Индивидуальные задания. 1. Вставьте пропущенные буквы
1. Вставьте пропущенные буквы. Определите способы связи в словосочетаниях.
Отреж...те кусочек, золоч...(н, нн)ое кольцо, расп...хнуть насте..., больш...нство труже(н, нн)иков, (в) глубь океана, впеч...тляющие дост...пр..мечательности, мчит...ся (в)скач..., (не)смотря на (не)летную погоду.
2. Вставьте пропущенные буквы. Определите способы связи в словосочетаниях.
Те(р, рр)итория ст...диона, прив...легии депутатов, ист...(н, нн)о сочу...ствующий, уча...ствовать в реп...тиции пье(с, сс)ы, вопл...щ. нный замысел, увл...кат...ся белл...тристикой, ударить наотма..., любуясь и(л, лл)юминацией.
3. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
Долгий осенний закат дог...рал. Погасла последняя б...гровая узенькая как щель полоска рдевшая на самом краю г...ризонта между сизой туч...й и землей. Уже (не, ни) стало видно (не, ни) земли (не, ни) деревьев (не, ни) неба. Только над головой большие звезды дро(ж, жж)али своими ресницами средь темной ночи.
Звез...ч...тые цветы белого табака в п...лисаднике запахли острее из темноты и прохлады. (А. И. Куприн)
4. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения.
В языке много образных выр...жений в которых и...пользуют...ся имена то (не, ни)ведомых (не, ни)кому то всем извес...ных людей то библейских то литературных перс...нажей.
5. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения.
В Сред...земном море как помнит читатель в ста милях от (острова)тюрьмы находился остров (Монте)Кристо скала с прав...льными оч...ртаниями сахарной головы.
6. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений.
Для пр...ключеаческих произв...дений характерны (не, ни)пр...рывные колебания стрелки су...ьбы. (Не, ни)отвратимая казалось(бы) гибель сменяет...ся изб...влением торжество отч...янием. Движущей силой пр...ключенческого сюжета как правило являет...ся опасность иногда тайна.
7. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений.
Осенью 1836 года за год до гибели Пушкин закончил Капитанскую дочку и сдал в цензуру на разрешение напечатать. Тут(же) он отправил цензору (не)коему Корсакову письмо. Как мы увид...м Пушкин пр...давал этому письму большое значение.
8. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения.
В. Г. Белинский писал Никакие описания путешественников не дадут вам такого верного такого живого изображения нравов и условий общественной жизни мусульманского Востока как Тысяча и одна ночь.
9. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений.
По экранам всего мира прошагал бр...дяга в потрепа(н, нн)ой визитке (не)померно больших башмаках с чуж...й ноги с маленькими усиками в (не)лепом котелке. Фильмы Чаплина рождали и рождают чу...ство (не)обыкнове(н, нн)ой жалости к обездоле(н, нн)ому человеку.
10. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений.
Гоголю был извес...ен секрет сл...яния смешного и трог...тельного к...мического и тр...гического смеха и слез. Име(н, нн)о слияние а не только совмещение или чередование.
11. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений.
В эпоху Великих географических открытий велика была роль маяков. В Британии тогдашней вл...дычиц... морей и океанов маяки пр...знали делом поист...(н, нн)е государственной важности. К примеру в Ш...тландии с ее береговой линией в две тыс...чи пят...сот ки(л, лл)ометров и частыми штормами с...гналы маяков стали вопросом жизни и смерти для всех кто связ...н с морем (ш...тлан...ские рыбаки и моряки редко дож...вали до сорока лет).
12. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений.
В свете утре(н, нн)ей з...ри скалы окраш...вают...ся в (нежно)розовые и красн…ватые тона и только после полудня пр...обр...тают теплый к...ричн...ватый оттенок. Округлые мя...кие контуры гор местами занесе(н, нн)ых светлой пылью напом...нают пр...чудл...вое произв...дение к...ндитера.
Ответы
1. Отрежьте кусочек (управление), золоченое кольцо (согласование), распахнуть настежь (примыкание), большинство тружеников (управление), в глубь океана (управление), впечатляющие достопримечательности (согласование), мчится вскачь (примыкание), несмотря на нелетную погоду (согласование).
