III. Изучение темы «Однородные члены, связанные сочинительными союзами»
1. Повторение.
Вспомним, что сочинительную связь между однородными членами могут осуществлять сочинительные союзы.
— Как делятся сочинительные союзы по значению? (Делятся на разряды: соединительные (и, да = и), разделительные (или, либо), противительные (а, но, да = но).)
Выполним упр. 270 (устно) и 271 (письменно).
2. Углубление знаний о сочинительных союзах.
Остановимся подробнее на разрядах сочинительных союзов. Прочитайте теоретический материал § 27 на с. 120. Сделаем в тетрадях таблицу, подберем свои примеры. (Примеры можно обсудить в классе, выбрать лучшие.) Обратим внимание на следующие союзы:
1) соединительные:
— повторяющийся союз ни — ни: он употребляется в отрицательных предложениях (Не слышно ни стука, ни шороха.)
— двойной союз не только... но и... (Овощи не только вкусны, но и полезны.)
— двойной союз как... так и (Цветы могут быть как однолетними, так и многолетними.)
2) разделительные повторяющиеся союзы то — то (Разговор шел то по-русски, то по-английски), не то — не то (Вдали не то туман, не то дым.)
3) противительные зато (Мой компьютер старенький, зато надежный.), однако (Говорил он бойко, однако бестолково.) Заметим, что эти союзы примерно равны по значению союзу «но». Убедимся в этом, заменив их в предложениях на союз «но».
3. Постановка знаков препинания при однородных членах.
Большинство случаев постановки знаков препинания при однородных членах вам известно, поэтому недостающие знания попробуйте добыть сами. Внимательно прочитайте теоретический материал § 27 на с. 121, найдите новые для себя сведения и сделайте таблицу.
Комментарий учителя
Здесь особое внимание надо уделить случаям с повторяющимися союзами:
— [и О, и О, ...] Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишиневе, и в Псковской губернии.
— [О, и О, и О] Колокольчик звонко плачет, и хохочет, и визжит.
— [как О, так и О] Человек с трудом переносит как мороз, так и жару. Внимание! Запятая перед союзом «как» не ставится!
Важны сведения в примечаниях:
— запятая ставится перед союзом да и: Медведи сильны, да и ловки.
— запятая не ставится во фразеологических оборотах: Что ты встал ни свет ни заря?
4. Тренировочные упражнения.
Упр. 273 — устно, схемы выполнить на доске.
Упр. 274 — комментированное письмо.
Упр. 272 — письменно, самостоятельная работа с последующей выборочной проверкой.
IV. Словарная работа
Записать слова в рамках: артиллерия, кавалерия. Выяснить по словарю их происхождение.
Домашнее задание. § 27 (с. 120-121), упр. 275.
Урок 52. Однородные члены, связанные сочинительными
Союзами (закрепление)
Цель урока: закрепить знания учеников об однородных членах, связанных сочинительными союзами; отработать навыки постановки знаков препинания.
Методические приемы: самостоятельная работа с учебником, пояснения учителя, диктант, работа со схемами и таблицами, тренировочные упражнения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Просклонять слова артиллерия, кавалерия (по вариантам). Вспомнить, в чем особенность склонения подобных существительных (существительные на —ий, -ия, -ие).
II. Проверка домашнего задания
1. Теоретические вопросы:
— На какие разряды делятся сочинительные союзы? Приведите примеры.
— В каких случаях ставится запятая при однородных членах? Приведите примеры.
— В каких случаях не ставится запятая при однородных членах? Приведите примеры.
2. Проверка упр. 275.
Пока идет взаимопроверка, наиболее трудные предложения записываются на доске (2 человека):
Человек, оставшийся в лесу, обыкновенно или разговаривает сам с собой, или свистит, или поет, или сшибает палкой сухие сучья.
Дремали не только леса, но и лесные озера и ленивые лесные реки с пресной водой. Словосочетание лесные озера и ленивые лесные реки рассматривается как единая конструкция, присоединяющаяся второй частью разделительного союза не только... но и.
Ученики отвечают на вопросы упражнения.
III. Отработка навыков постановки знаков препинания при однородных членах
1. Диктант.
1) У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах.
2) Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека.
3) Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.
4) Меж горцев пленных наблюдал их веру, нравы, воспитанье, любил их жизни простоту, гостеприимство, жажду брани, движений вольных быстроту, и легкость ног, и силу длани.
5) И видишь ты синий свод небес, да солнце, да лес, в серебряно-матовый иней наряженный, полный чудес.
После того как предложения продиктованы, попросим учеников прочитать их с правильной интонацией, которая поможет избежать ошибок в постановке знаков препинания. Теперь проверим пунктуацию вместе, объясним постановку знаков препинания.
Внимание! Если повторяющийся союз начинается не с первого члена однородного ряда, знак ставится и перед первым союзом!
2. Выполнение упражнений.
Упр. 276: выполним устно предложения 1-5, письменно — предложения 6-9.
Упр. 277, 278 — письменно.
Домашнее задание. § 27 (с. 120-121), упр. 279.
Урок 53. Обобщающие слова при однородных членах