III. Закрепление темы «Предложения с прямой речью»

1. Объяснительный диктант.

1) «Поезд приходит без опоздания?» — поинтересовался пассажир.

2) Я подумал: «Неужели ничего нельзя исправить?»

3) «Знаешь, — сказала мама, — я думаю, не все еще потеряно».

4) «Наконец-то весна! — воскликнула Герда. — Скоро зацветут розы.

5) Русская пословица гласит: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». (Следует заметить, что это предложение можно записать и без оформления прямой речи: Русская пословица гласит: без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Подобные предложения выражают народную мудрость, имеют обобщенное значение, поэтому прямая речь здесь не совсем уместна.)

6) «Солнце на закате садится в тучи — жди непогоды», — говорит народная примета.

2. Трудные случаи предложений с прямой речью.

Объяснение учителя (факультативно):

Прямая речь бывает разорвана словами автора, которые включают два глагола со значением речи, относящиеся к разным частям прямой речи. В этих случаях знаки ставятся таким образом:

«Вы так добры, сэр, — пробормотала она и добавила: — Благодарю вас!»

Схема предложения: «П, — а и а: — П!»

3. Упр. 394: комментированное письмо.

IV. Изучение темы «Диалог»

1. Словарная работа.

Упр. 395: понятие о диалоге.

2. Объяснение учителя.

Разговор людей, обмен репликами можно записать в виде диалога. Этот способ часто встречался вам в художественной литературе. Прочитайте пример, приведенный в учебнике на странице 180. Обратите внимание, что в диалоге часто отсутствуют слова автора.

3. Самостоятельная работа.

Придумайте небольшой диалог на любую интересующую вас тему, запишите его.

Вариант работы: выписать диалог из художественного текста.

Домашнее задание. § 35, упр. 396.

Урок 90. Предложения с косвенной речью

Цель урока: познакомить учеников с понятием косвенной речи, со структурой предложений с косвенной речью; показать отличия предложений с косвенной речью от предложений с прямой речью; развивать навык перевода прямой речи в косвенную.

Методические приемы: самостоятельное изучение теоретического материала, объяснение учителя, тренировочные упражнения, выразительное чтение.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный диктант: достопримечательность, искусный, репетиция, конгресс, комиссия, троллейбус, резолюция, актер, ансамбль, дебют, транслировать, симфония, лауреат, реликвия. Устно: расставить эти слова в алфавитном порядке. (Актер, ансамбль, дебют, достопримечательность, искусный, комиссия, конгресс, лауреат, резолюция, реликвия, репетиция, симфония, транслировать, троллейбус.)

II. Проверка домашнего задания

Чтение в лицах придуманных диалогов; взаимопроверка упр. 396.

III. Изучение темы «Предложения с косвенной речью»

1. Выполнение упр. 397: сопоставление предложений с прямой речью с предложениями с косвенной речью.

2. Самостоятельное изучение § 36 (с. 181-182 — до раздела «Перевод прямой речи в косвенную»).

3. Вопросы на усвоение материала.

— Для чего служат предложения с косвенной речью?

— Чем отличаются предложения с косвенной речью от предложений с прямой речью?

— Какова структура предложений с косвенной речью?

— Какими словами связаны части предложений с косвенной речью?

— Как передается косвенной речью вопрос?

— Как ставятся знаки препинания при косвенной речи?

4. Перевод прямой речи в косвенную. Объяснение учителя.

Заменим прямую речь на косвенную в одном из примеров:

«Который час?» — спросил прохожий. Прохожий спросил, который час. Как видим, замена произошла легко.

Каждое ли предложение с прямой речью можно перевести в косвенное?

«Что же ты так поздно пришел?» — покачала головой бабушка.

Я обернулся: «Может, еще передумаешь?»

В подобных предложениях, где вместо глаголов со значением речи употреблены глаголы действий, сопровождающих речь, замена прямой речи на косвенную невозможна.

Мама попросила меня: «Купи, пожалуйста, хлеба». Мама попросила, чтобы я купил хлеба.

Какие изменения произошли с предложением? Мы видим, что изменилось лицо адресата речи (второе на первое); сократилось дополнение («меня»), так оно излишне; ушло этикетное слово «пожалуйста».

5. Тренировочные упражнения.

Работаем над упражнением, используя в качестве справочного материала таблицу учебника на странице 182.

Упр. 398, 399 — устно.

Упр. 400 — комментированное письмо.

Упр. 401 — работа парами (обсуждение).

Комментарий учителя

Слова первой, второй и пятой групп: сказать, пробормотать, шепнуть, крикнуть; удивиться, обрадоваться, огорчиться, поразиться, сообщить, заметить, прошептать, брякнуть, выпалить — могут употребляться в предложениях и с прямой, и с косвенной речью; слова третьей и четвертой групп: прервать, остановить, оборвать, обернуться, улыбнуться, кивнуть — могут употребляться в предложениях только с прямой речью.

Обратить внимание, что глаголы пробормотать, брякнуть, выпалить употребляются в просторечии, несут дополнительную смысловую нагрузку: передают особенности произнесения речи. Глаголы удивиться, обрадоваться, огорчиться, поразиться передают эмоциональность речи. Глаголы обернуться, улыбнуться, кивнуть, возможные только при прямой речи, передают поведение, мимику, жесты.

Домашнее задание. § 36, упр. 402.

Урок 91. Предложения с косвенной речью.

Практическое занятие

Цель урока: закрепить навык перевода прямой речи в косвенную, закрепить навык постановки знаков препинания при прямой речи; прививать навыки анализа текста.

Методические приемы: работа над речевыми нормами, выразительное чтение, объяснение учителя, творческий диктант.

Ход урока

Наши рекомендации