Повторение и систематизация
Изученного в 8 классе
Урок 98. Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставные
предложения», «Односоставные предложения» ……………………………………117
Урок 99. Повторение тем «Однородные члены предложения»,
«Предложения с обособленными членами»,
«Предложения с уточняющими обособленными членами» ……………………… 118
Урок 100. Повторение тем «Обращение», «Вводные слова
и предложения», «Способы передачи чужой речи» ……………………………… 119
Уроки 101-102. Контрольный диктант. Подведение итогов года ……………………………120
Приложения …………………………………………………………………………………… 121
От автора
Цель пособия — помочь учителю в организации уроков по русскому языку в 8 классе основной школы. Поурочное планирование составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по русскому языку авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Пособие может использоваться учителями, работающими и по другим программам.
Пособие включает подробное описание хода уроков с указанием их целей, используемых методических приемов и разбором наиболее сложных вопросов. Приводятся различные типы заданий: словарные, творческие, объяснительные и контрольные диктанты, сочинения, изложения, все виды лингвистического разбора, вопросы по теории языка, практические работы, тесты, лингвистические задачи различной сложности, индивидуальные задания, работа со словарями и т. д. даются рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям, ответы к заданиям, ключи к тестам.
Примеры по различным разделам языкознания выбраны с точки зрения их актуальности, используются также фрагменты художественных произведений программы по литературе для 8 класса. Кроме того, в пособии есть дополнительные материалы по занимательной лингвистике, истории языка, лингвистические игры с учетом возрастных особенностей детей.
В приложениях приведены тесты, тексты диктантов, изложений, варианты индивидуальных заданий.
Пособие поможет в работе как начинающим преподавателям русского языка, так и опытным педагогам. Педагог может строить собственный урок, полностью воспроизводя сценарий пособия или используя его частично. Мы надеемся, что предложенные схемы уроков будут переосмыслены учителями и индивидуализированы творческим отношением к своему делу и любовью к родному языку.
Желаем успехов!
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
ПО ПРОГРАММЕ М. Т. БАРАНОВА,
Т. А. ЛАЛЫЖЕНСКОЙ, Н. М. ШАНСКОГО
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Введение (1 ч)
Функции русского языка в современном мире
Повторение изученного в 5—7 классах (8 ч)
Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине).
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (88 ч)
Словосочетание (2 ч)
Повторение материала о словосочетании, пройденного в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольное, именное, наречное).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (4 ч)
Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (9 ч)
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Простые двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения (11 ч)
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительные оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.