Урок 12. Строение и грамматическое значение
Предложений
Цель урока: закрепить изученное о словосочетании, расширить знания учеников о строении и грамматическом значении предложения, научить выделять грамматическую основу (трудные случаи), определять цель высказывания.
Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, беседа по вопросам, выполнение упражнений, словарная работа (синонимы).
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Просклонять словосочетания с числительными:
Двести восемьдесят четыре рубля, четыреста девяносто шестой номер.
II. Проверка домашнего задания. Закрепление темы «Словосочетание»
1. Теоретические вопросы:
— Расскажите о строении словосочетания.
— Каковы основные признаки словосочетания?
— Назовите типы словосочетаний по их морфологическим свойствам. Приведите примеры.
— Какие словосочетания являются неделимыми? (Те, в которых главным по смыслу является грамматически зависимое слово.)
Комментарий учителя
Сравним прямое и переносное значение словосочетаний «дать сдачи». Первое называет действие и предмет (сдача, полученная в магазине). Значение действия во втором случае названо грамматически зависимым словом (дать сдачи — ответить на удар или оскорбление), которое выступает главным по смыслу. Таким образом, переносное значение этого словосочетания — неделимое. Подобные словосочетания являются одним членом предложения, а грамматическое значение в них не устанавливается.
Вычленить подобные словосочетания чаще всего удается лишь в контексте.
Примеры: Анютины глазки — небольшие яркие цветы. (Неделимое словосочетание является подлежащим). Хочу поздравить вас от всей души. (Первое неделимое словосочетание — сказуемое, второе — обстоятельство.) Митинг собрал много людей. (Неделимое словосочетание — дополнение.) Много людей собралось на площади. (Неделимое словосочетание является подлежащим.)
2. Взаимопроверка упр. 72, 74. Устные ответы на вопросы этих упражнений.
3. Синтаксический разбор словосочетаний (упр. 80): выборочно выполняют на доске 3-4 человека.
III. Изучение темы «Предложение»
1. Беседа по вопросам:
— Что отличает предложение от словосочетания?
— На каком основании предложения делятся на простые и сложные?
— Что такое грамматическая основа предложения?
— По каким признакам можно выделить грамматическую основу, если в предложении отсутствует один из главных членов?
Комментарий учителя
Признаки выделения грамматической основы следующие:
1) в грамматическую основу обязательно входит глагол в каком-либо наклонении;
2) один из членов грамматической основы занимает независимую позицию: не зависит по своим формам от других членов предложения;
3) вспомогательный глагол или глагол-связка в форме какого-либо наклонения образуют с самостоятельным словом один член предложения.
Например: Могу помочь тебе. Подлежащее отсутствует, но подразумевается (Я). Основа односоставная. Глагол в форме наклонения — могу. Этот глагол имеет вспомогательное, модальное (выражает значение возможности) значение, не зависит от других членов предложения. С ним связан по смыслу глагол в начальной форме помочь. С этим синтаксически самостоятельным словом глагол могу образует один член грамматической основы — сказуемое (могу помочь).
Что делать, если в предложении отсутствует и глагол? Например: Летом и ночью светло. Наречие светло не зависит от других членов предложения, значит, входит в грамматическую основу. Глагол-связка отсутствует, что показывает на настоящее время, но связка появляется в будущем или прошедшем времени: Летом и ночью будет светло. Летом и ночью было светло. То есть в нашем примере глагол-связка нулевая. Чтобы выявить ее, надо изменить время действия: Легко на сердце (было, будет).
2. Выполнение упражнений.
1) Упр. 82 (классификация предложений по цели высказывания) — устно.
2) Упр. 83, 84 — устно (предварительно прочитать материал параграфа на с. 41).
3) Упр. 85 (I) — письменно, с комментированием каждого предложения «по цепочке» (роль глагола в предложении).
4) Упр. 85 (II) — устно (классификация предложений по цели высказывания).
5) Упр. 87 — разобрать устно, затем выполнить в тетрадях.
Комментарий. Синонимы к выделенным словам: творенье — созданье, ветрило — парус, несется — мчится, скачет.
Домашнее задание. §8 (с. 40-43). Упр. 88 — устно; 89 (I-III) - письменно.
Урок 13. Интонация предложения
Цель урока: закрепить изученное о предложении, дать понятие об интонации, ее роли в предложении, совершенствовать навыки устной речи (составление характеристики человека).
Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, работа над речевыми нормами, устное сочинение.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Словарный диктант: монумент; истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция, идеал, стипендия, стипендиат. (Диктант можно дополнить теми словами из предыдущих диктантов, в которых многие сделали ошибки.)
II. Проверка домашнего задания
1. Упр. 88 — проверяем «по цепочке».
2. Упр. 89 — взаимопроверка, затем устный комментарий «по цепочке». Фонетический разбор слова («весь») — на доске.