Насаждения на участках вузов и техникумов
Предыдущая46474849505152535455565758596061Следующая
Вузовский комплекс — это один из главных элементов городской среды, требующий особого отношения и места в планировочной и организационной структуре города.
Основой функционального и градостроительного решения территории вуза является зонирование. Размещение учебной зоны с научно-исследовательскими подразделениями, жилой с комплексом предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания (в том числе детсадами и яслями для детей семейных студентов), спортивной и хозяйственной зон на единой территории является решением, обеспечивающим наилучшее функционирование вуза. Кооперация близких по профилю вузов на смежных территориях дает значительный эффект в случае, создания мощных межвузовских подразделений (библиотеки, вычислительного центра, поликлиники, спортивного комплекса), что позволяет снизить материальные затраты и избежать дублирования оборудования, рационально использовать имеющиеся площади, повысить степень обеспеченности современным высококлассным оборудованием. Следует отметить, что архитектурно композиционное решение и приемы застройки группы вузов должны осуществляться по единому замыслу. Только в этом случае можно оптимально решить вопросы функционирования каждого вуза и особенно развития вузовского городка в целом.
На архитектурно-планировочное решение для вуза влияют не только его функциональные особенности, определяемые совокупностью специальностей, необходимость включения разнохарактерных по своему назначению, объемам и конструктивным решениям зданий и сооружений, но и климатические условия, рельеф участка, наличие водоемов и зеленых насаждений.
Создаваемая среда должна обеспечивать студентам и преподавателям оптимальные условия для плодотворной учебно-научной деятельности и разнообразного отдыха, занятий физкультурой и спортом. Одно из основных требований, предъявляемых к проекту вуза,— компактность застройки, обусловленная учебным процессом, экономикой и комфортом. В высотных учебных корпусах сложно решить вертикальное перемещение студентов из-за интенсивности потоков и ограниченного времени перерывов между занятиями.
Наиболее приемлемый вариант — компоновка корпусов, соединенных переходами, в систему, обеспечивающую возможности гармоничного сочетания застройки и зеленых насаждений. Пропорции отдельных групп зданий, их пластическое решение и пространственное развитие в глубину участка, сочетание открытых и закрытых пространств, широкое использование озелененных внутренних двориков и малых архитектурных форм должны придать единство и живописность ансамблю вуза.
Существенный вопрос в проектировании комплекса — правильная организация пешеходного движения. Невозможно организовать движение студенческих потоков без хорошо размещенной, благоустроенной центральной эспланады, связывающей все зоны, обеспечивающей их взаимосвязь и одновременно являющейся местом общения студентов.
Отечественные нормы проектирования предусматривают площади земельных участков учебной зоны в зависимости от профиля вуза и контингента учащихся. На 1000 студентов для университетов принимается 5,5—7,5 га, технических вузов — 6—8 га, сельскохозяйственных — 7—8 га; для медицинских, педагогических, юридических и прочих — 3—4 га.
В условиях реконструкции города, учитывая дефицит городской территории и применение зданий повышенной этажности, допускается уменьшение отводимой территории, но не более чем на 10 %.
Полигоны, опытные поля, ботанические сады и т. п. создаются на дополнительных участках. Для организации спортивных зон на каждую тысячу студентов выделяется 2 га (СНиП Н-60-75**).
Спортивную зону целесообразно размещать смежно с учебной и жилой зонами.
Наилучшими для организации вузов являются территории с живописным рельефом, с участками зеленых насаждений, вблизи водоемов, лесных или парковых массивов, которые можно использовать для занятия физкультурой и спортом, как летом, так и зимой.
Площадь озеленения земельных участков вузов должна составлять не менее 40 % площади участка. При размещении участка вблизи лесных и садовых массивов площадь озеленения допускается сокращать до 30 %.
Озеленение наряду с рекреационными функциями играет важную роль в композиции комплекса и является одним из основных факторов решения генерального плана. Зеленый массив предусматривается во всех зонах и вдоль объединяющей их пешеходной артерии. Парки и отдельные массивы следует создавать с учетом существующих зеленых насаждений.
