Базовые принципы и априорные стратегии формально - композиционного формообразования

Эстетическое совершенство создаваемых форм во многом зависит от соответствия реальных стратегий их осмотра независимым наблюдателем априорным (непроверенным) стратегиям, стратегиям на которые ориентировался автор композиций. При этом под стратегиейпонимается проявление определенной устойчивой тенденции (регулярности) при выборе способов оценки изображений и принятия решений. Проектирование композиций должно опираться на следующие реальные ( объективные) стратегии зрения.

Стратегия 1 – уровневое восприятие.

Стратегия 2 – считывание изображения в направлении «слева - направо» и «сверху - вниз». Эта стратегия формируется к одиннадцати годам жизни человека. При этом необходимо указать на то, что стратегия считывания «слева – направо» является главной, более значимой. Стратегия «сверху – вниз» - менее значима.

Стратегия 3 - объединение элементов композиций в визуальные группы по их признакам.

Стратегия 4 – переключение внимания наблюдателя от элементов с большей визуальной массой к элементам с меньшей визуальной массой.

Стратегия 5 – движение глаз наблюдателя детерминируется (определяется) динамическими осями.

Стратегия 6 –фиксирование внимания наблюдателя в информативных точках контура и композиционных центрах. Информативные точки (точки изменения направления линии контура), лежащие на выпуклых участках контура – являются главными, а на вогнутых участках – второстепенными.

Стратегия 7 – наиболее быстрое и наиболее точное движение глаз по горизонтальным и вертикальным динамическим осям. Значимость динамических осей убывает в следующей последовательности: горизонтальная ось, вертикальная ось, все прочие оси.

Стратегия 8 – уменьшение различительной способности около границы элемента и фона. Чем больше контраст, тем в большей степени имеет место понижение различительной чувствительности.

Процесс управляемого формально – композиционного построения формы должен начинаться с самого высокого уровня выделяемых элементов. Выбирая количественные значения признаков и осуществляя их оптимизацию, следует использовать общие меры – модули, с которыми должны соотноситься величины признаков. . Основное правило модульной координации можно сформулировать следующим образом: параметры элементов, составляющих уровень, должны быть кратными выбранным для этого уровня линейному, угловому и цветовому модулям.Допускается использовать различные (не кратные друг другу) модули для следующих действий: -координации линейных параметров элементов уровня, если эти элементы расположены в различных плоскостях, сориентированы в разных направлениях, имеют различную форму и цвет; - координации коэффициентов отражения поверхностей элементов, лежащих в различных плоскостях, сориентированных в различных направлениях, разной формы и размеров; -координации угловых параметров элементов, если эти элементы расположены в различных плоскостях, имеют различную форму, разные размеры и цвет.Формальная целостность композиций достигается следующим образом: - соединением, пересечением или наложением друг на друга контуров визуальных групп, а в ряде случаев, контуров элементов; -введением дополнительных охватывающих элементов; -сокращением разнообразия признаков до их оптимального количества.

Формальная упорядоченность обеспечивается путем размещения композиционных центров второстепенных элементов на динамических осях главных по отношению к ним элементов. Кроме того, путем построения композиций таким образом, чтобы участки контура, а также динамические оси ее главного и второстепенных элементов совпадали, были параллельны, перпендикулярны или располагались по определенному ясно прочитываемому закону.

Формальная соподчиненность достигается выбором в качестве главных, элементов с максимальной визуальной массой и размещением главных по функции элементов в ключевых точках композиции. . Единство элементов композиции достигается путем пересечения множеств признаков элементов визуальных групп, множеств признаков элементов различных визуальных уровней.

Перечислите и поясните приемы формально-композиционной синтезации (интеграции) формообразующих элементов.
Структурно-логический анализ процесса деятельности позволяет выделить в нем следующие иерархические уровни: - методика характеризуется как определенная совокупность методов осуществления чего-либо; - метод представляется способом или их объединением и является составной частью методики;- способ как прием или их совокупность определяет тот или иной метод деятельности; - прием выделяется как действие или их совокупность; - действие как проявление, какой либо энергии, силы движения. Рассмотренные ранее методы формально-композиционного формообразования, характеризующиеся как метод синтезации, трансформации и комбинированный метод в виде совокупности предыдущих, базируются на использовании свойственных им способах построения формы объектов. Для метода синтезации определяющим и единственным способом является способ « сложение». Он представляет собой объединение в единую органичную систему энергетических потоков поля (или пространства) композиции, образованных формами элементов, кластеров и контуром самой композиции. В результате возрастает визуально воспринимаемая целостность организуемой формы, усиливается ее общий энергетический потенциал. Для способа «сложение» характерны приемы соприкосновения (соединения), наложения, вложения. А также - сближения (группировки), охватывания.Прием «соприкосновение» предполагает наличие контакта (касания) одних элементов формы другими. Границы (зоны) касания являются при этом общими частями элементов формы. Соприкосновение n – го количества элементов осуществляется через посредство точечного, линейного и поверхностного контакта. Сами элементы могут быть как одномерными, так и разномерными. Частным случаем контактного объединения элементов является их блокировка как совокупность однотипных элементов. Прием «наложение» определяет положение сверху одного элемента формы на другой. Уложение одного элемента формы на другой может быть полным (тождество), почти полным (нюанс) и частичным (контраст). В случае полного наложения тождественных элементов, новая форма отличается от исходных форм только геометрическими параметрами. Ее динамичность однонаправлена по вертикали. В других случаях динамичность форм может быть направлена раздельно как по вертикали, так и по горизонтали или совместно в обоих направлениях. При наложении элементов возникают зоны наложения, которые могут иметь точечный, линейный, поверхностный или комбинированный характер.Прием «вложение» характеризуется размещением одного элемента формы в другом элементе. Следует подразделять вложение на скрытое и открытое. Скрытое вложение осуществляется по принципу «матрешка» и его результат визуализируется только при определенной «прозрачности» наружного элемента. Для открытого вложения, выполняемого по принципу «клетка», характерна прямая визуализация результата выполняемого действия. Вкладываемые контуры, при этом, выступают как прямолинейные (Пк), криволинейные (Кк), ломаные (Лк) и комбинированные: ПКк, ПЛк, КЛк, и ПКЛк. Базовые контуры, определяющие строки матрицы, определяются, при этом, точно также, в последовательности сверху внизПрием «охватывание»предопределяет заключение одного элемента в пределы другого элемента. Данный прием имеет много общего с приемом вложения и является как бы его частным случаем. Множество данных правил может выступать в качестве приемов трансформации при организации форм согласно комбинированному методу формально-композиционного формообразования.

Наши рекомендации