Искусство барокко в италии
Барокко(«жемчужина неправильной формы») – направление в европейской культуре сер.16 (Италия, Испания) – сер 18 в. ( Венгрия, славянские страны)
Перемены в Ренессансе:
1). Возрождение перестало быть только итальянским феноменом, получило общеевропейский статус.
2). В Европе возникло движение контрреформации, стремившиеся повернуть историю вспять. Распространенная в странах католической Европы зрелищность, помпезность, утрированная экспрессивность – приманка для возврата в лоно католической церкви, позиции которой после Реформации пошатнулись.
Особенности архитектуры барокко и эстетика дизайна интерьера и экстерьера.
Барочное художественное мышление усложнено, подчас вычурно (так называемый Итальянский маньеризм).
Радикальное, т.н. «динамическое» направление в барокко создает иллюзию движения пространства и формы.
Этому способствует: сложность объемов, пересечение геометрических форм, чередование выпуклых и вогнутых линий и плоскостей.
Игра цветотени, световые контрасты, активное использование живописи и скульптуры.
ШТУКАТУРКА, толстым слоем покрывающая поверхность стен – основа для «штукатурной архитектуры» - лепнины, покрытой позолотой.
Основные понятия конструкций и декора:
КАРТУШ (наибольше распространение получил в БАРОККО)–декоративная лепная деталь в виде щита, полуразвернутого свитка или орнаментального венка, где помещались герб, эмблема, надписи и т.п. Украшение фасада, оформление главного входа во дворцы, создание композиционного акцента (в последнем рисунке картуш на кронштейне).
ВОЛЮТА – архитектурно-декоративная деталь в виде крутого завитка с кружком в центре. В архитектуре рококо, барокко и классицизма ВОЛЮТЫ довольно больших размеров применялись в качестве орнамента оконных дверных проемов, декора КРОНШТЕЙНОВ.
Источник волюты – греческий античный ордер
КРОНШТЕЙН – консольная опора, выступ в стене для поддержания балконов или карнизов, имеющих значительный вынос. Декор: профилированные кронштейны, с декоративными завитками.
РЕЛЬЕФ –скульптурное изображение на плоскости, по отношению к которой оно может быть выпуклым (барельеф) или вогнутым (горельеф). Является элементом композиции свода, стены, выполняется на фронтонах, метопах, фризах, украшает триумфальные арки и колонны.
Робер ле Лоррен, мраморный рельеф
"Кони бога Солнца", 1736.
Рим
Параллели с другими видами искусств:
В литературе: пристрастие к гиперболам, сложным метафорам, аллегориям. В живописи: состояние экзальтации, напряжения, повышенного драматизма. В скульптуре:патетичность, мимика.Взаимодействие видов и жанров искусства, развитие новых видов искусств (театр: опера, балет [2]).
Эффекты грандиозного, монументального, ослепляющего.
Стиль отвечал вкусам буржуазии, синонимом устойчивости у которых выступал достаток, богатство.
Барокко соединил несоединимое: монументальность, фантастичность, иррациональность с трезвостью, разумностью.