При расположении территории вблизи скоростных дорог и магистральных улиц необходимо размещать учебные здания, отступив не менее 50 м от границы проезжей части. Участок вуза не должен пересекаться скоростными дорогами и магистральными улицами; система внутренних дорог и аллей должна обеспечивать раздельное пешеходное и транспортное движение.
Озеленение проводится в соответствии с общепринятой для всех видов обслуживания городских жителей схемой (общегородское, жилого района, микрорайона) с выделением территорий повседневного и периодического пользования. Входящие в систему отдельные объекты озеленения разнообразны по своему функциональному назначению, по величине и конфигурации территории, по месту размещения в городе.
В зависимости от местоположения все насаждения делятся на внутригородские и пригородные. Внутригородские зеленые насаждения размещаются в границах застройки и призваны обеспечивать создание оптимальных условий труда, быта и отдыха, а также влиять на формирование эстетически выразительной среды. На территориях, прилегающих к городам, предусматривается выделение пригородных зон, создаваемых с учетом перспективного развития города и используемых для размещения объектов хозяйственного обслуживания (питомники, кладбища, цветочные хозяйства), а также зеленых зон для организации различных форм отдыха населения, улучшения микроклиматических и санитарно-гигиенических условий города (лесопарки, лугопарки, зоны массового отдыха). Их границы и размеры определяются на основе общей потребности города в таких территориях (в зависимости от народнохозяйственного значения и предполагаемого развития города, с учетом местных природно-климатических условий). В практике организации системы озеленения города принято подразделение территорий городских зеленых насаждений на три категории
Общего пользования — парки культуры и отдыха (общегородские, районные), детские, спортивные парки (стадионы), парки тихого отдыха и прогулок, сады жилых районов и микрорайонов, скверы, бульвары, озелененные полосы вдоль улиц и набережных, озелененные участки при общегородских торговых и административных центрах, лесопарки и т. д.
Ограниченного пользования — насаждения на жилых территориях (за исключением садов микрорайонов), насаждения на территориях детских и учебных заведений, спортивных и культурно-просветительных учреждений, общественных и учреждений здравоохранения, при клубах, дворцах культуры, домах пионеров, при научно-исследовательских учреждениях, на территориях санитарно-безвредных предприятий промышленности.
Специального назначения — насаждения вдоль улиц, магистралей и на площадях, насаждения коммунально-складских территорий и санитарно-защитных зон, ботанические, зоологические сады и парки, выставки, насаждения ветрозащитного, водо- и почвоохранного значения, противопожарные насаждения, насаждения мелиоративного назначения, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства, насаждения кладбищ и крематориев.
Насаждения общего пользования — доступные всем жителям города и приезжим насаждения, защищающие от пыли, избыточной солнечной радиации, создающие комфортные условия для кратковременного и продолжительного отдыха, занятий физкультурой и спортом, проведения культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
Задания. 1. Составьте схему озеленения симметричного бульвара
Предыдущая47484950515253545556575859606162Следующая
1. Составьте схему озеленения симметричного бульвара. Длина бульвара 50 м, ширина – 20 м. Месторасположение – выбрать самостоятельно. Подберите древесно-кустарниковые породы и выберите мощение и МАФ. Масштаб от 1: 100 до 1: 500.
2. Составьте схему озеленения сквера открытого типа. Длина сквера ( примерно) 200 м, ширина – 70 м. Месторасположение –г. Димитровград. Подберите древесно-кустарниковые породы и рассчитайте потребное их количество, выберите мощение и МАФ. Масштаб от 1: 100 до 1: 500.
3. Составьте схему озеленения территории больницы на Лесной Горке. Длина и ширина участка по местности. Месторасположение –г. Димитровград. Классификация лечебных заведений. Организация территорий и функциональное зонирование. Организация реабилитационных территорий, прогулочные маршруты. Места для отдыха. Требования к подбору ассортимента. Подберите древесно-кустарниковые породы и рассчитайте потребное их количество. Проложить необходимые дороги и тропиночную сеть. Подобрать мощение, МАФ. Масштаб от 1: 100 до 1: 500.