2. Территория стадиона (управление), привилегии депутатов (управление), истинно сочувствующий (примыкание), участвовать в репетиции пьесы (управление), воплощенный замысел (согласование), увлекаться беллетристикой (управление), ударить наотмашь (примыкание), любуясь иллюминацией (управление).
3. Долгий осенний закат догорал. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среды темной ночи.
Звездчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады. (А. И. Куприн)
4. В языке много образных выражений, в которых используются имена то неведомых никому, то всем известных людей, то библейских, то литературных персонажей.
5. В Средиземном море, как помнит читатель, в ста милях от острова-тюрьмы находился остров Монте-Кристо, скала с правильными очертаниями сахарной головы.
6. Для приключенческих произведений характерны непрерывные колебания стрелки судьбы. Неотвратимая, казалось бы, гибель сменяется избавлением, торжество — отчаянием. Движущей силой приключенческого сюжета, как правило, является опасность (иногда тайна).
7. Осенью 1836 года, за год до гибели, Пушкин закончил «Капитанскую дочку» и сдал в цензуру на разрешение напечатать. Тут же он отправил цензору, некоему Корсакову, письмо. Как мы увидим, Пушкин придавал этому письму большое значение.
8. В. Г. Белинский писал: «Никакие описания путешественников не дадут вам такого верного, такого живого изображения нравов и условий общественной жизни мусульманского Востока, как «Тысяча и одна ночь».
9. По экранам всего мира прошагал бродяга в потрепанной визитке, непомерно больших башмаках с чужой ноги, с маленькими усиками, в нелепом котелке. Фильмы Чаплина рождали и рождают чувство необыкновенной жалости к обездоленному человеку.
10. Гоголю был известен секрет слияния смешного и трогательного, комического и трагического, смеха и слез.
11. В эпоху Великих географических открытий велика была роль маяков. В Британии — тогдашней владычице морей и океанов — маяки признали делом поистине государственной важности. К примеру, в Шотландии, с ее береговой линией в две тысячи пятьсот километров и частыми штормами, сигналы маяков стали вопросом жизни и смерти для всех, кто связан с морем (шотландские рыбаки и моряки редко доживали до сорока лет).
12. В свете утренней зари скалы окрашиваются в нежно-розовые и красноватые тона и только после полудня приобретают теплый коричневатый оттенок. Округлые, мягкие контуры гор, местами занесенных светлой пылью, напоминают причудливое произведение кондитера.
Приложение 4
Контрольные тесты
Вариант I
1. Отметьте слова, в которых пишется буква а:
1) пр...образ героя;
2) докрасн... раскаленный;
3) поражать вообр...жжение;
4) декл...рация прав.
2. Отметьте слова, в которых пишется букваи:
1) деревья в ине...;
2) слыш...те шум?
3) во избежани... ошибки;
4) ответ Мари...
3. Отметьте слова, в которых пишется буквае:
1) масл...ная краска;
2) осв...щенный солнцем;
3) наб...рать телефонный номер;
4) ид...альная форма.
4. Отметьте слова, в которых пишется буква и:
1) первоапрельский роз...грыш;
2) вз...мать налоги;
3) хорошая дикц...я;
4) ц...линдрический сосуд.
5. Отметьте слова, в которых пишется звонкий согласный:
1) стихийный митин...;
2) речной во...зал;
3) бе...проволочный телеграф;
4) совсем и...худал.
6. Отметьте слова, в которых пишется удвоенная согласная:
1) избранная профе...ия;
2) коло...альный интерес;
3) а...егорический образ;
4) художественная га...ерея.
7. Отметьте слова, в которых пишется ь:
1) спряч...тесь поскорее;
2) комп...ютер нового поколения;
3) раз...емная конструкция;
4) газ лету...
8. Отметьте слова, которые пишутся раздельно:
1) не...смотря на дождь, пошли гулять;
2) сидит бок...о...бок;
3) ученики, не...сдавшие тетради;
4) он и...так все знает.
Вариант II
1. Отметьте слова, в которых пишется буква а:
1) образное выр...жение;
2) слева направ...;
3) пост…новление правительства;
4) театральная дек...рация.
2. Отметьте слова, в которых пишется буква и:
1) пиш...те чаще;
2) участие в соревновани...;
3) ветер гон...т листья;
4) в заключени... сделаем выводы.
