Конструктивное решение

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Руководитель Г.А.Проскурин

Е.И.Корнилова

Студент А.А.Коструба

Оренбург 2015

Введение

ФОНТАН- от лат. fons:

1) источник, родник;

2) источник, начало, первопричина.

Люди в прошлом, глядя на гейзеры и другие подобные источники, напоминающие нам современные фонтаны, пытались повторить гейзер, создав его искусственно. Сначала подобные источники просто украшались – их основание покрывалось плиткой или выкладывалось камнями. А вот фонтаны Древней Греции вначале не предназначались для украшения. Они служили источниками питьевой воды, охлаждали и увлажняли воздух.

Если же говорить в целом, то "родословная" фонтанов начинается в древних "священных" рощах с источниками, которые осмыслялись как исток=начало всего и играли важнейшую роль в языческих ритуалах.

Например, в разрушенных ныне Помпеях, на Вилле Мистерий, среди барельефов, украшавших фонтан, можно увидеть изображение Фортуны с Рогом изобилия. Фортуна олицетворяла собой счастье, удачу, источник великих благ.

В Древней Греции фонтаны стали атрибутом почти каждого города. Выложенные мрамором, с мозаичным дном, они совмещались то с водяными часами, то с водяным органом, то с кукольным театром, где фигурки двигались под воздействием струй. Историки описывают фонтаны с механическими птицами, которые весело пели и замолкали, когда внезапно появлялась сова.

В хронологическом отношении строительство фонтанов вслед на Древней Грецией особенно активно развилось в Древнем Риме, так как обе страны имели тесные культурные связи. Первое римское достижение состояло в том, что люди научились прятать водные струи в трубы из обожженной глины или из бетона. Именно архитекторы Древнего Рима первыми научились делать поразительные для того времени фонтаны, создавая трубы, по которым подавалась вода под давлением, что приводило к появлению фонтана.

Здесь появились первые дешевые трубы - их делали из свинца, которого много оставалось после переработки серебряной руды. В первом веке нашей эры в Риме благодаря пристрастию населения к фонтанам на одного жителя расходовалось 1300 литров воды в день. С этого времени в доме каждого состоятельного римлянина устраивался небольшой дворик и бассейн, в центре ландшафта обязательно бил небольшой фонтан. Этот фонтанчик играл роль источника питьевой воды и источника прохлады в жаркие дни. Развитию фонтанов способствовало изобретение древнегреческими механиками закона сообщающихся сосудов, используя который, патриции устраивали фонтаны во дворах своих домов. Декоративные фонтаны древних можно смело назвать прототипом современных фонтанов. В дальнейшем фонтаны эволюционировали от источника питьевой воды и прохлады к декоративному украшению величественных архитектурных ансамблей. Если в Средние века фонтаны служили только источником водоснабжения, то с началом Эпохи Возрождения фонтаны становятся частью архитектурного ансамбля, а то и его ключевым элементом.

Фонтан Дружбы народов на ВДНХ, Москва, Россия

Грандиозное сооружение - памятник истории и культуры государственного значения - построено в 1954 году по проекту архитекторов К.Топуридзе и Г. Константиновского. Декоративно-скульптурное оформление выполнено З. Баженовой, А. Тенета, И. Чайковым и З. Рылеевой. Сноп лепил В. Гаврилов. Конструкция и гидротехническая часть разработаны под руководством инженера В. Клявина.

Площадь поверхности водного зеркала фонтана «Дружба народов», обрамленного восьмигранной чашей из красного гранита, - около 4000 кв. метров, размер по большой оси 81 м., по малой оси - 56 м., глубина - 70 см. Общая продолжительность замкнутого цикла работы фонтана составляет полтора часа.

