III. Закрепление темы «Предложения с прямой речью»
1. Объяснительный диктант.
1) «Поезд приходит без опоздания?» — поинтересовался пассажир.
2) Я подумал: «Неужели ничего нельзя исправить?»
3) «Знаешь, — сказала мама, — я думаю, не все еще потеряно».
4) «Наконец-то весна! — воскликнула Герда. — Скоро зацветут розы.
5) Русская пословица гласит: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». (Следует заметить, что это предложение можно записать и без оформления прямой речи: Русская пословица гласит: без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Подобные предложения выражают народную мудрость, имеют обобщенное значение, поэтому прямая речь здесь не совсем уместна.)
6) «Солнце на закате садится в тучи — жди непогоды», — говорит народная примета.
2. Трудные случаи предложений с прямой речью.
Объяснение учителя (факультативно):
Прямая речь бывает разорвана словами автора, которые включают два глагола со значением речи, относящиеся к разным частям прямой речи. В этих случаях знаки ставятся таким образом:
«Вы так добры, сэр, — пробормотала она и добавила: — Благодарю вас!»
Схема предложения: «П, — а и а: — П!»
3. Упр. 394: комментированное письмо.
IV. Изучение темы «Диалог»
1. Словарная работа.
Упр. 395: понятие о диалоге.
2. Объяснение учителя.
Разговор людей, обмен репликами можно записать в виде диалога. Этот способ часто встречался вам в художественной литературе. Прочитайте пример, приведенный в учебнике на странице 180. Обратите внимание, что в диалоге часто отсутствуют слова автора.
3. Самостоятельная работа.
Придумайте небольшой диалог на любую интересующую вас тему, запишите его.
Вариант работы: выписать диалог из художественного текста.
Домашнее задание. § 35, упр. 396.
Урок 90. Предложения с косвенной речью
Цель урока: познакомить учеников с понятием косвенной речи, со структурой предложений с косвенной речью; показать отличия предложений с косвенной речью от предложений с прямой речью; развивать навык перевода прямой речи в косвенную.
Методические приемы: самостоятельное изучение теоретического материала, объяснение учителя, тренировочные упражнения, выразительное чтение.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Словарный диктант: достопримечательность, искусный, репетиция, конгресс, комиссия, троллейбус, резолюция, актер, ансамбль, дебют, транслировать, симфония, лауреат, реликвия. Устно: расставить эти слова в алфавитном порядке. (Актер, ансамбль, дебют, достопримечательность, искусный, комиссия, конгресс, лауреат, резолюция, реликвия, репетиция, симфония, транслировать, троллейбус.)
II. Проверка домашнего задания
Чтение в лицах придуманных диалогов; взаимопроверка упр. 396.
III. Изучение темы «Предложения с косвенной речью»
1. Выполнение упр. 397: сопоставление предложений с прямой речью с предложениями с косвенной речью.
2. Самостоятельное изучение § 36 (с. 181-182 — до раздела «Перевод прямой речи в косвенную»).
3. Вопросы на усвоение материала.
— Для чего служат предложения с косвенной речью?
— Чем отличаются предложения с косвенной речью от предложений с прямой речью?
— Какова структура предложений с косвенной речью?
— Какими словами связаны части предложений с косвенной речью?
— Как передается косвенной речью вопрос?
— Как ставятся знаки препинания при косвенной речи?
4. Перевод прямой речи в косвенную. Объяснение учителя.
Заменим прямую речь на косвенную в одном из примеров:
«Который час?» — спросил прохожий. Прохожий спросил, который час. Как видим, замена произошла легко.
Каждое ли предложение с прямой речью можно перевести в косвенное?
«Что же ты так поздно пришел?» — покачала головой бабушка.
Я обернулся: «Может, еще передумаешь?»
В подобных предложениях, где вместо глаголов со значением речи употреблены глаголы действий, сопровождающих речь, замена прямой речи на косвенную невозможна.
Мама попросила меня: «Купи, пожалуйста, хлеба». Мама попросила, чтобы я купил хлеба.
Какие изменения произошли с предложением? Мы видим, что изменилось лицо адресата речи (второе на первое); сократилось дополнение («меня»), так оно излишне; ушло этикетное слово «пожалуйста».
5. Тренировочные упражнения.
Работаем над упражнением, используя в качестве справочного материала таблицу учебника на странице 182.
Упр. 398, 399 — устно.
Упр. 400 — комментированное письмо.
Упр. 401 — работа парами (обсуждение).
Комментарий учителя
Слова первой, второй и пятой групп: сказать, пробормотать, шепнуть, крикнуть; удивиться, обрадоваться, огорчиться, поразиться, сообщить, заметить, прошептать, брякнуть, выпалить — могут употребляться в предложениях и с прямой, и с косвенной речью; слова третьей и четвертой групп: прервать, остановить, оборвать, обернуться, улыбнуться, кивнуть — могут употребляться в предложениях только с прямой речью.
Обратить внимание, что глаголы пробормотать, брякнуть, выпалить употребляются в просторечии, несут дополнительную смысловую нагрузку: передают особенности произнесения речи. Глаголы удивиться, обрадоваться, огорчиться, поразиться передают эмоциональность речи. Глаголы обернуться, улыбнуться, кивнуть, возможные только при прямой речи, передают поведение, мимику, жесты.
Домашнее задание. § 36, упр. 402.
Урок 91. Предложения с косвенной речью.
Практическое занятие
Цель урока: закрепить навык перевода прямой речи в косвенную, закрепить навык постановки знаков препинания при прямой речи; прививать навыки анализа текста.
Методические приемы: работа над речевыми нормами, выразительное чтение, объяснение учителя, творческий диктант.
Ход урока