4. Составьте схему озеленения территории детского сада ( на выбор один из детских садов города). Подберите древесно-кустарниковые породы и рассчитайте потребное их количество. Масштаб от 1: 100 до 1: 500.
5. Составьте схему озеленения территории школы.( на выбор одну из школ города). Подберите древесно-кустарниковые породы и рассчитайте потребное их количество. Спроектировать спортивную площадку, МАФ, дорожно- тропиночную сеть , ограждения .Масштаб от 1: 100 до 1: 500.
6. Составьте схему озеленения сквера закрытого типа. Длина и ширина сквера по месту. Месторасположение г. Димитровград. Подберите древесно-кустарниковые породы и рассчитайте потребное их количество. Выполнить мощение, МАФ, цветники .Масштаб от 1: 100 до 1: 500.
7. Ландшафтный дизайн промышленных территорий. Учет профильности предприятий, основные принципы размещения озеленяемых территорий, требования к подбору растительного ассортимента, создание условий для работы и отдыха. Цель создания санитарно-защитных зон, размерность выделяемых территорий, различные способы размещения и посадок растений, применяемый ассортимент
8. Ландшафтный дизайн рекреационных территорий.
9. Ландшафтный дизайн среды в районах с неблагоприятными
Условиями.
10. Изобразить план-проект спортивной площадки
11. Изобразить план-проект набережной.
12. Изобразить план-проект детской игровой площадки во дворе микрорайона.
13. Изобразить план-проект рекреационной зоны у водоема.
14. Изобразить план-проект рекреационной зоны в городе .
15. Подготовить план-проект обустройства территории городской промышленной зоны.
Контрольные вопросы
1. Приемы ландшафтной организации городских улиц.
2. Приемы ландшафтной организации набережных и площадей.
3. Приемы ландшафтной организации открытых пространств перед общественными зданиями.
4. Приемы ландшафтной организации территорий (высокая застройка, малоэтажная застройка, усадебная застройка).
5. Задачи ландшафтного дизайна города.
6. Районная планировка.
7. Функциональное зонирование городской среды.
8. Экологический каркас городского ландшафта.
9. Историко-культурное наследие города и его эстетическое значение.
10. Дизайн жилых кварталов.
11. Система озеленения города. Городские парки и скверы.
12. Планировка и убранство садовых участков в соответствии с требованиями эстетики.
13. Инженерное благоустройство и обслуживание территории.
14. Перечислите основные ландшафтные объекты, которые относятся к озелененным территориям общественного назначения
15. Какие ландшафтные объекты относятся к озелененным территориям ограниченного использования
16. Приведите примеры ландшафтных объектов, относящихся к озелененным территориям специального назначения
17. Категории и группы городских зеленых насаждений общего пользования.
18. Улицы. Классификация улиц.
19. Инженерное оборудование улиц. Особенности озеленения улиц.
20. Бульвар. Классификация и типы бульваров. Особенности озеленения.
21. Набережные, пешеходные зоны. Особенности озеленения.
22. Сквер. Современная классификация. Особенности озеленения скверов.
23. Площади. Особенности озеленения площадей.
24. Назначение и классификация городских парков.
25. Многофункциональные парки: парки культуры и отдыха. Назначение и задачи.
26. Районирование и зонирование парковой территории
27. Приемы ландшафтной организации городских улиц.
28. Приемы ландшафтной организации набережных и площадей
29. Приемы ландшафтной организации открытых пространств перед общественными зданиями
30. Специализированные парки.
31. Общие требования к ландшафтной организации жилого района.
32. Общие требования к благоустройству и озеленению территории микрорайона, участков жилой застройки.
33. Приёмы озелененияжилых районов и микрорайонов
34. Ландшафтная организация территории школы.
35. Ландшафтная организация территории детского сада.
36. Ландшафтная организация территорий учебных заведений.
37. Ландшафтная организация территории больницы.
38. Ландшафтная организация садов «слепых».
39. Общеоздоровительные парки
ТЕСТЫ
1. .При разработке проектных решений по озеленению и благоустройству учитываются следующие факторы:продолжить список
а) природно-климатические факторы
б) эстетические факторы
в) ………..