Фонтан Дружбы народов на ВДНХ является одной из главных достопримечательностей Москвы. Он находится на территории ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) и представляет собой культурно-архитектурную ценность. Фонтанный комплекс был создан в соответствии с чертежами известного в СССР инженера Клявина и не менее талантливого архитектора Топуридзе, строительные бригады возглавили А. И. Баженова и И. М. Чайков. Первоначальное название должно было быть «Главный фонтан», второй вариант, встречающийся в документах 1953-1954 годов, – «Золотой сноп». Однако было принято решение дать фонтану имя «Дружба народов», поскольку он символизирует призыв к дружбе и миру, а именно эти ценности были центральными аспектами политических взглядов руководства СССР в 50-х годах.

Фонтанный комплекс «Дружба народов» на ВДНХ поистине грандиозный, в те года это был один из самых больших фонтанов всего Советского Союза. Он занимает площадь более 4000 квадратных метров, а бассейн фонтана вмещает в себе 4000 кубометров воды. Бассейн фонтана имеет форму вытянутого восьмиугольника, его внутренние размеры – 80 см и 60 см по большой и малой оси соответственно. Под чашей фонтана расположена насосная станция, обеспечивающая напор почти 800 струям воды, которые вместе создают сложный водный рисунок.

Основа фонтана «Дружбы народов» имеет форму цветка и плавно переходит в золотой сноп, расположенный в центре и собранный из медных листьев конопли, пшеницы и подсолнухов. Вокруг снопа встали в круг и ведут хоровод 16 прекрасных девушек, которые представляют собой 16 республик СССР.

Интересно то, каким образом расположились на своих пьедесталах «девушки». В центре стоит Россия, лицом к посетителям. Справа и слева от нее стоят Украина и Беларусь, остальные республики решили поставить в соответствии с количеством населения, то есть получается, что чем меньше население республики, тем дальше от центрального павильона расположена ее бронзовая «девушка». Все элементы фонтана «Дружбы народов» на ВДНХ были выполнены из бронзы и меди, и должны были быть покрыты смальтой, но согласно некоторым источникам задумка была изменена, этому поспособствовал Л.П. Берии, предложив заменить покрытие позолотой. Для этого было потрачено почти 4 кг чистого золота.

Официальное открытие фонтана «Дружбы народов» на ВДНХ состоялось в 1954 году. Девушки-колхозницы, золотой сноп, основа цветок – главные элементы композиции, они символизируют социалистический колхоз, любовь к земле, дружбу, мир и ясное небо над головой. Историки считают, что сельскохозяйскому уклону проекта поспособствовала основная тема ВДНХ в 50-х годах, которая как раз и была посвящена сельскому хозяйству. Изначально площадь, на которой был построен фонтан, называлась «Колхозная площадь», лишь несколькими годами позже ее переименовали в площадь Дружбы народов в соответствии с названием украшающего ее фонтана.

На сегодняшний день фонтан оснащен современными технологиями, световой подсветкой и многими другими чудесами техники, обеспечивающими грандиозный вид фонтану как днем, так и вечером. Но несмотря на все изменения, фонтан «Дружбы народов» на ВДНХ по-прежнему призывает нас к миру, напоминая о многолетней дружбе народов бывшего СССР.

Первоначально фонтан назывался - «Золотой сноп», поскольку был призван отражать тему изобилия социалистического сельского хозяйства. Однако название «Дружба народов», которое он получил буквально накануне открытия, все же больше отвечало содержанию. Сегодня совершенно очевидно, что фонтан пережил свой первоначальный идеологический смысл, как это не раз случалось в истории с произведениями истинно художественной ценности.

«Дружба народов» - самый большой из каскада фонтанов Всероссийского выставочного центра, куда входят 14 фонтанов на Центральной аллее, навеянная уральскими сказками Бажова поэтическая композиция фонтана «Каменный цветок» и фонтан «Золотой колос». В центре «Дружбы народов» - гигантский сноп изобилия из главнейших сельскохозяйственных культур бывшего СССР. Сноп выполнен из медных листьев путем выколотки по металлическим формам. Вокруг него в серебристом каскаде струй – 16 скульптурных фигур девушек-колхозниц в национальных костюмах, олицетворяющих 16 союзных советских республик. Шестнадцатой стала скульптура Карело-Финской ССР, которой в 1956 году был возвращен статус автономной республики в составе РСФСР. Скульптуры выполнены из бронзы и покрыты тончайшим слоем золота. Сноп изготовлен из меди и также покрыт позолотой.

