I. Лингвистическая разминка. Фонетика: в каких словах количество букв совпадает с количеством звуков?
Фонетика: в каких словах количество букв совпадает с количеством звуков?
Копьё, умываться, йогурт, маяк, талия, ёмкость, стальной, здание, пойте, плющ. (Ответ: Копьё, йогурт, ёмкость, пойте, плющ.)
II. Проверка домашнего задания
Чтение перестроенных предложений из упр. 305: вслух, «по цепочке». Объяснение причин обособления.
III. Обособление причастных оборотов
1. Упр. 306 — устно.
— Сформулируйте правило правописания не с полными причастиями. (Не с полными причастиями пишется слитно, если при них нет зависимых слов и нет противопоставления.)
2. Упр. 307: повторение правил образования причастий.
1) Чтение текста, выполнение заданий упражнения.
Комментарий: Стиль текста — научный. Связь предложений цепная.
2) Повторение: как образуются причастия?
Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-); -ащ- (-ящ-). В нашем упражнении: расходующий, выпадающих, содержащиеся.
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы глагола (или основы прошедшего времени) при помощи суффиксов -вш-, -ш-. В нашем упражнении: испарившейся.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы глаголов при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ) и -т-. В нашем упражнении: расположенных.
3) Объяснить знаки препинания при причастных оборотах (обособление).
IV. Закрепление навыка обособления определений
1. Упр. 308 (обобщение) — комментированное письмо.
Комментарий учителя
Причины обособления определений:
1) относятся к личному местоимению (1),
2) имеют добавочное обстоятельственное значение (2, 3, 4, 5),
3) отделены от определяемого существительного другими членами предложения (6, 7, 8, 9, 10).
2. Случаи обособления несогласованных определений.
Чтение примечания к упр. 308 и выполнение упр. 309.
3. Упр. 310 — письменно.
Домашнее задание. §29, упр. 311 — письменно.
Урок 62. Особенности обособления приложений
Цель урока: показать особенности обособления приложений, закрепить пунктуационные навыки их обособления; развивать навыки выразительного чтения.
Методические приемы: повторение, работа над интонацией, объяснение учителя, самостоятельная работа, тренировочные упражнения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Морфология: в каких словосочетаниях есть личные местоимения:
1) встань передо мной; 2) не обманывай себя, 3) прости меня, 4) мой ответ, 5) горжусь тобой, 6) прошу вас, 7) знаю её, 8) твоя тетрадь, 9) ваш поступок. (Ответ: 1, 3, 5, 6, 7.)
II. Проверка домашнего задания
1. В каких случаях обособляются несогласованные определения? Приведите примеры.
2. Упр. 311: ученики читают «по цепочке» только обособленные определения, объясняя причины обособления.
III. Изучение темы «Особенности обособления приложений»
1. Самостоятельное изучение теоретического материала § 29 на с. 140 (в рамке). Запись примеров:
1) Речь в передаче шла об Александре Демьяненко, замечательном актере.
2) Вечером на огонек зашел Василий Петрович, сосед.
3) В фильме «Раба любви» главную роль исполняет Елена Соловей, актриса театра и кино.
4) Соловья-разбойника победил Илья Муромец.
Отметим, что обособляются согласованные приложения, в том числе и одиночные (пример 2), стоящие после определяемого имени собственного. Исключение (пример 4) — слияние приложения с именем собственным по смыслу и в произношении.
2. Повторение.
Случаи употребления сравнительного оборота с союзом как.
— Какова роль сравнительного оборота с союзом как в предложениях: Небо как черная тушь. Небо черное, как тушь. (В первом случае сравнительный оборот является сказуемым, во втором — обстоятельством.)
3. Рассмотрим случаи, когда союз как выступает в другой роли.
1) Союз как может примыкать к приложению, которое имеет оттенок причинности. Тогда приложение обособляется: Ему, как хорошему шахматисту, легко удалось победить соперников. (Ему удалось победить соперников, так как он хороший шахматист.)
2) Союз как может иметь значение «в качестве», тогда приложение с ним не выделяется: В. И. Даль известен как выдающийся лексикограф. (В. И. Даль известен в качестве выдающегося лексикографа.) В предложении нет значения сравнения. Даль ни с кем не сравнивается, он и есть выдающийся лексикограф.
3) Обособлять приложения можно не только запятой, но и тире — в случае, когда надо подчеркнуть их значение, обозначить более длительную паузу. Чаще всего это распространенные приложения: Нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве люльку с табаком — неотлучную сопутницу на морях, на суше, и в походах, и дома.
4. Тренировочные упражнения.
1) Упр. 313-315 — устно.
2) Упр. 316: I часть — комментированное письмо; и часть — самостоятельная работа.
IV. Словарная работа
Записать слова в рамках: беллетристика, консерватория, концерт, панорама. Составить с этими словами предложения с обособленными определениями или приложениями.
Домашнее задание. § 29, упр. 319, 320 — письменно.
Урок 63. Практическое занятие
Цель урока: закрепить изученное по теме «Обособленные определения и приложения», подготовиться к проверочной работе.
Методические приемы: повторение, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.
Ход урока