Пример продолжения рассказа
Было начало сентября, первые выходные после каникул. Обычно встречаешься с друзьями после долгой разлуки, радуешься этой встрече, ждешь интересных рассказов. Решено было в воскресенье пойти за грибами. По пути мы рассказывали друг другу о летних впечатлениях и приключениях, смеялись, веселились как могли.
Но вот лес. Мы немного притихли, начали искать грибы, стараясь не терять друг друга из виду. У нас обычно собирают белые, подосиновики и подберезовики. Сразу у опушки стали попадаться первые грибы. Лес уже начал желтеть, под ногами шуршали листья. Знаете, как бывает: увидишь под деревом что-то красноватое, думаешь — гриб! А это сухой листочек грибом прикинулся. Мы на этих обманщиков не сердились, настоящие грибы нам тоже попадались.
Наконец напали на грибное место. Тут уж не зевай! Стали соревноваться, кто больше наберет. Дерево за дерево, кустик за кустик, я возьми и уйди подальше от остальных. Грибы меня заманили. Опомнился — никого вокруг. Я давай кричать, аукать — нет ответа. Честно говоря, перепугался. Неуютно в лесу одному, хоть и с грибами.
Стал вспоминать лесные приметы. Знаю, что муравейники обычно устраивают с южной стороны дерева. Сориентировался, сообразил, в какую сторону идти. Шагаю, кричу — только эхо отзывается. Прислушался — вроде бы ребята кричат, меня зовут. Тут уж я припустил, чуть грибы не выронил на бегу.
Вот была радость, когда я добрался до своих!
По пути домой мы еще долго обсуждали это происшествие, о котором родителям я рассказать не рискнул.
А муравьям спасибо!
III. Изучение темы «Безличные предложения»
1. Анализ предложений.
На доске написаны фрагменты стихотворений:
1) С вечера все спится,
На дворе темно.
(А. Фет)
2). Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
(М. Цветаева)
Предлагаем найти основы в этих предложениях. Выясняем, что подлежащих не только нет, но и быть не может. Основу составляют только сказуемые: 1) спится, темно; 2) хочется грызть.
2. Работа с учебником.
Выполняем упр. 221. Читаем определение безличных предложений, а затем анализируем материал таблицы нас. 100 «Способы выражения сказуемого в безличном предложении».
3. Комментарий учителя.
Необходимо различать безличный глагол и безличную форму личного глагола. Безличный глагол не имеет личных форм, он встречается только в безличных предложениях. Разберем примеры из таблицы: глаголы работаться, вечереть — безличные, невозможно поставить рядом с ними подлежащее. Подобные глаголы обозначают действия, происходящие «сами по себе», а не производимые каким-либо лицом.
Глаголы в примерах под цифрой 2 могут иметь, кроме безличной, и личную форму: Сено пахнет над лугами. Солнце словно зажгло осенний лес. Важно, что в примерах Пахнет сеном над лугами. Зажгло грозою дерево нет и не может быть подлежащего, в них личный глагол выражен безличной формой.
В безличных предложениях выражаются состояния природы, окружающей среды, человека; невозможность или неотвратимость действия. Чаще всего такие предложения распространены второстепенными членами со значением лица или окружающей среды: Мне почему-то все время хотелось смеяться. К вечеру резко похолодало.
Самое главное в безличных предложениях то, что в них нет и не может быть подлежащего.
4. Работа с таблицей.
Выполняем таблицу «Способы выражения сказуемого в безличном предложении» в тетрадях, подбираем свои примеры.
5. Составление плана.
Выполним упр. 222: составим план параграфа 23.
Примерный план:
1) Понятие о безличном предложении.
2) Выражение сказуемого в безличных предложениях:
а) простыми глагольными сказуемыми;
б) составными глагольными и именными сказуемыми.
3) Употребление глагола-связки «быть» в безличной форме.
4) Значение безличных предложений.
IV. Тренировочные упражнения
Упр. 223 — устно.
Упр. 225 — письменно.
Домашнее задание
§ 23; упр. 224 (устно), 226, 227 — письменно.
Урок 40. Безличные предложения (продолжение)
Цель урока: углубить представление о безличных предложениях, показать синтаксическую синонимичность двусоставных и односоставных предложений; развивать речевую культуру учеников.
Методические приемы: объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми нормами, словарная работа, проверочная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Разобрать по составу и сделать словообразовательный разбор слова «безличные».
II. Проверка домашнего задания
1. Связный рассказ о безличном предложении по плану (упр. 222). Можно спросить нескольких учеников (по одному пункту плана).
2. Упр. 224 — «по цепочке»: зачитать безличные предложения, указать их значение и роль, отметить выразительные средства языка.
Комментарий. В описании грозы используются следующие выразительные средства: эпитеты (страшная туча, чистый и кроткий свет); олицетворения (молния, вышедшая из тьмы тучи и ужалившая землю), метафоры (шумная мгла дождя, гуща ливня), сравнения (чистый и кроткий, как во сне); обособленные определения (дождь, густой и скорый).
3. Упр. 226, 227 — устно, «по цепочке».