Ландшафтная архитектура
Контрольно-проверочная работа
По культурологи
Вариант №1.
Выполнил:
Слушатель 403 учебной группы ФЗО
Колесников Александр Евгеньевич
Домашний адрес: Кировская обл.,
г. Яранск., ул. Лагуновская, 26-34
Место работы и должность:
Младший инспектор 2 категории
отдела охраны ФБУ ИЗ-43/3
Проверил:
Дата сдачи контрольной работы:
Оценка:
Вологда, 2010
Задание № 1.
Архитектура[1].
Архитектура - это искусство проектировать и строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.
Архитектурой также называют облик зданий и сооружений, а также и сами здания и сооружения собирательно.
Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства . Исторические цивилизации часто судят только по своим архитектурным достижениям.
Архитектура - вид сложного искусства. Которое может включать в себя такие искусства как : скульптура – оформление здании и помещении статуями (храмы, виллы)., живопись – подбор цветов и текстур как с наружи сооружений, так и внутри и декоративное искусство – включает различные искусства, служащие для украшения произведений архитектуры и садово-паркового искусства (монументально-декоративное искусство), создающие художественные предметы для общественного и частного быта (декоративно – прикладное искусство), оформительских целей (оформительское искусство).
По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим) видам искусства, которые пользуются знаками, не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия.
По способу развёртывания образов архитектуру относят к пространственным (пластическим) видам искусства, произведения которых:
- существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;
- имеют предметный характер;
- выполняются путём обработки вещественного материала;
- воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.
Подвиды архитектуры:
1. Проектирование зданий и сооружений. 5. Дизайн интерьера.
Градостроительная деятельность. 6. Архитектура малых форм.
Урбанистика. 7. «Бумажная архитектура».
Ландшафтная архитектура.
Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.
Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко).
Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит.
Существуют такие стили (например, модерн), которые в различных странах именуются по-разному.
В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по философии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии.
Несмотря на указанные недостатки, стиль как описательное средство является частью научного метода истории архитектуры, поскольку позволяет проследить глобальный вектор развития архитектурной мысли. Принято выделять архитектурные стили глобального значения:
1 Первобытная архитектура
2 Античная архитектура. VIII в. до н. э. — V в. н. э.
3 Романский стиль. X—XII вв.
4 Готика. XII—XV вв.
5 Возрождение. Нач. XV — нач. XVII в.
6 Барокко. Кон. XVI века — кон. XVIII в.
7 Рококо. Нач. XVIII — кон. XVIII в.
8 Классицизм. Сер. XVIII—XIX в.
9 Эклектика. 1830-е — 1890-е гг.
10 Модерн. 1890-е — 1910-е гг.
11 Модернизм. Нач. 1900-х — 1980-е гг.
12 Конструктивизм. 1920-е — нач. 1930-х гг.
13 Постмодернизм. С сер. XX в.
14 Хай-тек. С кон. 1970-х гг.
15 Деконструктивизм. С кон. 1980-х гг.
16 Динамическая архитектура. С нач. 21 века.
1. Как вид искусства архитектура начинает формироваться в древних культурах Месопотамии, Египта, Вавилона, Персии, Индии, Китая. Она непосредственно была связана с развитием рабовладения. Почти все сооружения этих стран - пирамиды, храмы, зикураты, ступы, дворцы - были построены для того, чтобы славить могущество богов и правителей, и поражали своим величием, размерам и масштабности.
2. В недрах античной культуры обосновываются первые теоретические обобщения относительно специфики архитектуры, среди которых следует назвать трактат римского архитектора Витрувия «Десять книг об архитектуре». Новый этап в развитии теории и практики этого вида искусства было связано с культурой Древнего Рима - Колизей, Пантеон, триумфальные арки, отражавшие идеи государственности и военной мощи Римской империи. Древнеримские зодчие ввели в архитектурное искусство такие важные элементы, как купол и кессоны.
3. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Представители: Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии, Либмургский собор в Германии, Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии, Аббатство Мария Лаах в Германии, Церковь св. Якоба в Регенсбурге, Романские церкви в Валь-де-Бой, Приорат Серрабоны во Фанции, Церковь Богородицы в Калуннборге (Дания), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция.
4. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». (Собор Парижской Богоматери, 1163 г. — XIV в. Франции, Кёльнский собор, 1248 г. — XIX в. в Германии, Собор в Кентербери XII—XIV вв., главный храм английского королевства и Собор Вестминстерского аббатства XII—XIV вв. в Лондоне, Собор святого Вита (1344—1929 гг.) – Чехия).
5. Первым представителем данного направления можно назвать Филиппо Брунеллески, работавшего во Флоренции, городе, наряду с Венецией считающимся памятником Возрождения. Затем оно распространилось в другие итальянские города, во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны.
Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. В Риме можно отметить малый и большой венецианские дворцы Бернардо ди Лоренцо, Чертоза в Павии Боргоньоне, палаццо Вендрамин-Калерджи П. Ломбардо, Корнер-Спинелли, Тревизан, Кантарини и Дворец дожей в Венеции.
