III. Изучение темы «Обособленные определения и приложения»
1. Вопросы и задания.
— Какими членами предложения являются причастия и причастные обороты? (Определениями.)
— Найдите определения в нашем тексте, скажите, чем они выражены.
— Перестройте предложения так, чтобы причастные обороты стояли перед определяемым словом, и запишите их.
— Прочитайте оба варианта предложений с причастными оборотами. Обратите внимание на изменение интонации.
— Соотнесите интонацию этих предложений со схемами упр. 297.
2. Объяснение учителя.
Расширим наши представления об обособлении. Рассмотрим предложение: Взволнованная девушка не могла найти слов. Возможно ли заменить существительное местоимением? Выражение «взволнованная она» невозможно. Попробуем обособить определение: Взволнованная, она не могла найти слов. В предложении появился оттенок причины.
Еще пример: Рыцарю в тяжелых доспехах сложно было поворачиваться. Заменим существительное местоимением: Ему, в тяжелых доспехах, сложно было поворачиваться. Опять появился оттенок причины.
А как ведут себя в таких случаях приложения? Его, известного эрудита, нелегко было сбить с толку. Хорошая хозяйка, она держала дом в идеальном порядке. Попробуйте убрать обособление, прочитать предложения без пауз. Смысл искажается или вовсе пропадает.
Итак, обособляются любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению.
Что произойдет, если заменить в предложении с приложением личное местоимение на существительное? Участника игры, известного эрудита, нелегко было сбить с толку. Распространенное приложение «известного эрудита» все равно обособляется.
Рассмотрим случай согласованных нераспространенных однородных определений: Светлая и чистая небольшая комната выходила окнами в сад. Поместим однородные определения после определяемого слова: Небольшая комната, светлая и чистая, выходила окнами в сад. Интонация подсказывает, что и в этом случае необходимо обособление.
Обобщим наши наблюдения.
3. Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал § 29 на с. 134. Обратите внимание на примечание. Сделайте развернутый план параграфа.
4. Тренировочные упражнения.
Сначала потренируемся соблюдать правильную интонацию в предложениях с обособлениями.
Упр. 298: прочитать («по цепочке»), найти обособленные определения и приложения, объяснить причину обособления.
IV. Словарная работа
Записать слова в рамках: впечатление, впечатляющий. Подобрать к ним однокоренные слова.
Домашнее задание. § 29, упр. 298 — письменно.
Урок 60. Обособленные определения и приложения
(практическое занятие)
Цель урока: закрепить умение находить в тексте обособленные определения и приложения, закрепить пунктуационные навыки; развивать навыки выразительного чтения.
Методические приемы: работа над интонацией, сопоставление предложений (синтаксическая синонимия), тренировочные упражнения, объяснительный диктант.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Определите спряжение глаголов, вставьте пропущенные буквы:
Рабочие кле...т обои. Куда ты смотр...шь? Боксеры бор...тся на ринге. Они тяжело дыш...т. Шхуна терп...т бедствие. Травы стел...тся. Бобры стро...т хатки. Что ты там бормоч...шь?
II. Проверка домашнего задания
1. Теоретические вопросы:
— Какие члены предложения называются обособленными?
— Как выделяются обособленные члены в речи и на письме?
— В каких случаях обособляются определения и приложения?
2. Взаимопроверка упр. 298.
III. Закрепление темы «Обособленные определения и приложения»
1. Тренировочные упражнения.
Примечание: текст каждого упражнения следует прочитать вслух, соблюдая правильную интонацию.
1) Упр. 299 — устно.
2) Упр. 300 — устно разобрать примеры, сделать письменно.
3) Упр. 301 — устно.
4) Упр. 302, 303 — комментированное письмо.
5) Упр. 304 — устно.
2. Объяснительный диктант.
Записать предложения, объяснить причины обособления определений и приложений.
1) Сегодня Ася, в скромном платье, была особенно хороша.
2) Блестело море, всё в ярком свете.
3) Им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни.
4) Осторожные звери, тигры редко обнаруживают себя.
5) В комнату вошла Анна, сестра Веры.
6) А я-то, наивный, поверил тебе!
7) Орел, с увесистой ношей в когтях, с трудом оторвался от земли.
8) Мы, внуки, старались почаще навещать бабушку.
9) Над нами возвышались горы, скалистые, неприступные.
10) Причина, заставившая его так внезапно уехать, осталась неизвестной.
11) Удивленный отказом, Николаев все же продолжал приходить в дом.
12) Монголов, прирожденных всадников, учат сидеть на лошади чуть ли не с годовалого возраста.
13) Вскоре, исключенный из университета, уехал неудачливый студент на родину.
14) Забрались мы в глухие места, полные дичи.
Домашнее задание. § 29, упр. 305 — письменно.
Урок 61. Обособленные определения, выраженные
Причастными оборотами
Цель урока: повторить правила образования причастий, закрепить пунктуационные навыки; развивать навыки выразительного чтения.
Методические приемы: повторение, работа над интонацией, тренировочные упражнения.
Ход урока