И знаки препинания при них
Цель урока: восстановить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах; углубить и расширить знания по теме.
Методические приемы: объяснение учителя, самостоятельная работа с учебником, работа со схемами и таблицами, тренировочные упражнения, словарная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Словарный диктант: преследовать, декларировать, аудитория, лаборатория, интерьер, артиллерия, выразить, кавалерия, реванш, президент, деликатный, удивлять, декларация. Отметить слова, пришедшие из других языков.
II. Проверка домашнего задания
Проверка упр. 279 «по цепочке».
Комментарии к ответам на вопросы:
1) тип речи — описание;
2) Во втором абзаце 2-ое предложение связано с первым цепной связью, остальные предложения связаны параллельной связью.
III. Закрепление темы «Однородные члены, связанные, сочинительными союзами»
1. Комментированное письмо.
Работа выполняется на доске и в тетрадях.
1) Только ветер злится да стучит в окно. (Союз да = и)
2) Выберите в магазине новые кожаные кроссовки. (Объяснение учителя. Возможен и такой вариант постановки знаков препинания: Выберите в магазине новые, кожаные кроссовки. Это зависит от смысла предложения и его интонации. Если имеется в виду, что кроссовок у вас нет и вы хотите их купить, то подходит первый вариант. Если речь о том, что у вас уже есть какие-то кроссовки, например, из кожзаменителя, а вы хотите другие, новые, кожаные, то нужен второй вариант предложения. В обоих случаях действуют неоднородные определения. Во втором варианте — уточнение.)
3) По вечерам он читал, или играл в шахматы, или смотрел телевизор. (Запятая ставится перед повторяющимися союзами.
4) При однородных членах используются как соединительные и раз делительные, так и противительные союзы. (Запятая при двойном союзе как... так и.)
5) Бывают люди крайне нерешительные, ни рыба ни мясо. (Запятая не ставится между частями фразеологического оборота.)
2. Выполнение упр. 280.
Прочитать текст, указать его стиль (публицистический), прокомментировать правописание и постановку знаков препинания. Выделенное предложение и два последних предложения текста записать на доске и в тетрадях, составить схемы.
IV: Изучение темы «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»
1. Повторение.
1) Выполните устно упр. 282.
2) Усложним задание: составить и записать предложения с обобщающими словами; вспомнить, как ставятся знаки препинания в таких предложениях
Например: Нам задали подчеркнуть второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Учитель музыки умеет играть на пианино, на аккордеоне, на баяне — на разных музыкальных инструментах.
3) Какими членами предложения могут быть обобщающие слова? (Любыми, но теми же, что и однородные члены, которые они обобщают.)
2. Изучение § 28.
Внимательно прочитать теоретический материал, найти новые сведения. (Случай, когда обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается (схема 3).)
Подчеркнем, что обобщающий член обозначает родовое или более общее понятие по отношению к однородным членам.
3. Тренировочные упражнения.
1) Упр. 284, 285 — устно.
2) Упр. 283 (I) — комментированное письмо.
3) Упр. 283 (II) — самостоятельная работа.
V. Словарная работа
Записать слова в рамках: достоинство, галерея, фильмотека, картотека. Составить предложения с ними.
Домашнее задание. § 28, упр. 286.
Урок 54. Обобщающие слова при однородных членах
И знаки препинания при них (закрепление)
Цель урока: закрепить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах; отработать навыки постановки знаков препинания.
Методические приемы: самостоятельная работа, пояснения учителя, тренировочные упражнения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Просклонять числительные (по вариантам, на доске и в тетрадях):
Двести семьдесят четыре; четыреста сорок восемь.
II. Проверка домашнего задания
Упр. 286 довольно большое, поэтому в классе проверяем его выборочно: предложим ученикам самим выбрать три наиболее сложных, с их точки зрения, предложения и подробно разобрать их на доске. Схемы также выполнить на доске (2 человека).
III. Закрепление темы «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»
1. Комментированное письмо.
Записать предложения, сделать их схемы (выполняем на доске и в тетрадях).
1) Теплоход останавливался в крупных волжских городах: Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде.
2) Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена — впадают в Северный Ледовитый океан.
3) Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухаю щах почек, и от невидимой за садами реки.
4) Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта — называют красным лесом.
5) На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи — везде была изморозь.
2. Устно выполнить упр. 288.
Комментарий учителя
Слова с элементом —тека: библиотека, фильмотека, картотека, аптека, игротека, дискотека, фонотека, видеотека.
Картотека стала пополняться новыми сведениями. Фильмотека, размещенная в старом кинотеатре, была очень богатой.
3. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Прочитать статью учебника на с. 132, сделать разбор одного из предложений упр. 289.
4. Упр. 289 — самостоятельная работа (письменно).
Домашнее задание. Упр. 290-291.