Дом, по его мнению, должен быть необходимым материализованым проявлением жизненных процессов, должен «соответствовать жизни», а не быть «коробкой, в которую втискивается жизнь»
При разработке нового типа одноквартирного жилого дома для США Райт применял следующие практические приемы.
· Вместо фундамента изготовлялось основание для стен в виде бетонной плиты по гравийному подстилающему слою. В эту конструкцию включается и разводка системы отопления. Подвал также не устраивался, так как он усложняет конструкцию, удорожает строительство и охлаждает жилые помещения. Площадка для строительства дренировалась посредством траншей, наполненных щебнем. По всей площади застройки устраивалось щебеночное основание толщиной 5-6 дюймов (12-15 см), в котором помещались змеевики отопления. Поверх укладывался бетонный подстилающий слой толщиной 10 см. На эту платформу устанавливались стены дома.
· Ядро дома образовывали кирпичные или из естественного камня стены в зоне кухни и санузла и в некоторых других местах. Эти массивы способствуют устойчивости сооружения - фактической и зрительной. Остальные стены были деревянными, состояли из трех слоев досок, проложенных пергамином. Тонкие деревянные стены, как утверждал Райт, обладают достаточной несущей способностью благодаря изломам их в плане. Слоистые деревянные стены, а также элементы остекления заготавливались в виде монтируемых на месте щитов и блоков.
· Высота помещений обычно делалась минимальной. Крыши, в традиционных постройках сложные по конфигурации, с многочисленными переломами кровель и пересечениями скатов, максимально упрощались. В построенных по проектам Райта домах крыша двускатная или плоская, причем со свободным водосливом, без водосточных труб и желобов. И скатные, и плоские крыши имеют широкие свесы. Значительный вынос карнизов устроен в большинстве жилых домов Райта. По его выражению, крыша – это «символ дома». Свесы защищают стены от осадков и остекление от солнца. Нередко навес над остеклением делался не сплошным, а в виде решетки – консольной перголы, дополняемой вьющейся зеленью, что создает защиту от солнца летом, когда растения покрыты листвой, и позволяет достичь лучшей освещенности помещений зимой. При этом, если вьющиеся растения не предусмотрены, ширина и частота планок решетки рассчитываются так, чтобы создать преграду для прямых лучей солнца в жаркое время года.
· Покрытие во всех случаях, в том числе и скатное, устраивалось бесчердачным, а потолок подшивался отделочной фанерой или струганными досками, причем подшивка потолка не только не оштукатуривалась, но и не окрашивалась (она покрывалась прозрачным лаком). Помимо упрощения и удешевления конструкции устройство бесчердачной скатной крыши создает интересные пространственные решения в интерьере.
· Вообще в постройках Райта штукатурка и покраска сведены к минимуму. Конструкционные строительные материалы – камень, кирпич, дерево, бетон – не маскируются отделочными материалами. Помимо того, что обнажение естественной фактуры материала конструкций производит своеобразный декоративный эффект, этим приемом достигается впечатление цельности и естественности пространства.
· Идея цельности («интегральности», как говорил Райт) имеет большое значение в концепции «органичной архитектуры». Он стремился к тому, чтобы сооружение производило впечатление как бы сделанного из одного куска, а не собранного из многочисленных частей и деталей. Так, подпольное отопление внедрялось им не только вследствие его экономичности и гигиеничности, но и потому, что оно позволяло сделать систему не дополнением к зданию, не оборудованием в виде прикрепленных к стенам труб и радиаторов, а «интегральной частью» постройки. В доме не было люстр и подвесов: источник искусственного освещения делался встроенным (причем очень часто скрытым). Мебель была, насколько возможно (за исключением, наверное, только стульев), встроенной: столы, кровати, диваны, шкафы, книжные полки были элементами архитектуры, предусматривались в чертежах и выполнялись в процессе строительства как части здания.
· Совершенно новым был подход Райта к устройству светопроёмов (если, конечно, сравнивать их не с тем, что стало обычным в архитектуре сегодня, а с тем, что делалось 40-50 лет назад). Окно в виде прямоугольного выреза в стене можно встретить у Райта только как исключение – «не нужно дырявить стену». В его постройках остекление либо ленточное, либо во всю высоту помещения, либо в потолке. В одноэтажных жилых домах помещения имеют разную высоту, и в местах перепада кровли (между разными ее уровнями) устраиваются проемы для верхнебокового освещения и для проветривания. При этом кровля нижнего уровня может продолжаться внутрь в виде полки, за которой иногда помещаются источники искусственного освещения. В жаркое время верхние окна способствуют хорошей вентиляции.
· Райт один из первых, кто ввел в архитектуру обильное остекление. Он говорил: «Свет придает красоту зданиям». Но эта тенденция совмещается у него с противоположной: уменьшать остекление для придания дому большего уюта, замкнутости, ощущения защиты, убежища. Вследствие этого в некоторых интерьерах «домов прерий» недостаточно естественного освещения. В 30-е годы Райт вводит следующее решение: стены, обращенные к улице и на север, – глухие, лишь с узкой полосой остекления под потолком, а стены, обращенные к саду, к внутреннему двору, на юг, – сплошь стеклянные от пола до потолка.
