Глава 2. Космическое мироощущение Леонидова
В 1920-е гг., вдохновленный воздухоплаванием, Леонидов создал серию проектов[1], которые, как и проекты многих его коллег, были наполнены чувством особого космического пространства. Следует сразу подчеркнуть, что в работах Леонидова ощущение бесконечности оказывалось более глубоким и сложным, чем ощущение воздушного пространства «из летательного аппарата».
Институт библиотековедения им. Ленина на Ленинских горах (1927)
В проектах, выполненных в виде уникальных авторских графических листов, просматривались космические ассоциации (цвет фона- черная бездна небес; формы композиции планов – спиральные галактики, планетарные орбиты, звездные скопления и т. д.; ракурсы – вид сверху) и космические масштабы (колоссальные пространственные пустоты; функции, разнесенные в отдельно стоящие самодостаточные объемы - принцип, напоминающий организацию планетарной системы; использование передовых научных технологий, средств связи и коммуникаций, задействовавших иноземные миры). В них проявлялось чувство строительного материала как вещества мирообразующих стихий (огонь – солнечный свет, стеклянные стены; воздух – струи воздуха вместо стен, «воздушные этажи», земля – разуплотненная материя земли в виде тягучих, пластичных, изменяемых стекла, металла, железобетона или органических материалов: дерева, живых растений и т. п.).
Глава 3. Связь микрокосма и макрокосма. Принцип живого единства Человека и Вселенной.
В 1930-е гг. Леонидов не только не отказывался от космического мироощущения, но продолжал развивать его в сторону глубинного изучения микрокосмоса как «обратной стороны» макрокосма. Его настольными книгами, вдохновлявшими проекты, были труды по кристаллографии и натурфилософии. Опираясь на принципы образования природных форм, он занимался изучением многогранников как выразительной архитектурной структуры. Параллельно создавал собственный язык ландшафтного «дизайна» – малоосвоенного в то время вида проектирования. Леонидов не только сохранил «космический пафос» ранних архитектурных проектов до 1959 г., но и углублял, последовательно разрабатывал «космическую интонацию» в своем творчестве, независимо от обстоятельств. В этом заключается уникальность его личности.
Он был уверен в уместности, реализуемости, своевременности предлагаемых архитектурных решений. На протяжении всех 1930-х гг. он доказывал, что его проекты – не только архитектурная графика.
Однако, если в архитектурных кругах замыслы Леонидова казались «чудаковатыми», то в более широком культурном контексте его творчество было созвучно феномену, получившему название «русского космизма», – специфическому явлению в отечественной культуре 1900-1930-х гг., отразившемуся в философии, науке, изобразительном искусстве.
Подобно философам и художникам-«космистам» Леонидов последовательно проводил в своем творчестве принцип живого единства Человека и Вселенной. Каждое свое произведение он выстраивал так, что в нем можно было «видеть Космос». С одной стороны, это был свернутый космос микромира, прообразами которого служили наблюдения натурфилософа Э.Г. Геккеля, кристаллографов Е.С. Федорова и А.К. Болдырева, с другой – макромир планет, звезд, галактик.
Как известно, Иван Леонидов изучал труды Геккеля в 1930-е гг. На основе реальных форм живой природы он проектировал удивительные ландшафтные пространства и архитектурные объекты необычных форм, постигая космос микромира. Его интересовало, как работает с формой сама Природа, и путеводителем в этом направлении стал труд Геккеля «Красота форм в природе». В этой книге Геккель вывел основные законы построения тела любого живого организма и представил собственную классификацию видов органических форм, в зависимости от их геометрических особенностей.