Массы, пространства. Их взаимодействия и воздействие на человека
· Возведение телесных масс в архитектуре называется тектоникой. Собственное телесное ощущение мы, люди, невольно предполагаем и для мертвой материи архитектурных масс
· В теории архитектуры различают два основных метода комбинации массы и пространства — тектонику и стереотомию:
1)Тектоника – если архитектурное пространство возникает посредством “застеления” земли полом, воздвижения стен и на них накладывания потолка.
2)Стереотомия – если архитектурное пространство выдолблено, словно из глыбы снега, вырезанно, вынуто из массы.
· Иначе говоря, в тектонике первопричиной являются стены, а их следствием — пространство, тогда как в стереотомии первичным элементом является пространство, а стены — его следствием.
Сравнительная характеристика тектоники и стереотомии.
Тектоника | Стереотомия |
Наиболее последовательно тектоническая система воплощена в греческой архитектуре и в архитектуре итальянского Ренессанса, где стилистическая концепция основана прежде всего на идее борьбы между опорой и тяжестью | самые яркие образцы стереотомии дает архитектура ислама и романский стиль, стремящиеся к компактным массам и к полному органическому слиянию стен и сводов. |
тектонические стили главный акцент обычно ставят на наружные массы здания | стереотомные стили хочется назвать по преимуществу стилями внутреннего пространства |
характерно сочетание колонн с горизонтальным антаблементом | стереотомия же чаще оперирует со столбами и арками |
При расчленении стены, тектонические стили любят помещать в центре (на средней оси) отверстие | При расчленении стены, стереотомные стили охотнее занимают среднюю ось плоскостью стены или опорой. |
тектоника тяготеет к квадрату | стереотомия — к треугольнику |
Разумеется, на более поздних стадиях развития и тектоника, и стереотомия пользуются камнем, | |
но по своему генезису тектоника, естественно, более связана с деревом, | а стереотомия — с глиняной или кирпичной конструкцией. |
Вторая классификация архитектурных стилей.
1) Мускульной тип архитектуры ярче всего воплощен в классическом стиле (архитектура Греции и итальянский Ренессанс). В здании классического стиля глаз зрителя не прощупывает самого скелета конструкции, но угадывает его под некоторой наружной оболочкой или драпировкой: тело здания всегда как бы покрыто гибким слоем мускулов и кожи, который мягко моделирует его конструктивный стержень.
2)Скелетныйтип архитектуры: в готической архитектуре скелет здания совершенно лишен наружной оболочки, словно обнажен, и именно конструктивные части здания, его костяк являются носителем художественного выражения.
3) Таким образом, контраст мускульной и скелетной архитектуры отражает вместе с тем противоположную стилистическую концепцию классики и готики.
Проблема СВЕТА и освещения в архитектуре.
7.1 | Свет для живописца | Свет для архитектора |
Живописец сам создает свет своими изобразительными средствами, с помощью пятен и плоскостей различной светлости. | Архитектор же только пользуется светом для своих целей | |
для живописца свет может быть целью его художественного замысла | для архитектора же он является лишь средством |
Ценность света.
1) Свет может облегчать глазу усвоение архитектурных масс и объяснять пространственные формы здания => свет обладает пластической ценностью.
2) Распределение света и его контрасты могут создавать в душе зрителя определенное настроение => свет обладает эмоциональной ценностью.
3) Наиболее полное значения света - при разработке внутреннего пространства.
4) Однако, наружные массы здания характер света также оказывает очень важное влияние — архитектор должен считаться с силой света, яркостью отблесков, глубиной теней.
Свет обладает пластической и эмоциональной ценностью. Проблема света в архитектуре своего полного значения достигает при разработке внутреннего пространства. Однако, и на наружные массы здания характер света оказывает очень важно влияние.
В освещении внутреннего пространства есть 3 главных приема:
Количество света, вводимое внутрь здания ( Следует помнить, что архитектор может оперировать не только с естественным, но и с искусственным светом)
Распределение источников и путей света ( Чем выше подняты источники света, тем крупнее кажутся размеры пространства. Широкие потоки направленного кверху света как бы наполняют пространство радостной звучностью. Напротив, если боковой свет падает из узких отверстий и направлен вниз, то пространство насыщается настроением мистической тишины и покорности. Падающий сзади свет подчеркивает пластическую лепку пространства)
Цвет света ( В истории архитектуры цветные стили, безусловно, преобладали над бесцветными, и что, следовательно, полихромия является вполне закономерным средством архитектурного творчества. Полихромия имела главным образом конструктивное значение. В греческой архитектуре краска служит форме, разъясняет ее. В восточной же архитектуре полихромия не столько лепит форму, сколько создает своеобразное построение пространства.