· Несмотря на большие световые проемы и целые стеклянные стены, дома Райта создают ощущение защиты, «крова»; интерьеры построенных им жилых домов по-домашнему уютны. Этому способствуют, в частности, широкое использование дерева в отделке помещений, обилие в них ковров и тканей (в том числе, например, для покрытия полов), общая мягкая, теплая тональность интерьера, наличие глухих стен, применение карнизов большого выноса.
· Чувство крова, убежища, защиты Райт стремился выразить в своих домах и тем, что постройка имеет массивное ядро каменной кладки, вокруг которого группируются помещения; ядро, видимое снаружи, возвышающееся над другими частями здания и представляющее собой как бы символ покоя, - внешнее выражение домашнего очага. Этот массив включает в себя дымовую трубу камина и объем кухни с верхнебоковым светом.
· Жилые дома Райта планировочно разделены на три зоны: спальни и санузлы, кухня и место для приема пищи, общая комната. Двери между ними по возможности устранены, чтобы было больше свободы движению, а также для создания впечатления единства внутреннего пространства.
· Центральная часть дома – общая комната с широкими видами наружу. Обычно она непосредственно сообщается с садом: ее пол продолжается наружу, переходя в террасу, которая таким образом принадлежит одновременно как бы и саду и дому, будучи отделенной от комнаты стеклянной стеной (а стена эта тоже не сплошная, но состоит из дверей, которые, если они открыты одновременно, объединяют пространство помещений с внешним пространством)
Общественные здания.
1. Райт исключал из своей практики метод проектирования, основывающийся на композиционных приемах и внешних формах, которые не исходят из внутреннего содержания объекта, не соответствуют современной строительной технике и материалам. Впервые в офисном здании рабочие пространства обращены в многосветный внутренний двор, перекрытый стеклянной кровлей. В Ларкин-билдинг отсутствовал каркас. Райт так же, как и при строительстве небольших жилых домов, применил только кирпич. В здании компании Ларкин также впервые использовались кондиционирование, встроенная металлическая мебель и герметическая изоляция помещений.
Сам мастер охарактеризовал это сооружение следующим образом: «Изолированное здание (...), стальная встроенная мебель и сейфы для документов (...), первое здание для контор, в котором применена установка кондиционированного воздуха, впервые обвязка стеклянных дверей и окон выполнена из металла...».
2. Первым было построено здание управления компании (1936 – 1937). Перекрытие основного зала опирается на круглые колонны высотой 6,5 м, полые внутри, имеющие внизу диаметр 22,5 см. Расширяющиеся кверху колонны завершаются дисками, приобретая грибовидную форму. Пространства между этими капителями-дисками застеклены. Зал по периметру окантован полосой стекла под потолком. Здание спроектировано на основе сетки 6 Х 6 м.
Отопление проложено в полу, что создает равномерный обогрев всего помещения. Стены здания выложены из лицевого темно-красного кирпича, который открыт и в интерьере.
3. Через 13 лет рядом со зданием управления был построен комплекс исследовательского центра. Башня-лаборатория высотой 47,6 м имеет внутренний стержень-опору, заглубленный в землю на 15 м, на который нанизаны консоли перекрытий. Пространство лаборатории двухсветное. Остекление выполнено из стеклянных трубочек для того, чтобы создать равномерное освещение.
Опора состоит из 6 шахт: лифт, лестница, коммуникации и разводки кондиционированного воздуха, канализация, 2 шахты для вентиляции. Диаметр этого ствола 7 м, толщина его стенок 19 – 25 см.
4. Это картинная галерея длиной 1200 м, которая тянется по спирали вокруг внутреннего круглого двора, перекрытого стеклянным куполом. К главной спирали примыкает второй пандус-спираль, более крутой для быстрого сообщения между этажами. Имеется также лифт, по которому посетители поднимаются наверх для начала осмотра галереи и потом спускаются по большому пандусу вниз, проходя через залы.
Музей включает, кроме картинной галереи, кинозал, конференц-зал, обсерваторию, лабораторию, мастерские, кафе, административные и служебные помещения.
5. Магазин Морриса, Сан-Франциско, Калифорния, 1948 – 1950 гг.
В здании магазина также воплощена идея внутреннего пространства со спиральным пандусом. В этом проекте пандус соединяет первый уровень магазина с антресолью, откуда хорошо просматривается выставленная посуда. Фасад магазина выделен в глухой кирпичной стене аркой входа, к которой ведут 2 полосы освещения – вертикальная и горизонтальная. В интерьере посередине первого уровня магазина стоит стол с фарфором, вдоль стен – витрины, прилавки отсутствуют.
Культовые сооружения.
1. Храм Согласия в Оак-Парке. Создавая парные монолитные кубы Храма Согласия в Оак-Парке, Райт впервые в истории архитектуры оставил необработанными бетонные поверхности.
Это первая церковь без колокольни. Храм состоит из двух объемов, в одном из которых размещен зал для богослужения, в другом находятся остальные приходские помещения.
2. Греко-пресвитерианская церковь Благовещения в Милуоки, шт. Висконсин, 1956 –1961
Церковь представляет собой чашеобразный зал на тонких высоких опорах.
3. Унитарианская церковь, Мэдисон, шт. Висконсин, 1950 – 1951гг.
В одном здании объединены церковь, приходская школа и другие помещения для прихожан. Объем церкви не включает колокольни, но выделяется из общего строения поднимающимся кверху коньком кровли.