Периге. Церковь Сен Фрон
Особое место среди купольных сооружений Перигора занимает монастырская церковь Сен Фрон в Периге с 1669 г. ставшая городским собором. Одно время именно этот памятник считался родоначальником всей купольной группы церквей Аквитании. Сейчас установлено, что нынешнему сооружению, «реставрированному», но фактически перестроенному архитектором Абади в 1855 – 1858 гг., предшествовала перекрытая деревом базилика с колокольней над нартексом. Эта колокольня (69 м) сохранилась и составляет древнейшую часть существующего здания, построенного после пожара 1120 года. В основе плана Сен Фрон лежит греческий крест, перекрытый пятью куполами на парусах по схеме, в это время уже осуществленной в соборе Сан Марко в Венеции. Собор Сен Фрон – высшее конструктивное достижение среди купольных конструкций Перигора. Вопрос о происхождении этих конструкций оста-ется пока открытым. Это не купола на тромпах; подобные перекрытиям собора в Пюи, а каменные купола на парусах и без барабанов. Истоки перигорских куполов искали в Византии, в Венеции, на Кипре. Возможно особенности местного камня позволили аквиманским мастерам возводить конструкцию древних купольных жилищ.
Мон-Сен-Мишель. Аббатство
Мон-Сен-Мишель – один из немногих средневековых монастырей, построенных в готическом стиле. Обитель возведена на скале у северного побережья Франции. Попасть в монастырь по суше можно было только в часы отлива; во время прилива скалу со всех сторон окружало море. От тектонической ясности памятников классической поры готики здесь уже ничего не осталось. Декоративная обработка конструктивных частей и чрезмерное обилие орнаментальных мотивов свидетельствуют об упадке готического строительного искусства.
План пятинефного собора имеет форму вытянутого прямоугольника, завершенного с востока плавной полуциркульной линией хора. Трансепт лишь незначительно выступает за границу прямоугольника, венец капелл встроен между контрфорсами, как и капеллы нефа, что придает плану необычную в готике неразрывную конфигурацию. Травеи (за исключением первой травеи хора) имеют в плане почти квадратную форму. Они перекрыты крестовыми сводами на нервюрах, которые разделяют их на распалубки (шесть в главном, четыре в боковых нефах). Высота их достигает 32,5 м Это типичные для XII в. своды с малой стрелой подъема. Более высокую стрелу подъема имеют стрельчатые своды боковых нефов. Профили нервюр просты и спокойны. Они образуют два трехчетвертных вала по сторонам плоского или острого ребра. Опорами сводов служат гладкие круглые столбы в хоре и в среднем нефе, круглые столбы с приставными колоннами в первой травее нефа и в трансепте. Столбы в диаметре достигают 1,4 м, но тем не менее, не загромождая пространство, сохраняют вид нагруженной опоры. В конструктивной системе собора ведущую роль играет система опор совместно с усиливающими их контрфорсами и аркбутанами. В соборе нет и строгой симметричности, характерной для фасадов романских зданий. Фасад расчленен пилонами контрфорсов на три сектора, неодинаковых по ширине. Наиболее широкий из них - средний Южный сектор (правый) уже северного (левого) примерно на 1,75 м. Различна и высота боковых порталов. Эта разница в высоте смягчается наличием простого фронтонного мотива над арками северного портала, выложенного из камней, выступающих ребром. Собор являет живую картину развития готического зодчества.
Реймс. Собор
Храм в Реймсе начали возводить в 1211 г. Строительство длилось ровно сто лет. Срок не такой уж большой для той эпохи. В те годы, когда началось сооружение грандиозного храма в Реймсе, Франция лишь по названию представляла единое государство. Реймский собор, где короновались на царство французские короли, должен был стать символом единства нации. Первое впечатление от нового Реймского собора: неудержимая устремленность ввысь. Пять врат – входных дверей – растянулись во всю ширину нижнего яруса, но двое из них фальшивые. Стрельчатые арки, ступеньками выступающие вперед, образуют входные двери. Такой прием называют перспективным порталом. Все двери завершаются треугольными фронтонами – вимпергами. Диаметр розы собора 11,5 м. Высота храма от земли равна 80 м, это как дом в 26 этажей. План Реймского собора гармоничен. Западная трехнефная часть ведет к трехнефному же трансепту, который свободно вливается в широкий хор, завершенный венцом из пяти капелл. Структура интерьера – трехъярусное членение по вертикали, отсутствие галерей. Между продольной аркадой среднего нефа и верхними окнами на большой высоте расположены трифории в виде узкой галерейки, состоящей из четырехпролетной аркады на тонких колоннах в каждой травее. Равномерный и все же не однообразный ритм чередования больших проемов с тектонически ясными и пластически обогащенными элементами системы устоев, вместе с изобилием скульптурных украшений (около 1000), делает это сооружение поистине «застывшей музыкой».
Амьен. Собор
Амьенский собор, третий из замечательных памятников зрелого периода готики, построен на месте сожженного в 1218 г. молнией старого здания. Согласно надписи уничтоженного в 1825 г. «лабиринта», строительство собора было начато в 1220 г., с западного конца. В 1236 г. нефы были закончены. Хор построен в 1247 г., но вскоре после завершения пострадал от пожара. Свой окончательный вид он получил в 1269 г. Западный фасад еще в XIII в. был доведен до розы, но подвергся обновлению в XV в., тогда же были достроены его верхние части. Надписи «лабиринта» называли в качестве строителей трех мастеров: Робера из Люзарша, Тома де Кормона и его сына Рене де Кормона, которые работали в период 1220 - 1288 гг., то есть одновременно с мастерами Реймского собора. В конце XIII в. были увеличены контрфорсы в первом ярусе, а промежутки между ними превращены в капеллы. Амьенский собор самый большой из соборов Франции. Его длина (внутри) - 118 м (без выступающей средней капеллы), высота среднего нефа - 42,3 метра, ширина нефов (без боковых капелл) - 33 метра, ширина трансепта -59 м, хоровой части - 48 м. Верхние окна среднего нефа больше окон Шартского и Реймского соборов. Они дают законченный пример окон зрелой поры готики. Каждый проем, заполняющий целиком пространство между устоями, делится на два парных окна, объединенных арочным переплетом и восьмилепестковой розой под общей аркой.
Бове. Собор
Стремление к полному уничтожению стен при одновременном увеличении высоты нефов привело к ряду строительных неудач в большом по размеру соборе Бове, сооружение которого явилось кульминационным пунктом в развитии смелой конструктивной системы. Строители собора, начатого постройкой в 1247 г., захотели создать собор еще более внушительный по размерам, чем Реймский и Амьенский. Если в соборе Реймса высота центрального свода равняется 37,5 м, в Амьене – 42,5 м, то в Бове она доведена до 47,5 м – высоты, оставшейся непревзойденной. В 1284 г. рухнули своды храма, законченного постройкой в 1272 г. Для того чтобы обеспечить устойчивость сводов на такой высоте при полном уничтожении стены, пришлось построить контрфорсы в два ряда с двухъярусными аркбутанами и участить опоры хора: они расставлены на расстоянии 2,25 м друг от друга, при высоте арок в 20 м. При этом простые крестовые своды были заменены шестичастными. Эта работа была закончена в 1324 г. Дальнейшую историю собора занимают перестройки и новые неудачи, затянувшиеся до XVI в. включительно.