Микеланджело Буонарроти
(6.03.1475, Тоскана – 18.02.1564, Рим) - скульптор, живописец, архитектор и поэт Высокого и Позднего Возрождения.
В 1488г. Он поступил в мастерскую Гирландайо во Флоренции, а в 1490 г. Был взят во дворец Лоренцо Медичи, после смерти которого в 1492 г. возвратился к отцу. Дальнейшая его деятельность протекала в основном во Флоренции (1501-1505 и 1520-1534 гг.) и в Риме (1496-1501, 1505 – 1520 и 1534-1564 гг.). В марте 1505 г. Микеланджело по приглашению папы Юлия II приехал в Рим, где заключил контракт на изготовление грандиозной мраморной гробницы папы, над которой работал с перерывами всю жизнь. В 1508-1511 гг. Микеланджело выполнил одну из своих крупнейших работ – роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане. К 1516 относится начало его архитектурной деятельности: эскизы фасада церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Во Флоренции Микеланджело соорудил по заказу Медичи новую сакристию (помещение в католическом храме, где хранятся принадлежности культа) при церкви Сан Лоренцо со знаменитыми скульптурными группами пристенных надгробий (Утро и Вечер, День и Ночь), и библиотеку Лауренциана (1523-1526 и 1530-1534 гг., закончена Амманати в 1558-1568 гг. много лет спустя, после отъезда Микеланджело в Рим). Микеланджело возводил укрепления и участвовал в защите городов. Во время последнего пребывания в Риме, Микеланджело выполнил свою вторую грандиозную живописную работу в Сикстинской капелле – фреску «Страшный суд» на алтарной стене (начата 1533 г., картон был готов в 1535 г., окончена в 1541 г.) После смерти Антонио да Сангало Младшего, Микеланджело в 1546 г. получил сразу три архитектурных поручения: окончание собора Св. Петра (руководство работами – с января 1547 г., окончание главного барабана и изготовление терракотовой модели купола в 1557 г., деревянной модели в 1558-1561 гг.); окончание строительства палаццо Фарнезе и реконструкция площади и дворцов на Капитолии, которые были завершены после смерти мастера (новый цоколь для статуи Марка Аврелия – 1538 г., начало строительства дворцов – 1560 г.). Кроме того, Микеланджело сделал набросок лестницы в нише брамантевского Беельведера (Ватикан 1550 г.), рисунки для церкви Сан Джовани леи Фьорентини (с 1550 г.), модель дворца для Павла III (1551 г., не сохранились), перестроил Порта Пиа (с1561 г., не окончена) и создал в руинах терм Диоклетиана церковь Санта Мария дельи Анджели (1563-1564 гг.).
Дж. ДелаПорта. Западный фасад и купол собора Св. Петра в Риме.
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т 5.М.Стройиздат.-1987-с.213-214
Семья зодчих Ломбардо
Семья венецианских архитекторов и скульпторов XIV-XVI вв.
Пьетро Ломбардо(около 1435 г., с. Карона, Швейцария – июнь 1515 г., Венеция)
Его основные постройки: церковь Санта Мария деи Мираколи, скуола Сан Марко. В 1499 г. архитектором дворца Дожей, где с сыновьями Туллио (1455 – 1532 гг.) и Антонио (около 1458 – 1516 гг.) выполнял отделку фасада, выходящего на канал. Кроме того, в Венеции достраивалось палаццо Вендрамин-Калерджи, а так же ряд работ. Сочетание местных архитектурных традиций с новым направлением итальянского зодчества особенно наглядно проявилось в жилых постройках Пьетро Ломбардо. Кроме того, ряд построек в Венеции, в том числе церковь Сан Джованни.
Туллио– (около 1455 г. – 17.11.1532 г. Венеция) – сын и ученик.
Антонио(около 1458 г. – около 1516) – сын и ученик Тулио, в основном скульптор, известная архитектурная работа – замок Беллозгуардо.
Венеция, Церковь Санта – Мария дель Мараколи, Пьетро Ломбардо, (1481 г.)
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т.5, М.: Стройздат. 1987 г., с. 118
2.Искусство стран народов мира в 5 т. Т. 2, М.: Советская Энциклопедия – 1965 г., с 325
3.artclassic.edu.ru
Себастиано Серлио
(6.09.1475 г., Болонья – 1555 г., Фонтенбло, Франция) – архитектор и теоретик.
До 1527 г. жил в Риме, где работал с Перуцци. Оттуда перебрался в Венецию. Здесь он консультировал проект церкви Сан Франческа дела Винья (1533 г.), выполнил рисунки для потолка церкви библиотеки Сан Марко (1538 г.) и рисунки сцены для театра в доме Коллеони Порто в Виченце (1539 г.), а так же модель реконструкции базилики. Поступив на службу к французскому королю Франциску I, Серлио в 1541 г. был назначен главным архитектором дворца в Фонтенбло. Важнейшей его постройкой во Франции был Анси ле Фран. Серлио известен главным образом своими теоретическими работами. Его трактат об архитектуре начал выходить с 1537 г. отдельными книгами. Деятельность Серлио во многом способствовала оживлению интереса венецианского общества к теории архитектуры, в частности к проблемам гармонии и пропорций, о чем свидетельствуют дискуссия и своеобразный конкурс, проведенный в 1533 г. в связи с проектированием начатой по планам Сансовино церкви Сан Франческо дела Винья. Фасад церкви, в котором большой ордер центральной части сочетался с малым ордером, отвечающим боковым нефам, был выполнен лишь в 1568 – 1572 гг. по проекту Палладио. Серлио приписывают в Венеции лишь достройку дворцов Цен, но множество планов и фасадов зданий, изображенных в его трактате, для которого он использовал наследие Перуцци, оказали большое влияние не только на его современников, но и на многие последующие поколения архитекторов в Италии и в других странах.
Модель фасада церкви (1537 г.)
Литература:
1. Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т.5, М.: Стройиздат. – 1987 г., с 277.