3. Отметьте слова, в которых пишется буква е:
1) прим...рять противников;
2) замасл...нная спецовка;
3) разр...дить посадки;
4) лишить прив...легий.
4. Отметьте слова, в которых пишется буква и:
1) без...мянный герой;
2) ц...рковой трюк;
3) стоять на ц...почках;
4) ц...стерна с бензином.
5. Отметьте слова, в которых пишется звонкая согласная:
1) дебю... актера;
2) красивый лан...шафт;
3) ра...пахнуть окно;
4) приво...зальный буфет.
6. Отметьте слова, в которых пишется удвоенная согласная:
1) а...естат зрелости;
2) иску...ный мастер;
3) режи...ер спектакля;
4) праздничная и...юминация.
7. Отметьте слова, в которых пишется ь:
1) непод...емная тяжесть;
2) интер...ер здания;
3) пара лыж...;
4) намаж...те хлеб маслом.
8. Отметьте слова, которые пишутся раздельно:
1) Ты то...же устал?
2) чуть...чуть не хватило времени;
3) не...выполненное задание;
4) я думаю так...же, как ты.
Вариант III
1. Отметьте слова, в которых пишется буква а:
1) новогодний к...рнавал;
2) фр...гмент книги;
3) смотрит искос...;
4) вопл...тил в жизнь.
2. Отметьте слова, в которых пишется буква и:
1) трава стел...тся по земле;
2) побывать в Англи...;
3) находиться в сомнени...;
4) во исполнени... приказа.
3. Отметьте слова, в которых пишется буква е:
1) повышенная ст...пендия;
2) разж...гать костер;
3) принести изв...нения;
4) веселая Масл...ница.
4. Отметьте слова, в которых пишется буква и:
1) сердито ц…кнуть;
2) из…скать средства;
3) знать пред…сторию;
4) квитанц…я об оплате.
5. Отметьте слова, в которых пишется звонкая согласная:
1) великий зо...чий;
2) одета бе...вкусно;
3) сдавать э...замен;
4) памятная на...пись.
6. Отметьте слова, в которых пишется удвоенная согласная:
1) пье...а А.П. Чехова;
2) и...юстрированная книга;
3) высокий инте...ект;
4) иску...твенный разум.
7. Отметьте слова, в которых пишется ь:
1) фальш... в голосе;
2) молодец пригож...;
3) отреж...те кусочек;
4) первый под...езд.
8. Отметьте слова, которые пишутся раздельно:
1) ни...один не...позвонил;
2) повторить точь...в...точь;
3) цех закрыт в...виду ремонта;
4) не...скошенная трава.
9. Отметьте слова, в которых буква пишется:
1) прои...шествие на дороге;
2) в ближайшем буду...щем;
3) ч...резвычайное положение;
4) звез...чатьий цветок.
10. Отметьте предложения, в которых неправильно поставлены знаки препинания:
1) «Подите по дворам, — сказал им Дубровский. — Вас не нужно».
2) Заморозки прихватили не успевшие расцвести бутоны.
3) За дверью послышался не то смех не то плач.
4) Последнее время приходилось работать и день и ночь.
5) Честно говоря, я боюсь темноты.
6) Мы ребята решительные.
7) Оперенье фламинго, будто кружевное розовое платье.
8) Что ты клонишь над водами, ива макушку свою?
9) Сад был окружен забором, старым, ветхим.
10) Сила, мужество, желание победить в справедливой борьбе: все эти качества присущи настоящему спортсмену.
11) Вы любите легкий фруктовый йогурт?
12) Быстро поднимался золотистый шар солнца, согревая, просыпающееся море.
Ключи к тестам
Вариант I
1—3,4; 2—2,4; 3—2,4; 4—2,3,4; 5—1; 6—1,2,3; 7—1,2; 8—2,3,4.
Вариант II
1— 1,3; 2— 1,2,3; 3—2,3; 4—2,4; 5—2; 6— 1,3,4; 7—2,4; 8—4.
Вариант III
1— 1,2,3; 2—2,3; 3—4; 4—4; 5— 1,2,4; 6—2,3,4; 7— 1,3; 8—1; 9— 1, 4; 10— 3, 7, 8, 10, 12.