Биографическая история болезни Адольфа Гитлера (1)
Биографическая история болезни Адольфа Гитлера
(из книги В.Я.Гиндикина, В.А.Гурьевой «Личностная патология»)
1. Гитлер (настоящая фамилия – Шикльгрубер) Адольф (1889-1945), австриец. Сын мелкого чиновника, дослужившегося к концу жизни до высшего таможенного чина.
Отец отличался эгоистичностью, властностью и деспотизмом. Был трижды женат, имел 7 детей, почти не считался с жёнами и детьми. С годами жить с ним становилось всё труднее. Всё время менял места жительства. Более всего интересовался пчеловодством. Умер, когда Адольфу было 14 лет.
Мать – приходилась отцу троюродной сестрой, была моложе его на 22 года. Это его третья жена. Отличалась невзрачностью. Родные и приёмные дети, которых она чрезмерно опекала, мать любили. Дом у неё был ухожен на удивление. Смерть матери произвела на Гитлера, бывшего тогда юнцом, удручающее впечатление.
Старшая сестра Паула – ничем не примечательная женщина, которая пережила своего брата.
Младший брат Алоис, ставший в дальнейшем преступником (воровство, двоеженство), появился на свет, когда Гитлеру было 6 лет. Со временем стал типичным немецким трактирщиком.
Гитлер – уроженец глухой и тёмной австрийской глубинки, где веками царило кровосмесительство, порождавшее больных людей. Гитлер родился с недоразвитыми половыми органами.
В детстве Гитлер в бедности не жил, никто с ним грубо не обращался. Рос хилым и нервным. Был неглуп, но уже с ранних лет стал проявлять стойкое неприятие и ненависть к дисциплине и регулярным занятиям. Учился плохо. Единственным предметом, по которому он имел положительную оценку, было рисование. Не смог окончить реального училища. Презирал любые знания и любой процесс познания, считая, что важны только конечные результаты этого процесса, чисто утилитарные выводы. «Я выучил не более 10% того, что выучили другие».
Уже будучи подростком, продолжал отлынивать от любой работы, всецело предаваясь играм в войну на улице или чтению приключенческой литературы. Оставался своенравным и нагловатым юнцом, мнил себя личностью артистической, как бы оправдывая свою неспособность к систематическим занятиям. Бросил школу. Два с лишним года вёл праздную жизнь. Занимался немного живописью, был завсегдатаем местного театра, сочинял стихи и даже брал уроки музыки. Поклонялся Рихарду Вагнеру, чьи оперы был готов слушать без устали. В этот период стали появляться мечты о великом будущем, мысли о том, что ему суждено когда-нибудь спасти германский народ, как некогда один из героев Вагнера спас римлян.
В 19 лет, после повторной неудачной попытки поступления в Венскую академию искусств, окончательно оставил идею о дальнейшем образовании. В течение года (1908-1909) жил, растрачивая остатки наследства, снимал самое дешёвое жильё. К работе ради «куска хлеба» относился с презрением. Всё более замыкался в себе. Преимущественно читал, либо у себя в комнате, либо в библиотеке – книги по оккультизму, астрологии, зачитывался приключенческими романами и жадно поглощал бульварные журналы и брошюры, издаваемые различными реакционными, в т.ч. антисемитскими, организациями. После того, как все деньги кончились, удрал, не заплатив за комнату. Ночевал на скамейке в парке, под мостами или под чьей-нибудь дверью. Становился в очередь за миской супа в монастырской кухне.
В 1909-1910 гг. жил в ночлежке. Голодал, не имел тёплой одежды, ослаб физически, не имел планов на будущее, бродяжничал. К краху мечты стать художником добавилась крайняя униженность некогда избалованного и капризного отпрыска из благополучной буржуазной семьи, ныне, в 20 лет, превратившегося в бродягу.
Любопытен его портрет тех лет по рассказам очевидцев: «потёртый сюртук ниже колен, его подарил Гитлеру венский старьевщик, еврей, такой же бродяга, обитатель ночлежки. Засаленный чёрный котелок – его Гитлер носил и зимой, и летом. Нечёсаные космы, спадавшие на лоб, как и в более поздние годы, и свисавшие сзади до самого воротника, обсыпанного перхотью. Худое голодное лицо. На щеках и подбородке чёрная щетина. Широко раскрытые глаза».
В тот период его обществом были бродяги, мошенники, сутенёры, просто опустившиеся люди, «асоциальные элементы». Гитлер делился с ними своими планами и идеями, в частности, планом подделки картин старинных мастеров.
В 1910-1913 гг. жил за счёт продажи своих рисунков багетчикам и мелким торговцам. Перебрался в более комфортабельный мужской приют, однако, постоянную и регулярную работу не подыскивал.
Как позже писал сам Гитлер в своей книге «Майн кампф»: «Подобного рода жестокая борьба за выход наверх зачастую уничтожает в человеке естественную склонность к состраданию. Собственная борьба за существование убивает в нём жалость…».
Гитлер мечтал стать художником, но из-за отсутствия таланта и средств к существованию некоторое время работал маляром в строительной конторе. За отказ войти в профсоюз, а также за антисемитизм, был снят с работы и устроился чертёжником. В 1913 г. Бежал в Мюнхен, т.к. стал разыскиваться австрийской полицией, чтобы доставить его на призывной пункт. Художник-неудачник держался обособленно. Общался только с семейством, в котором квартировал. Продолжал писать архитектурные пейзажи в жёсткой академической манере, их продажей зарабатывал себе на хлеб. Читал. Изредка участвовал в спорах недовольных посетителей кафе, впадая в ярость всякий раз, когда речь заходила о марксистах, капиталистах, евреях. В 24 года это был человек без профессии, без образования, без моральных устоев.
В 1914 году Гитлер всё же решился явиться на призывной пункт, но был признан «не годным к несению боевой и вспомогательной службы по причине слабого здоровья, не способным носить оружие». Однако под влиянием взрыва патриотизма записался в армию добровольцем, и в течение 1914-1916 гг. (ему было 25-27 лет) всё время находился на передовой или вблизи неё, служил денщиком, связным, бывал ранен (зимой 1916-1917 гг. находился в госпитале). Проявлял отвагу и хладнокровие, был награждён железным крестом 1 ст. «За личную отвагу и боевые заслуги». Оставался сверхпатриотом, не жаловался на трудности и опасности, обладал повышенным чувством долга, раздражал товарищей по оружию бесконечными разглагольствованиями в духе агитационных плакатов для новобранцев. Держался обособленно, отказывался от отпуска, не проявлял интереса к женщинам, не пил, не курил. Производил впечатление странного. Именно из-за этого впечатления Гитлера не повысили в звании выше ефрейтора.
Когда служил при штабе одного из баварских полков в одном из военных эпизодов был отравлен газами, едва не ослеп. Реагировал истерическими расстройствами, вплоть до галлюцинаций.
Первая мировая война для Гитлера, как он вспоминал впоследствии, была «величайшим из пережитых событий», она принесла ему освобождение от чувства бесцельности существования.
(продолжение следует)