Гулять вокруг фонтана «Дружба народов» пытаясь понять, какая девушка, какую республику символизирует – удовольствие, которое может увлечь на долгое время, особенно если иметь какое-то представление о национальных костюмах и о том, какими сельскохозяйственными культурами славилась каждая республика:

*Россия

*Украина

*Узбекистан

*Грузия

*Литва

*Латвия

*Таджикистан

*Туркмения

*Карелия

*Эстония

*Армения

*Молдавия

*Киргизия

*Азербайджан

*Казахстан

*Белосуссия

Озеленение

Центральная аллея:

Сразу после входной арки на двух круглых клумбах сейчас можно видеть несимметричные группы старых берез с поломанными вершинами. Вместо них мы посадим молодые, стройные деревья, чтобы вернуть этой зоне изначальный вид, когда посетителей ВДНХ встречал символ России — березовая роща.

На центральной аллее мы сохраняем окантовку фонтанов кустарником. Одна из задач — защитить фонтаны от посетителей, которых так и тянет там искупаться. Кизильник у нас играет роль обрамления, которое усиливает впечатление от строгости и четкости.

Весной еще не включенные фонтаны в гранитном обрамлении смотрятся «ящиками». В окружении кружева зелени они будут выглядеть гораздо более гармонично. А осенью, когда фонтаны закроются, останется графика стриженого кустарника.

Розы, уже высаженные здесь, мы сохраняем и добавляем цветочный акцент — небольшие клумбы из летников, в центре которых посадим белые каллы. На подходе к памятнику Ленина они будут алые, подчеркивая, что именно здесь — центр композиции, главный павильон.

Общаясь с дирекцией ВДНХ, мы предлагали восемь эскизов оформления центральной аллеи. Утвержден вариант, который устраивает всех и учитывает многие технические моменты. Например, ширина полосы вдоль кустов роз достаточна для того, чтобы проходила машинка для стрижки газонов, а зимой при уборке снега не повреждались кустарники.

На центральной аллее используются самые мощные выразительные средства, а дальше оформление постепенно растворяется и переходит в более спокойные «края».

Слева и справа от центральной аллеи мы высадим композиции многолетников и кустарники, дополняя и поддерживая стриженные изгороди, которые придают торжественность территории. Но они будут выглядеть скромнее, чем в центральной части аллеи.

Перед первым павильоном планируется убрать ели с засыхающими вершинами, которые сейчас там находятся. Когда они только появились здесь в 1970-х годах, это были маленькие аккуратные елочки, не выше человеческого роста. Но теперь они разрослись, утратили декоративный вид, покосились, заслоняют павильон, визуально разбивают ритм колоннады, и под ними уже ничего не растёт, утрачен газон.

Все это в целом смотрится некрасиво. Уже есть заключение, что эти деревья — старовозрастные. Мы надеемся, что вскоре на них будут выписаны порубочные билеты и уже этой весной их не станет. Вместо этих елей мы планируем посадить стриженные кустарники и яркие летники.

Часть работ по озеленению мы выполним в следующем году, после завершения реставрации фонтанов. Кроме того, на территории ВДНХ осуществляется московская программа «Чистое небо», в ходе которой под землю убирают наружные провода. Мы ждем, когда эти коммуникации спрячут и траншеи зароют, чтобы высадить цветы и кустарники.

Архитектурное планировочное решение

Архитектурное решение фонтана прекрасно вписалось как в планировку, так и в образ Выставки в целом. «Дружба народов» всем своим видом напоминает нам известнейшие образцы фонтанного искусства XVII–XVIII веков. Ступенчатая, овальная в плане чаша фонтана увенчана золотым снопом пшеницы, технической конопли и подсолнухов, сплетенных в огромный сноп. Окружают сноп 16 золоченых бронзовых девушек, персонифицирующих входивших на тот момент в СССР 16 союзных республик. Скульпторам фонтана–хоровода позировали представительницы этих республик. Известны имена только трех натурщиц: эстонская балерина и актриса Вирве Кипле-Парсаданян, туркменская пианистка Гозель Аннамамедова и жена поэта Михаила Светлова — грузинка Родам Амирэджиби.

