Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф
(17.02.1699 – 16.09.1753) - немецкий архитектор, основной представитель фридерицианского рококо.
С 1740 главный хранитель прусских королевских дворцов и парков. Жил и работал в эпоху господства стиля барокко. Предшественник раннего классицизма. Создал ряд изящных по своей простоте фасадов, тогда как интерьеры прихотливо отделаны в стиле рококо. Его главные работы: новый флигель дворца Шарлоттенбург, Оперный театр в Берлине, дворец Сан-Суси в Потсдаме, городской дворец в Потсдаме.
Сан-Суси (от фр. sans souci — без забот) — один из самых известных дворцов Гогенцоллернов, расположенный в восточной части одноимённого парка в Потсдаме. Эскизы для своей летней резиденции прусский король Фридрих II (1740-1786) создал сам, и дворец в стиле рококо был возведён в 1745—1747 годах. В 1990 году Сан-Суси с его дворцами и большим парком внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО со следующим обоснованием: «Дворец и парк Сан-Суси, часто называемые „прусским Версалем“, являют собой синтез художественных направлений в европейской городской и придворной архитектуре XVIII в. Ансамбль является выдающимся образцом архитектурного творчества и ландшафтного дизайна, возникшего на интеллектуальной основе монархической идеи государственного устройства».
Потсдамский городской дворец (нем. Potdamer Stadtschloss) — зимняя резиденция курфюрстов и королей Бранденбурга-Пруссии (а позднее и германских императоров) в центре Потсдама. Сооружённый в 1662—1669 гг., дворец был основательно перестроен в 1744—1752 гг. в соответствии с барочными вкусами Фридриха Великого. Дворец был разрушен при бомбардировке города союзниками 14 апреля 1945 года и снесён по приказу властей ГДР в 1959 году (уцелело только здание конюшен).
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12 т., Т.7, Стройиздат. – 1967 – стр.365
2.http://ru.wikipedia.org
Карл Фридрих Шинкель
(13 марта 781, Брандебург – 9 октября 1841, Берлин) – архитектор, художник. Считается лидером «романтического историзма» в немецком зодчестве.
Родился в семье архидиакона Лютеранской церкви. После кончины отца переехал в Берлин (1795), где учился архитектуре под руководством братьев Гилли в только что основанной ими Академии архитектуры (с 1798 по 1800), одновременно с этим работая художником на фарфоровой фабрике. C 1803 по 1805 посетил Италию и Францию, позже, в 1826 побывал в Англии. Деятельно занялся зодчеством с той поры, как его по предложению В. фон Гvмбольдта назначили асессором Прvсской строительной депутации (1810). Последовательно продвигаясь по служебной лестнице, сосредоточил в своих руках контроль над важнейшими строительными работами в королевстве. Реформировал поздний, ампирный классицизм, археологически уточнив его античные формы, а с другой стороны — придав им еще более свободную, гибкую вариативность. К числу наиболее значительных его сооружений, выполненных в "греческом стиле" относятся: Новая гауптвахта (1816-1818), Драматический театр (1818-1821), Дворцовый мост (со скульптурами по эскизам самого Шинкеля; 1819-1823), Старый музей (1822- 1830) в Берлине, храм Николаикирхе (1830-1837), Дворец Шарлоттенхоф (с 1826) и ряд парковых павильонов в Потсдаме. Изначально испытывая острый интерес и к готике, под воздействием своих английских впечатлений начал строить в неоготическом вкусе (чугунный памятник королеве Луизе в Гранзее близ Берлина, 1811; Вердерская церковь в Берлине, 1825-1828, не сохранилась; Николаевская часовня в парке Петродворца, 1831-1833; замок Бабельсбepг близ Потсдама, c 1834). Под руководством Шинкеля (по планам 1817 и 1833) была значительно модернизирована планировка Берлина (устройство новых улиц и бульваров в центре города; расширение его обшей территории за счет присоединения ряда прилегающих районов).
Берлин, драматический театр (1818-1821)
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12 томах, Т.7, М., Стройиздат,1987
2.http://ru.wikipedia.org/wiki/Шинкель_Карл_Фридрих