Организация деятельности школьников на уроке
Тематическое занятие может быть проведено в двух формах: аудиторно (в классе) как урок-дискуссия или урок проектной деятельности, или в городском пространстве в виде экскурсии, учебной прогулки, образовательного путешествия, квеста (игры). В любом случае данный урок должен предполагать активную самостоятельную познавательную и оценочную деятельность школьников.
Поможет организовать деятельность учащихся в рамках аудиторного занятия система вопросов-заданий и специально составленные педагогом образовательные кейсы (материалы для обсуждения).
Задания могут носить как творческий, так и исследовательский характер. Приведем примеры некоторых заданий:
· Представьте, что вам поручено составить список Семи чудес Санкт-Петербурга (по примеру античных Чудес света). Какие объекты и почему вы бы внесли в этот перечень?
· Познакомьтесь с перечнем тех петербургских памятников, которые вошли в число охраняемых ЮНЕСКО. О каких объектах вы услышали впервые? Составьте статью для журнала об одном неизвестном для вас объекте.
· Придумайте и создайте свой буклет о Санкт-Петербурге – объекте всемирного наследия для учащихся … класса, приехавших в наш город.
· Нарисуйте плакат, отображающий необходимость охранять объекты петербургского наследия.
· Выявите причины гибели объектов природного и культурного наследия Санкт-Петербурга в последние полвека. Предложите свой проект решения вопроса сохранения природного и культурного наследия Санкт-Петербурга.
· Выскажитесь по следующему вопросы: является ли массовый туризм – благом для объектов природного и культурного наследия Санкт-Петербурга.
· Представьте, что объекты всемирного наследия вдруг исчезли. Что потеряло бы человечество? Напишите эссе.
· Составьте перечень правил поведения истинного петербуржца.
· Предложите проект мероприятия по сохранению Санкт-Петербурга, адресованного вашим ровесникам.
Помогает выполнить задание образовательный кейс, который предоставляется учащимся. В него могут входить:
· фотографии и изображения памятников и достопримечательностей Санкт-Петербурга, входящих в Список всемирного наследия;
· фрагменты нормативно-правовых документов, касающихся проблемы сохранения объектов природного и культурного наследия (например, Конвенции о всемирном природном и культурном наследии, Стратегия развития Санкт-Петербурга, документы Комитета по охране памятников Санкт-Петербурга и пр.);
· научно-популярные тексты, рассказывающие об истории отдельных объектов культурного наследия (в том числе и размещенные в Интернете);
· тексты литературных произведений о Санкт-Петербурге;
· туристические буклеты и другие виды рекламной продукции, в которых отражается специфика Санкт-Петербурга;
· плакаты и постеры социальной рекламы.
На уроке, проводимом в городском пространстве, также необходимо предусмотреть моменты для организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Важно отобрать для экскурсии, учебной прогулки, квеста (не говоря уже об образовательном путешествии) такие объекты, которые можно было бы визуально исследовать.
Например, исследование архитектурного объекта может быть проведено по следующему алгоритму:
1 этап: накопление первоначальных впечатлений от объекта.
На этом этапе необходимо сосредоточить свое внимание на всем объекте и попробовать выработать элементарные представления о нем. Наиболее полного восприятия можно добиться в движении: поэтому необходимо рассмотреть здание на расстоянии, подойти к нему поближе, обойти вокруг, заглянуть в окна. Следует обратить внимание на самые общие моменты: размеры здания, его композицию, использованные строительные материалы, общую цветовую палитру, наличие и характер декора. В процессе осмотра можно использовать и другие органы чувств – осязание, слух, ритм шагов. В завершение работы можно попытаться ответить на следующие вопросы: какое впечатление здание производит и почему? Какие слова-ассоциации к нему подходят? Какие «неформальные» названия оно может носить?
2 этап: определение места, которое занимает объект в природном или городском ландшафте.
На этом этапе необходимо осмотреть прилегающие постройки и природные объекты, выявить особенности расположения здания в пространстве. Это даст возможность понять, является ли здание частью ансамбля, какая роль отводится ему в городской застройке, или насколько гармонично вписано оно в природную среду.
3 этап: тщательный осмотр деталей здания, его отдельных элементов, подробностей декоративного убранства.
На данном этапе исследования школьники, еще раз обойдя здание и сосредоточив внимание на его подробностях, могут обнаружить интересные и говорящие детали: вензеля, охранные и памятные доски, гербы, анаграммы, заложенные окна и двери, достроенные фрагменты, необычные украшения… Обобщив полученную информацию, учащиеся смогут:
• уточнить ранее сделанные выводы о предназначении здания и времени его постройки;
• выяснить, какой фасад является главным и почему;
• определить, какое символическое значение может иметь постройка;
• сделать вывод о том, какие известные люди причастны к истории этого дома;
• определить, как относятся современные горожане к данному зданию.
Другими словами – выдвинуть новые или скорректировать собственные первоначальные версии о назначении здания и времени его постройки, хозяевах или жителях дома, значимости данного сооружения для своего времени, его стилевых особенностях.
4 этап: изучение интерьеров.
Поскольку архитектура – это «искусство, сквозь которое можно пройти», то желательно осмотреть здание не только снаружи, но и изнутри – внутренний двор, убранство подъездов, лестниц, помещений. Интерьеры углубляют знания, полученные при внешнем осмотре объекта, а иногда способны дать и дополнительную информацию об истории создания и бытования архитектурного творения. Так, внутри зданий иногда располагаются мемориальные доски и памятники, рассказывающие о прошлом и настоящем объекта.
Основой для исследования объектов природного и культурного наследия Санкт-Петербурга являются поисковые задания, которые формулирует учитель. Примеры подобных заданий можно найти в Третьем разделе данного пособия.