Деконструктивизм: Вольф Де Прикс и др
Билет № 22
Исторический обзор садово-паркового искусства. Регулярная и пейзажная композиция ландшафтных объектов.
История садово-паркового искусства собрала богатейшую коллекцию композиционных приёмов и средств, апробированных временем. Изучение классических исторических объектов во многом помогает освоить и использовать в практике ландшафтного проектирования планировочные и объёмно-пространственные приемы, выработанные мастерами прошлого и до сих пор считающиеся эталонами организации садово-парковых пространств.
Конкретные исторические садово-парковые объекты, представляющие собой синтез природы и различных искусств, создавались во взаимосвязи с другими науками и искусствами - философией, литературой, музыкой, живописью, архитектурой. Кроме того, они отвечали бытовым потребностям и национальным особенностям каждого народа. Планировка и объёмно-пространственное решение, выражавшие характерные для каждой эпохи эстетические идеалы, были основаны на использовании положительных природных факторов среды и нейтрализации отрицательных.
Постепенно складывались приемы двух основных типов планировки ландшафтных обьектов – регулярного и пейзажного.
Длярегулярной планировки характерна прямолинейная сетка и осевое решение плана, симметрия, геометрическая форма цветников и партеров, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев и кустарников, их стрижка, архитектурно обработанный рельеф и в целом –противопоставление сада природной среде, стремление подчинить природу человеку, его пониманию красоты.
Пейзажная планировка, напротив, подчеркивает своеобразие и красоту естественной природы. Она характеризуется свободной сеткой плана, естественными формами рельефа, извилистыми дорогами, нерегулярным, асимметричным размещением растений, сохранением природной формы их крон, живописными контурами водоемов, то есть стремлением приблизиться к природной среде.
Нужно отметить, что к регулярным относят сады древнего Востока, античных Греции и Рима, Средневековья и эпохи Возрождения, французские парки ХVII века, так же как сады и парки России конца ХVII – первой половины ХVIII века.
К пейзажным относят сады древнего Китая и Японии, пейзажные парки Европы и России ХVIII – начала ХIХ века, а в конце ХIХ и в ХХ веке этот тип планировки уже преобладал не только в Европе и России, но и в Америке. Большинство же ландшафтных объектов в наши дни в той или иной степени используют приёмы и регулярной, и пейзажной планировок.
История садово-паркового искусства демонстрирует эволюцию отношений между человеком и природой, постепенное изобретение приёмов объединения пространства и слияние в садовой композиции утилитарных, эстетических и религиозных функций.
Деконструктивизм: Вольф Де Прикс и др.
Деконструктивизм (одно из направлений неоэкспрессионизма), возникшее в 1980-х гг. В отличие от историзма, использующего внешнюю декоративность интернационального стиля, отрицает саму сущность этого направления. Как ни парадоксально, при этом он возвращается к одному из самых ранних источников модернизма – русскому авангарду. Русский эксперимент в архитектуре был слишком кратковременным, и лишь немногие идеи прошли тогда дальше проектной стадии.
В последние десятилетия, вдохновляясь смелой конструктивистской скульптурой и графическими композициями супрематистов, зодчие стремятся преодолеть однообразие современной архитектуры, подрывая саму ее внутреннюю структуру, хотя сами русские художники этим не увлекались.
Тем не менее деконструктивизм не доходит до полного отказа от модернистской архитектуры и ее принципов. В отличие от других авангардистских исканий, стремящихся к полному разрыву с традицией, это направление остается архитектурой возможного, создаваемой на основе новых конструктивных разработок. Как показывает сам термин, деконструктивизм осуществляет разборку модернистской архитектуры на отдельные элементы, а затем собирает их заново в иных сочетаниях
Вольф Де Прикс родился в 1942-м году в Вене. Он изучал архитектуру в Венском Технологическом университете, в Архитектурной Ассоциации (АА) в Лондоне и в Южно калифорнийском институте архитектуры (SCI-Arc) в Лос-Анджелесе. С 2003-го года Прикс возглавляет архитектурный факультет Университета прикладных искусств в Вене. В 2006-м году он был комиссаром 10-й Международной венецианской архитектурной биеннале. Его архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au широко известно в мире такими проектами, как “Чердачная реконструкция” в Вене (1983-88), UFA-Кино центр в Дрездене (1993-98), Акрон музей искусств в Огайо (2001-2007), Общественная школа №9, открытие которой планируется в этом году в деловом центре Лос-Анджелеса и комплекс Европейского Центробанка во Франкфурте, строительство которого должно закончиться в 2014-м году. Проект “BMW-Welt” (BMW-Мир), тематический автопарк в Мюнхене (2001-2007), отличается характерным центральным элементом – огромным двойным конусом. Эта элегантная и динамичная конструкция, возможно, наиболее удачный пример, воплотивший амбициозную мечту мастера – создать архитектуру, которая бы парила в пространстве и непрерывно менялась подобно плывущим по небу облакам.
Бюро выиграло множество престижных международных конкурсов и наград и с помощью нескольких филиалов в разных странах старается удовлетворить нескончаемый спрос на разработку экспериментальных заказов по всему миру. Даже в разгар кризиса архитектор выиграл нескольких новых крупных международных заказов, включая 50-этажный небоскреб штаб-квартиры концерна “Китайская страховая группа” в Шэньчжэне. В 2008-м году бюро Coop Himmelb(l)au отпраздновало свое 40-летие большой ретроспективой “Вне синего” (Beyond the Blue) в MAK-Центре в Вене.