Примеры текстов-рассуждений
1. Я прочитал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» на одном дыхании. Мне было интересно следить за судьбой героев, их приключениями. Все пушкинские герои кажутся не просто персонажами книги, а живыми людьми. Наверное, поэтому так интересно было читать эту повесть.
Среди героев повести мне особенно понравился Петруша Гринев. Вернее, Петр. Ведь своей жизнью, своими поступками он доказал, что он вовсе не маменькин сынок, который только и умеет гонять голубей да мечтать о вольной офицерской жизни. Правда, в начале повести Гринев совершает необдуманные поступки: выпивает, играет в карты с Зуриным. Но в сложных, ответственных ситуациях он держится мужественно, с достоинством: например, в сцене казни Пугачевым защитников крепости, в разговоре с самозванцем.
В конце концов из недоросля Петруши получился настоящий мужественный человек, Петр Андреевич Гринев, храбро защищавший честь свою и честь любимой, человек, не побоявшийся ни самого Пугачева, ни смерти, ни незаслуженного позора.
2. Пугачев, с моей точки зрения, наиболее сложный герой повести. Я не могу сказать, положительный он или отрицательный. Так, наверное, нельзя сказать об этом персонаже. Слишком противоречив характер Пугачева. Его поступки вызывают то ужас и отвращение (сцена казни защитников крепости), то смех (эпизод «военного совета» в избе, оклеенной «золотой бумагой, когда Пугачев изображал из себя царя), то уважение и сочувствие (сцены освобождения Маши, последнего разговора с Гриневым). Такой уж это непредсказуемый, сложный человек, соединяющий в себе полярные качества.
3. Маша Миронова, несомненно, положительная героиня. Не такая уж она красавица, но как человек она раскрывается постепенно и вызывает все большую симпатию и даже восхищение. «Трусиха» Маша проявляет стойкость и мужество, когда противостоит домогательствам и угрозам Швабрина (об этом «герое» и писать не хочется, одно слово — предатель), когда храбро отправляется в Петербург, к самой царице, просить за «государственного преступника» Гринева. Маша доказала свою любовь делом, а не красивыми словами.
4. Савельич понравился мне своей любовью и преданностью. Он искренне беспокоился за Петрушу, переживал все его выкрутасы, опекал и оберегал его, как мог. Он даже рисковал своей жизнью, когда пытался спасти Гринева от виселицы. Страницы, посвященные Савельичу, часто вызывают улыбку. Чувствуется, что автор и сам любил своего героя. Наверное, Савельич чем-то похож на няню Пушкина, Арину Родионовну.
II. Подготовка к творческой работе
1. Слово учителя.
Перед нами еще один пейзаж репродукция картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг». Рассмотрим репродукцию и прочитаем об истории создания картины (упр. 287).
Конечно, репродукция — лишь бледный отпечаток с подлинника, но и по нему мы можем судить о достоинствах картины, о настроении, которое она создает у зрителя. Попытаемся передать свои впечатления в сочинении.
2. Беседа.
— Что изображено на картине?
— Какое время года и какое время суток изображается?
— Какова композиция картины?
— Какие краски использовал художник?
— Как создается настроение пейзажа?
— Какими безличными предложениями можно передать впечатление от картины? (Можно использовать безличные глаголы (вечереет); безличные формы личных глаголов (веет свежестью); составные глагольные сказуемые (хочется вдохнуть этот чистый воздух); составные именные сказуемые (тихо вокруг; хорошо на душе).)
III. Написание сочинения по картине
Домашнее задание. Упр. 294.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
Урок 59. Обособленные определения и приложения
Цель урока: дать понятие об обособлении членов предложения; познакомить с обособлением определений и приложений, развивать навыки выразительного чтения.
Методические приемы: повторение, объяснение учителя, работа над интонацией, сопоставление предложений (синтаксическая синонимия).
Ход урока
I. Анализ творческих работ
Читаем и анализируем 2-3 работы (упр. 287).
Пример описания картины Ф. А. Васильева «Мокрый луг»
На картине Ф. А. Васильева «Мокрый луг» изображен простой русский пейзаж. Это самая обычная местность: равнина с зарастающей рекой, несколько деревьев, среди которых одно выделяется своей раскидистой кроной, холмистый берег реки. Но как щемит сердце, когда смотришь на этот неброский пейзаж! Художник с такой любовью изобразил родную природу, что чувство это передается и зрителям.
Большую часть картины занимает небо. Это создает впечатление простора, шири, размаха. На небе, в этом «верхнем мире», свой пейзаж: облака складываются в горы, темнеют громады туч, солнце окрашивает их в чудесные оттенки. Золотистые, розоватые, нежно-фиолетовые, темно-лиловые облака отражаются в спокойной реке, бросают отсвет на мокрый после дождя луг. Судя по свежей зеленой листве и освещению картины, изображен вечер раннего лета. Так и хочется вдохнуть промытый дождем воздух.
Светло на душе от этой картины. Думаешь: как хорошо жить на свете!
II. Повторение
— Вспомните, что такое обособление. (Выделение по смыслу членов предложения: в речи интонационно, а на письме — знаками.)
— С какими обособлениями вы знакомы? (Обособляются причастные обороты, если стоят после определяемого слова, деепричастия и деепричастные обороты, сравнительные обороты.)
Запишем небольшой текст:
Вулкан, дремавший несколько столетий, пробудился. Почувствовав неладное, звери и птицы пустились подальше. Земля начала мелко подрагивать, словно волнуясь. Минеральные источники, разогретые внутренним жаром, забурлили. Постепенно набирал силу; вулкан принялся ворчать, попыхивать своей трубкой, пускать дым, выбрасывать пепел. И вот из жерла показалась раскаленная лава. Извержение началось.
— Найдите в этом тексте обособления. Объясните, чем они обусловлены.
Отметим, что причастные и деепричастные обороты близки по значению и происхождению к глаголам-сказуемым: первые обозначают признак предмета по действию, вторые — дополнительное, добавочное действие. Сравнительный оборот тоже связан с глаголом-сказуемым. Близость к сказуемому является показателем возможного обособления.
Для наглядности можно перестроить предложения, заменив обособленные члены глаголами-сказуемыми.