Глава 1. Новое космическое сознание советских архитекторов
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 3
Основная часть
Глава 1. Новое космическое сознание советских архитекторов ..………….... 4
Глава 2. Космическое мироощущение Леонидова ……..……….……………. 5
Глава 3. Связь микрокосма и макрокосма. Принцип живого единства Человека и Вселенной. ……………………………………...……………………6
Глава 4. Построение живой архитектурной формы. Мышление и формообразование……………………………………………………………...…8
Глава 5. Архитектура и глобальные «коммуникативные сети» (памятник Колумбу)…………………………………………………………………………...9
Глава 6. Идея синтеза культур Востока и Запада. Образ лестницы, соединяющей миры ………………………………………………...…………...10
Заключение …………………………………………………………………… 13
Список использованной литературы ………………………………………… 14
Введение
Архитектура известного советского конструктивиста Ивана Леонидова (1902-1959) по сей день вызывает дискуссии. Многие исследователи поначалу воспринимают творчество И. Леонидова как романтичного мечтателя, создававшего экзотические проекты для далекого будущего, художника, «затравленного» окружением и поэтому не сумевшего ничего построить, кроме лестницы в Кисловодском санатории. Родился удобный и притягательный для массового сознания образ трагического героя, гениального архитектора, не понятого временем, одинокого мечтателя - провидца, отверженного социальной жизнью. Эти штампы имеют мало общего с реальностью. И тем более не помогают приблизиться к пониманию «феномена Леонидова».
Архитектор Иван Ильич Леонидов создавал свои архитектурные проекты, творя свое космическое мироздание, которое должно было обеспечить гармоническое равновесие между Природой, Архитектурой и Человеком. Еще в 1920-е гг., пытаясь определить специфику леонидовских произведений, исследователи называли их «космической архитектурой» (В. Палладини), обращая внимание на «футуристическую игру материалов и конструкций, грандиозный масштаб сопоставлений пластических форм».
Что же такое «космическая архитектура» Ивана Леонидова – удачная метафора современников? Обозначение новаторского и утопичного характера архитектуры мастера? Название основной интонации «конструктивистского» периода в творчестве архитектора или определение сущностной, «стержневой» черты его творчества?
Глава 1. Новое космическое сознание советских архитекторов
Искусству первой трети XX в. в целом была свойственна увлеченность космосом. «Явственный "космический" уклон», «астрономическая тематика», «космизм», «новое космическое сознание», «новое космическое видение», «космическая бездна», «жанр чувственного восприятия космических полетов будущего», «космическая тема», «новая космогония» и др. – все эти понятия активно использовались исследователями искусства 1910-1920-х гг. Однако подобные определения исчезали из трудов искусствоведов, занимающихся искусством 1930-1950-х гг. «Космический пафос» сохранялся только в узких рамках советской космической отрасли, вытесняемый из художественной жизни «сталинским ампиром».
Увлеченные космической тематикой Г. Крутиков и В. Калмыков в 1930-е гг. ушли из области поискового проектирования в практическое русло, первый занимался архитектурой метро, второй – проблемами типового строительства для восточных республик СССР. Архитектурные фантазии Я. Чернихова из световых потоков и парящих в невесомости абстрактных объектов превратились в грандиозные «Дворцы коммунизма» – монументальные и внушительные неоклассические аллюзии 1930-х, созвучные эстетике «сталинского ампира». В это же время упрощенная неоклассика реальных построек Л. Хидекеля пришла на смену ощущению планетарности архитектуры. Даже К. Малевич, продолжая в 1930-е гг. развивать «вселенские» идеи супрематизма, возвратился к реалистической живописи.
Яков Чернихов «Архитектурная фантазии» Г. Крутиков «Летающий город»