую территорию и природную среду (Музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий «Дудутки» в Пуховичском районе, Республиканский центр лыжного спорта “Силичи” и Горнолыжный спортивно-оздоровительный центр «Логойск» в Логойском районе, развлекательный комплекс «Город мастеров» в окрестностях Могилева). Но по-прежнему основным для досуговой и рекреационной архитектуры осталось обеспечение возможности собраться одновременно большому числу посетителей, для чего необходимо наличие значительных по площади помещений и пространств.
2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Аванвестибюль– промежуточное помещение между тамбуром и основным вестибюлем, служащее для предотвращения охлаждения помещений в зимнее время и для рассредоточения потока посетителей перед вестибюлем, размещения информации.
Авансцена – открытая передняя часть сцены, выдвинутая в зрительный зал.
Арьерсцена – пространство (предусматривается при театральной сцене) позади основной сценической площадки, используется для создания иллюзии большой глубины пространства.
Вестибюль – помещение перед входом во внутренние части здания, предназначенное для приема и распределения людских потоков.
Игровая площадка – видимая зрителю площадь сцены (портальной эстрады), на которой происходит действие, ограниченная с боков – кулисами, сзади – задником.
Карманы – боковые сцены (устраиваются в театральной сцене), пространство с двух сторон сцены для динамичной смены декораций с помощью накатных площадок. Возможно устройство одного кармана или полукарманов.
Красная линия сцены – граница между авансценой и нулевым планом сцены. На красную линию опускается противопожарный занавес.
Кулуары – помещения в общественных зданиях, увеличивающие пространство основных фойе и залов, расположенные поэтажно и используемые для отдыха, неофициальных встреч и даже работы.
Лестница– конструкция, состоящая из ступеней и других элементов, обеспечивающая возможность сообщения между различными отметками здания или сооружения.
Лестница наружная эвакуационная– наружная открытая лестница, предназначенная для эвакуации людей из зданий и сооружений.
Лестница открытая – лестница, размещаемая внутри здания без устройства лестничной клетки.
Лестница открытая наружная – лестница, размещаемая снаружи здания или сооружения.
Лестница пожарная – наружная открытая лестница, предназначенная для использования пожарными.
Лестничная клетка – часть здания, предназначенная для размещения лестницы и отделенная от других помещений строительными конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами пожарной опасности.
Лестничная клетка незадымляемая – лестничная клетка с конструктивными, планировочными и (или) инженерными решениями, исключающими попадание в нее продуктов горения при пожаре.
Лифтовый холл – помещение перед входами в лифты.
Просцениум - часть сцены, выступающая в сторону зрительного зала и расположенная перед занавесом.
Сцена верхняя – коробка сцены, служащая для хранения подвесных декораций в развернутом или сложенном виде, предназначенных для текущего показа, а также для размещения рабочих галерей, обслуживающих сцену, колосников для подвешивания декораций и размещения осветительной аппаратуры.
Сцена нижняя – трюм (предусматривается при театральной сцене), часть сценической коробки ниже планшета, где расположены: сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, а также подъемно-опускные устройства и приспособления для сценических эффектов.
Фойе – помещение в театре, кинотеатре или клубе, раположенное смежно с зрительным, концертным, лекционным и другим залом; служит местом ожидания и отдыха до начала представления и в перерывах.
Этаж цокольный – этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений.
Этаж подвальный – этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.
Этаж технический – этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций; может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) или в средней части здания.