Словарь биологических основ композиции растений

Аллелопатия – совместимость растений.

Антагонисты – растения не терпящие друг друга.

Антропогенный прессинг – устойчивость растения к вытаптыванию.

Асимметрия – это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей, плоскостей симметрии не наблюдается. Это отсутствие, или нарушение симметрии (дисимметрия).

Габитус – надземная часть растения. Габитус = крона + штамб.

Генеративные почки – цветковые, листовые.

Дизайн – вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.

Дифференциация почвы – процесс формирования у древесных растений почек.

Композиция – художественное сочетание и взаимосвязь всех элементов создаваемого ансамбля, обеспечивающая его законченность и цельность.

Композиционные оси – это невидимые оси композиции (силовые линии) на которых расположены элементы. Оси выявляют структуру изображения и обеспечивают взаимодействие элементов и целостность композиции.

Контраст – это резкое различие элементов, предметов, форм и т.д. по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству и т.д. Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия. Например, светлый - темный, высокий — низкий, большой - маленький. Контраст еще определяется по светлоте, по цветовому тону, по насыщенности цвета. В контрастных сочетаниях форм эти свойства выражены нагляднее: пирамидальные и конические вертикали деревьев оттеняются шаровидными и плакучими формами. Контраст заключается в противопоставлении горизонтального и перпендикулярного, гладкого с шероховатым, темного со светлым, вогнутого с выпуклым”.

Копулировка – способ прививки черенком, когда привой и подвой имеют одинаковую толщину. При копулировке делают одинаковые косые срезы на прививаемых компонентах и прикладывают их один к другому так, чтобы совпали соответствующие ткани растений.

Нюанс –это незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, а различие идет на чуть-чуть.

Окулировка или прививка глазком — способ прививки плодовых и декоративных растений одиночной почкой (глазком - одна почка с тонким слоем древесины), взятой от черенка культурного сорта.

Равновесие – это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Выделяют статическое и динамическое равновесие.

ü Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.

ü Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов между ними. Ритмические повторы могут быть: равномерными, убывающими или нарастающими.

В ландшафтном искусстве ритм — это повторяемость одинаковых элементов ландшафта через одинаковые интервалы. Примером могут служить аллеи. В ритмических построениях участвуют несколько элементов, при этом устойчивое впечатление ритма возникает при их повторении 5—9 раз, минимум 3.

Своеобразие ландшафтной композиции (в отличии от архитектуры, скульптуры или живописи) в ее сезонной изменчивости, геологическом развитии растительности, в большой зависимости от конкретных условий зрительного восприятия.

Симметрия –это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии. Виды симметрии: зеркальная, осевая.

ü Зеркальная – это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии одна фигура зеркально повторяет другую.

ü Осевая симметрия – это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии. (В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение!)

Тождество – это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон...). Требования к тождественной композиции: 1) элемент должен быть простой, выразительный, красивый. 2) должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству.

Фитоценотический принцип – взаимодействие растений естественных и культурных ландшафтов. Растения, которые хорошо уживаются и взаимодействуют друг с другом в природных условиях.

Фокус композиции – это самый выразительный элемент многопланового ландшафта.

ü декоративная группа деревьев

ü солитер

ü водоем

ü водопад

ü архитектурные сооружения

Элементы объемно-пространственной структуры ландшафта:

ü планировочные (аллеи, тропинки, площадки и др.)

ü объемные (формы рельефа, камни, древесно-кустарниковые и травянистые растения, крупные архитектурные сооружения, малые архитектурные формы)

ü плоскостные (водоемы, лужайки, поляны, портеры и др.)

Цельность. Благодаря соблюдению этого закона композиция воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной упорядоченности. Т.е. должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм.

Наши рекомендации