Виньола, построивший Иль-Джезу в Риме и виллу Фарнезе в Витербо, живописец и биограф художников Вазари, им построен дворец Уффици во Флоренции, Андреа Палладио, создавший несколько дворцов, базилик и олимпийский театр в Виченце, генуэзец Галеаццо Алесси, который возвёл церковь Мадонны да Кариньяно, дворец Спинола и дворец Саули в Генуе.
П. Леско западный фасад Луврского дворца в Париже, королевский замок в Фонтенбло.
6. Первый действительно большой и величественный ансамбль создал в Ватикане Браманте (1444—1514) Это двор Бельведер протяжением 300 метров, который был построен в едином стиле при сохранении различных функций зданий (Бельведер с античными скульптурами, регулярный сад, Ватиканская библиотека и театр под открытым небом.) Но все формы архитектуры довольно спокойные, уравновешенные. Это ещё не барокко.
Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507—1573). Он не имел таких возможностей как Браманте в использовании многих стройматериалов и площадей. Поэтому его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) небольших размеров. Но вилле присущи уже все черты барокко — единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешена, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.
Напряжённость, гигантские размеры и эмоциональную насыщенность архитектуре привьёт Микеланджело. Именно в произведениях Виньола и позднего Микеланджело исследователи видят истоки архитектуры барокко.
Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п.( Португальское рококо: церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету работы Алейжадинью., Амалиенбург под Мюнхеном. интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме.)
8. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов. в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис. триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш).
9. Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры. Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре: Быковский М.Д., Тон К.А., Штакеншнейдер А. И., Быковский К. М., Каминский А. С., Клейн Р. И., Парланд А. А., Померанцев А. Н., Чичагов Д. Н..
10. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Католический собор французского посольства в Санкт-Петербурге (Л. Н. Бенуа и М. М. Перетяткович), Музей им. А С. Пушкина в Москве, Театр на Елисейских полях в Париже (О. Перре), Отель «Пиккадили» в Лондоне (Н.Шоу), Азовско-Донской банк на Большой Морской ул. в Петербурге, магазин «Самаритен» в Париже (Ф. Журден).
11. Движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Выражение "модернизм" употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе - «modern»). ( Здание Баухауза в Дессау, 1926-29, арх. В. Гропиус;Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929, арх. Мис Ван дер Роэ; Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье; Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Любеткин; Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто; Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.; Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.; Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон; Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке, 1955. Арх. Фрэнк Ллойд Райт, Жилой комплекс «Хабитат» на Экспо-67 в Монреале, 1955, арх. М. Сафди, Парламентское здание «Улей» в Веллингтоне, 1981, арх. Бэзил Спенс.
12. Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и конструктивизма.
Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных - Дворца Труда в Москве. Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург, который был непревзойдённым теоретиком архитектуры первой половины XX века.
13. Направление в архитектуре и иск-ве развитых капиталистических стран второй пол. 70-х—нач. 80-х гг. XX в. Единого определения постмодернизма в нашей и зарубежной науке нет. Наиболее приемлемо определение постмодернизма, как направления, противопоставившего себя модернизму и претендующего на его замену, что отличает П. от существующего одновременно с ним неоавангардизма или позднего модернизма, последовательно развивающего модернистские концепции; термин впервые использовал в 1975 г. Ч. Дженкс, подразумевая противопоставление модернизму «новой» архитектуры.
Классическими примерами модернистской архитектуры являются: Ливер Хаус Гордона Буншафта или Сигрем билдинг Мис ван де Ройе, а также, здания Лё Корбюзье или проекты представителей движения Баухаус. Переходные примеры архитектуры постмодерна – Портленд Билдинг Майкла Грейвса в Портленде (штат Орегон) и Сони билдинг Филиппа Джонсона (первоначально AT&T билдинг) в Нью Йорке, которое позаимствовало элементы и знаки из прошлого, и снова добавило цвета и символизма в архитектуру. Вдохновением для постмодернистской архитектуры стал Лас Вегас Стрип. Роберт Вентури и Дениз Скотт Браун изучили архитектуру этого района, и в своей книге «Уроки, извлеченные в Лас Вегасе», опубликовали результаты своих исследований, где они отметили обычность и всеобщность архитектуры.
14. Стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.
15. направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Другим источником вдохновения деконструктивистов является советский конструктивизм 1920-х гг. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные формы, подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду. В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. (работы Питера Айзенмана и Даниэля Либескинда). Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя. Дальнейшее развитие они получили в периодических изданиях Рема Колхаса. Манифестами деконструктивизма считаются пожарная часть «Витра» Захи Хадид (1993) и музей Гуггенхейма в Бильбао Фрэнка Гери (1997).
16. «Динамическая архитектура» - новое направление в современной архитектуре. К примеру, известному теперь мэтру от архитектуры Дэвиду Фишеру явилась головокружительная мысль: заставить современные небоскребы танцевать «синхронные» танцы с солнцем. Его блестящая идея напрочь опровергает классический афоризм об архитектуре как о «застывшей музыке».
Задание № 2.