Глава 1. Новое космическое сознание советских архитекторов

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

Основная часть

Глава 1. Новое космическое сознание советских архитекторов ..………….... 4

Глава 2. Космическое мироощущение Леонидова ……..……….……………. 5

Глава 3. Связь микрокосма и макрокосма. Принцип живого единства Человека и Вселенной. ……………………………………...……………………6

Глава 4. Построение живой архитектурной формы. Мышление и формообразование……………………………………………………………...…8

Глава 5. Архитектура и глобальные «коммуникативные сети» (памятник Колумбу)…………………………………………………………………………...9

Глава 6. Идея синтеза культур Востока и Запада. Образ лестницы, соединяющей миры ………………………………………………...…………...10

Заключение …………………………………………………………………… 13

Список использованной литературы ………………………………………… 14

Введение

Архитектура известного советского конс­труктивиста Ивана Леонидова (1902-1959) по сей день вызывает дискуссии. Многие исследователи поначалу воспринимают творчество И. Леонидова как романтичного мечтателя, создававшего экзоти­ческие проекты для далекого будущего, худож­ника, «затравленного» окружением и поэтому не сумевшего ничего построить, кроме лестницы в Кисловодском санатории. Родился удобный и притягательный для массового сознания образ трагического героя, гениального архитектора, не понятого временем, одинокого мечтателя - провидца, отверженного социальной жизнью. Эти штампы имеют мало общего с реальностью. И тем более не помогают приблизиться к пониманию «феномена Леонидова».

Архитектор Иван Ильич Леонидов создавал свои архитектурные проекты, творя свое космическое мироздание, которое должно было обеспечить гармоническое равновесие между Природой, Архитектурой и Человеком. Еще в 1920-е гг., пытаясь опреде­лить специфику леонидовских про­изведений, исследователи называли их «космической архитектурой» (В. Палладини), обращая внимание на «футуристическую игру материалов и конструкций, грандиозный масштаб сопоставлений пластических форм».

Что же такое «космическая архи­тектура» Ивана Леонидова – удачная метафора современников? Обозна­чение новаторского и утопичного характера архитектуры мастера? На­звание основной интонации «конс­труктивистского» периода в твор­честве архитектора или определение сущностной, «стержневой» черты его творчества?

Глава 1. Новое космическое сознание советских архитекторов

Искусству первой трети XX в. в целом была свойственна увлечен­ность космосом. «Явственный "кос­мический" уклон», «астрономичес­кая тема­тика», «космизм», «новое космическое сознание», «новое кос­мическое виде­ние», «космическая бездна», «жанр чувственного вос­приятия космических полетов буду­щего», «космическая тема», «новая космогония» и др. – все эти понятия активно использовались ис­следователями искусства 1910-1920-х гг. Однако подобные определения ис­чезали из трудов искусствоведов, за­нима­ющихся искусством 1930-1950-х гг. «Космический пафос» сохранялся только в узких рамках советской кос­мической отрасли, вытесняемый из ху­дожественной жизни «сталинским ампиром».

Увлеченные космической тема­тикой Г. Крутиков и В. Калмыков в 1930-е гг. ушли из области поискового проектирования в практическое рус­ло, первый занимался архитектурой метро, второй – проблемами типового стро­ительства для восточных респуб­лик СССР. Архитектурные фантазии Я. Чер­нихова из световых потоков и парящих в невесомости абстрактных объектов превратились в грандиоз­ные «Дворцы коммунизма» – мону­ментальные и внушительные неоклас­сические аллюзии 1930-х, созвучные эстетике «ста­линского ампира». В это же время упрощенная неоклассика ре­альных по­строек Л. Хидекеля пришла на смену ощущению планетарности архитек­туры. Даже К. Малевич, про­должая в 1930-е гг. развивать «вселен­ские» идеи супрематизма, возвратил­ся к реалистической живописи.

Глава 1. Новое космическое сознание советских архитекторов - student2.ru Глава 1. Новое космическое сознание советских архитекторов - student2.ru Глава 1. Новое космическое сознание советских архитекторов - student2.ru

Яков Чернихов «Архитектурная фантазии» Г. Крутиков «Летающий город»

Наши рекомендации