Помимо национальной подоплеки, несомненно, прослеживается и мифологическая. Образы девушек не случайно напоминают Деметру — богиню плодородия, покровительницу земледелия, так как советское искусство 1930–1950-х годов равнялось на эстетические идеалы классицизма.

Константин Топуридзе, как тонкий знаток и интерпретатор классического наследия, создавая «Дружбу народов», явно ориентировался на шедевры Петровской эпохи, облик фонтана очень похож на петергофские прототипы вплоть до воспроизведения отдельных элементов — дельфинов. Интересно, что авторы фонтана не сразу пришли к лаконичному решению, построенному на сочетании красного гранита и золоченой бронзы, поскольку первоначально все фигуры, за исключением снопа, задумывались полихромными, то есть облицованными цветной смальтой. Это, однако, в 1954 году подверглось критике, заслужив такой оценки, как «купецкая дешевка», «16 самоваров»…

Конструктивное решение

Фонтаны на ВДНХ (в первую очередь "Дружба народов", а также "Каменный цветок") просто выдающиеся и имеют мало аналогов даже в мире. Я, по крайней мере, ничего лучшего за время путешествий не встречал, учитывая размеры и сложность композиции этих ярких образчиков советского творчества. Идеологическую составляющую в расчет не берем. Будет считать, что это некие мифологические фигуры.

Фонтан "Дружба народов" был создан и запущен в действие в 1954 году. В его создании принимал участие целый творческий коллектив советских специалистов - художников, скульпторов, инженеров. В центре композиции -огромный сноп колосьев, подсолнухов, конопли (!), а вокруг - позолоченные фигуры 16-ти девушек в национальных одеждах, символизирующие союзные республики, входящие в состав СССР. Впоследствии в 1956 году одна республика (Карело-финская ССР) потеряла свой статус, но на фонтане присутствует. Странно, что не были внесены соответствующие конструктивные изменения, видно было слишком сложно. Если идти к фонтану от главного павильона, то на переднем плане фонтана будут видны фигуры славянских республик - России, Украины и Белоруссию, имеющие как бы главенствующее положение в общей союзной "семье.

В настоящее время фонтан отреставрирован и запущен (после простоя и разрушения в 90-е годы), но не на полную водяную мощность, высота струи в идеале должна быть выше. В вечернее время работает подсветка, меняющаяся много раз за часовой период.

Есть мнения, что прототипом фонтана послужил и «Гурьевский сервиз» Степана Пименова 1809–1816-х годов — его фарфоровые скульптуры напоминали античных богинь с национальными чертами в одежде и атрибутах, как и персонажи работавшего в те же годы Алексея Венецианова. В отличие от современников-академистов, художник искал свой идеал женской красоты среди крестьянок. На фоне реалистичного русского пейзажа его полуфантастические персонажи — античные богини в национальной праздничной одежде — боронят землю, а после отдыхают в тени деревьев в позах красавиц Тициана.

Строительный материал

1200 литров воды выбрасывается вверх этим сооружением за одну секунду. Площадь фонтана составляет 3500 квадратных метров, а длина окружности - 170 метров. При этом размеры фонтана вызывают удивление не так сильно, как свитый из стеблей подсолнуха, конопли и пшеничных колосьев огромный золотой сноп. В Советском Союзе конопля выращивалась специально для общехозяйственных нужд. Чаша фонтана представляет собой огромный восьмигранник. Изваяния 16 молодых девушек, символизирующие 16 социалистических республик, стоят хороводом вокруг снопа.

Сделанное из гранита ступенчатое основание визуально напоминает распустившийся цветок. Многие присутствующие на выставке посещают фонтан «Дружба народов» на ВДНХ, любуясь его красотой, стараются определить отдельную страну, которую символизирует каждая фигура девушки. Работа скульптора настолько искусная, что определить этническую группу моделей можно даже по лицу. Мастеру позировали 16 девушек. Имена трех из них известны нам сегодня.

