Массы, пространства. Их взаимодействия и воздействие на человека

· Возведение телесных масс в архитектуре называется тектоникой. Собственное телесное ощущение мы, люди, невольно предполагаем и для мертвой материи архитектурных масс

· В теории архитектуры различают два основных метода комбинации массы и пространства — тектонику и стереотомию:

1)Тектоника – если архитектурное пространство возникает посредством “застеления” земли полом, воздвижения стен и на них накладывания потолка.

2)Стереотомия – если архитектурное пространство выдолблено, словно из глыбы снега, вырезанно, вынуто из массы.

· Иначе говоря, в тектонике первопричиной являются стены, а их следствием — пространство, тогда как в стереотомии первичным элементом является пространство, а стены — его следствием.

Сравнительная характеристика тектоники и стереотомии.

Тектоника Стереотомия
Наиболее последовательно тектоническая система воплощена в греческой архитектуре и в архитектуре итальянского Ренессанса, где стилистическая концепция основана прежде всего на идее борьбы между опорой и тяжестью самые яркие образцы стереотомии дает архитектура ислама и романский стиль, стремящиеся к компактным массам и к полному органическому слиянию стен и сводов.
тектонические стили главный акцент обычно ставят на наружные массы здания стереотомные стили хочется назвать по преимуществу стилями внутреннего пространства
характерно сочетание колонн с горизонтальным антаблементом стереотомия же чаще оперирует со столбами и арками
При расчленении стены, тектонические стили любят помещать в центре (на средней оси) отверстие При расчленении стены, стереотомные стили охотнее занимают среднюю ось плоскостью стены или опорой.
тектоника тяготеет к квадрату стереотомия — к треугольнику
Разумеется, на более поздних стадиях развития и тектоника, и стереотомия пользуются камнем,
но по своему генезису тектоника, естественно, более связана с деревом, а стереотомия — с глиняной или кирпичной конструкцией.


Вторая классификация архитектурных стилей.

1) Мускульной тип архитектуры ярче всего воплощен в классическом стиле (архитектура Греции и итальянский Ренессанс). В здании классического стиля глаз зрителя не прощупывает самого скелета конструкции, но угадывает его под некоторой наружной оболочкой или драпировкой: тело здания всегда как бы покрыто гибким слоем мускулов и кожи, который мягко моделирует его конструктивный стержень.

2)Скелетныйтип архитектуры: в готической архитектуре скелет здания совершенно лишен наружной оболочки, словно обнажен, и именно конструктивные части здания, его костяк являются носителем художественного выражения.

3) Таким образом, контраст мускульной и скелетной архитектуры отражает вместе с тем противоположную стилистическую концепцию классики и готики.

Проблема СВЕТА и освещения в архитектуре.

7.1 Свет для живописца Свет для архитектора
Живописец сам создает свет своими изобразительными средствами, с помощью пятен и плоскостей различной светлости. Архитектор же только пользуется светом для своих целей
для живописца свет может быть целью его художественного замысла для архитектора же он является лишь средством

Ценность света.

1) Свет может облегчать глазу усвоение архитектурных масс и объяснять пространственные формы здания => свет обладает пластической ценностью.

2) Распределение света и его контрасты могут создавать в душе зрителя определенное настроение => свет обладает эмоциональной ценностью.

3) Наиболее полное значения света - при разработке внутреннего пространства.

4) Однако, наружные массы здания характер света также оказывает очень важное влияние — архитектор должен считаться с силой света, яркостью отблесков, глубиной теней.

Свет обладает пластической и эмоциональной ценностью. Проблема света в архитектуре своего полного значения достигает при разработке внутреннего пространства. Однако, и на наружные массы здания характер света оказывает очень важно влияние.
В освещении внутреннего пространства есть 3 главных приема:

Количество света, вводимое внутрь здания ( Следует помнить, что архитектор может оперировать не только с естественным, но и с искусственным светом)
Распределение источников и путей света ( Чем выше подняты источники света, тем крупнее кажутся размеры пространства. Широкие потоки направленного кверху света как бы наполняют пространство радостной звучностью. Напротив, если боковой свет падает из узких отверстий и направлен вниз, то пространство насыщается настроением мистической тишины и покорности. Падающий сзади свет подчеркивает пластическую лепку пространства)
Цвет света ( В истории архитектуры цветные стили, безусловно, преобладали над бесцветными, и что, следовательно, полихромия является вполне закономерным средством архитектурного творчества. Полихромия имела главным образом конструктивное значение. В греческой архитектуре краска служит форме, разъясняет ее. В восточной же архитектуре полихромия не столько лепит форму, сколько создает своеобразное построение пространства.

Наши рекомендации