Сначала женские фигуры не предполагалось покрывать золотом. Этот план скорректировал Генеральный секретарь И.В. Сталин. Три с половиной килограмма золота было выделено на отделку. Сегодня фонтан дружбы народов снова вызывает радость у посетителей ВДНХ после продолжительных мероприятий по его восстановлению.

Цветовое решение

Примечательно, что при создании скульптур позировали представительницы национальностей, соответствующих каждой республике. Известны только три героини, кто позировал скульпторам фонтана. Это эстонская балерина и актриса Вирве Кипле-Парсаданян, туркменская пианистка Гозель Аннамамедова, бывшая в те далекие годы студенткой Московской консерватории, и жена поэта Михаила Светлова грузинка Родам Амирэджиби.

Водяной столб над центральной частью декоративной группы фонтана достигает высоты 24 метров. Каждую секунду около 2000 насадок фонтана выбрасывали 1,2 тыс. л воды. Насосная станция расположена под центральной частью фонтана и соединяется подземным тоннелем с павильоном №71, где находится трансформаторная станция и система автоматики, обслуживающие фонтан.

Впечатляющее зрелище происходит здесь в вечернее время. 250 прожекторов подсвечивают фонтан по установленной программе, которая за один час меняется шестнадцать раз. Смена цветов соответствует системе игры фонтанных струй.

Примечательно, что при создании скульптур позировали представительницы национальностей, соответствующих каждой республике. Известны только три героини, кто позировал скульпторам фонтана. Это эстонская балерина и актриса Вирве Кипле-Парсаданян, туркменская пианистка Гозель Аннамамедова, бывшая в те далекие годы студенткой Московской консерватории, и жена поэта Михаила Светлова грузинка Родам Амирэджиби.

Водяной столб над центральной частью декоративной группы фонтана достигает высоты 24 метров. Каждую секунду около 2000 насадок фонтана выбрасывали 1,2 тыс. л воды. Насосная станция расположена под центральной частью фонтана и соединяется подземным тоннелем с павильоном №71, где находится трансформаторная станция и система автоматики, обслуживающие фонтан.

Впечатляющее зрелище происходит здесь в вечернее время. 250 прожекторов подсвечивают фонтан по установленной программе, которая за один час меняется шестнадцать раз. Смена цветов соответствует системе игры фонтанных струй.

Ночная игра красок

Система струй поднимается в центральной части фонтана до 20 метров. И хотя последние годы насосная станция не включается на полную мощность (ожидается реконструкция) – все равно зрелище потрясает. Станция с насосами находится под землей и соединена с павильоном 71 тоннелем.

Каждые полтора часа в автоматическом режиме происходит смена фигур струй. А в вечернее время эта красота еще и подсвечивается 250 прожекторами. В результате получается невообразимая феерия света и воды, которую невозможно описать словами, а можно только увидеть.

Летним днем солнце весело играет на золотых фигурках девушек, украшая это рукотворное воплощение дружбы всех народов. Многие считают эту композицию самым ярким памятником советской эпохи. Он напоминает новым поколениям о том, как их предки хотели жить в мире, и как они сплотились после тягот борьбы с гитлеровской Германией. А ведь такая победа, действительно, стала возможна благодаря взаимовыручке, дружбе и братской любви между людьми разных национальностей.

Заключение

Для гостей столицы и ее жителей всегда будет оставаться популярным местом для отдыха фонтан дружбы народов. Фото на память можно сделать в любое время года. Здесь работают игровые площадки и прокат различных транспортных средств. Фонтан «Дружба народов» символизирует настоящую сплоченность, святость которые мы всегда будем ценить и оберегать.

Список используемой литературы:

http://chudesnyemesta.ru/

http://vdnh.ru/map/3938/

https://www.tripadvisor.ru/

http://www.syl.ru/article/216562/new_fontan-drujbyi-narodov-odna-iz-otlichitelnyih-osobennostey-vdnh

Наши рекомендации