Универсальный спортивный зал «Дружба»
1976-1979 гг. Арх. Ю.Большаков, В.Тарасевич, В.Понтрягин, Д.Соколов, инж. Ю.Розовский, Л.Харитонов, Т.Рудь, Э.Жуковский, В.Шабая. Скульптурность основной конструктивной системы определила композицию универсального спортивного зала. Главный зал сооружения имеет трансформируемые трибуны, вмещающие 1800-4000 зрителей — в зависимости от площади, необходимой для спортивной арены. Кроме главного зала и обслуживающих помещений в здании есть и четыре тренировочных зала в нижнем ярусе. Все это накрыто сложной железобетонной пространственной структурой, в которой соединены центральная оболочка, напоминающая квадрат, сдавленный и смятый равномерно со всех четырех углов, и 24 ромбоидальных опоры-складки, приподнимающихся над землей. Свободный пролет конструкции составляет 90-96 м, высота — 24 м. Сложностью и мягкостью очертаний сооружение рождает ассоциации с какими-то живыми формами — крабом или морской звездой, приподнявшейся на своих щупальцах. Центральное демонстрационное пространство и его фойе образуют единую пространственную систему, лишь подразделенную конструкциями трибун.
Футбольно-легкоатлетический манеж в спорткомплексе ЦСКА
1976-1979 гг. Арх. Ю.Кривущенко, А.Чекмарев, Д.Рагозин, Г.Антимонов, инж. В.Самсонов, А.Радченко, А.Лифшиц, Н.Зенин, Е.Лебедева, 3.Ильина, Е.Фомина и др. Протяженный объем с трибунами на 12 тыс. мест. Конструкция покрытия пролётом 84 м выполнена из стальных блок-панелей, в которых решетчатые фермы сигарообразного очертания связаны предварительно напряженными стальными листами, прикрепленными к их поясам. Просто и вместе с тем рационально организован план здания, где сочетаются громадные пространства демонстрационных залов и группы относительно небольших обслуживающих помещений. Простая схема изобретательно разработана и претворена в выразительную пластичную форму. Выгнутые криволинейные поверхности подчеркивают горизонтальность здания.
Гостиничный комплекс «Измайлово»
1974-1980 гг. Арх. Д.Бурдин, В.Климов, Ю.Бабаев, инж. Е.Скородумов, М.Швехман и др. Представляет собой 30-этажных корпусов для размещения 10 тыс. человек (5 место среди крупнейших гостиниц мира на сегодняшний день). Комплекс создан как целостный организм, в котором гармонично связаны между собой функции временного жилища и культурно-бытового обслуживания; его система включает общественные учреждения. Корпуса гостиницы не образуют замкнутых пространств, но в их обрамлении четко намечены две площади: одна — обращенная к главным подъездным путям, включающая в себя станцию метро, и и вторая — лежащая перед спаренным блоком 30-этажных корпусов, южную сторону которой определяет здание общественного центра комплекса, монументальный объем высотой в пять .этажей, вмещающий киноконцертный зал на 1 тыс. мест, конференц-зал и клубные помещения.
Общему замыслу ансамбля отвечает архитектура его частей. Гостиничные корпуса решены с той ясностью крупных контрастных членений, которой требовало пространственное сопоставление объемов. Каждый поднимается над широким стилобатом высотой в три этажа, заключающим в себе общественные службы — вестибюли внизу, ресторан почти на 2 тыс. мест во втором и третьем этажах. Стилобаты имеют подчеркнутые горизонтальные членения. Тем сильнее взлет вертикалей башни, вырастающей над стилобатом. Объем ее образован как бы из двух сдвинутых пластин, и узкие торцы делают башню еще более стройной. Каменные ребра, связанные со стойками каркаса, и светлые, облицованные камнем простенки чередуются с вертикальными лентами окон, разделенных междуэтажными вставками, облицованными темным алюминием. Шаг вертикалей, определенный размером комнат, вносит в композицию человеческий масштаб, подчеркивающий громадные величины целого. В композиции ансамбля хорошо использован цвет: каждый из пяти корпусов имеет колористическую гамму (объединяющую все — фасад, интерьеры), подчиненную одному из пяти цветов олимпийской эмблемы. Таким образом, обеспечена не только необходимая крупность цветового решения всего ансамбля, но и дополнительное средство для того, чтобы уверенно ориентироваться в его пространстве.
Центральный Дом туриста
1970-1980 гг. Арх. В.Кузьмин, Е.Горкин, Н.Нилова, Е.Зорина. Мысль о его создании возникла и совсем еще в конце 1950-х годов. Дом туриста с гостиницей на 1300 мест должен был обслуживать прежде всего развитие отечественного туризма. От архитектурного мышления 1960-х годов исходит многое в этой композиции. Характерна жесткость контрастного противопоставления протяженного корпуса вертикали гостиничного комплекса в 35 этажей. К стилю 1960-х надо отнести и трактовку навесных наружных стен высотной части как стеклянной завесы. Однако в своей завершенной форме здание обогатилось построением протяженной части. Эффектен четкий, запоминающийся силуэт скошенного завершения высотного объема, имеющего вид двух сдвинутых разновысотных пластин. Тонкими ассоциациями с традиционными ярусными композициями архитекторы стремились достичь специфически московского характера здания.
Гостиница «Космос»
1976-1979 гг. Арх. О.Какуб, П.Жюгло, С.Эпштейн, инж. В.Кандауров — Франция; арх. В.Андреев, Т.Заикин, В.Стейскал, инж. И.Самсонов, Н.Иванов, М.Игнатьева и др. Здание гостиницы на 3500 мест сооружено французскими строительными фирмами. Высотная часть гостиницы — 27-этажный полуцилиндр — своим вогнутым фасадом образует мощную ось, обращенную в сторону ВДНХ, но не связанную с градостроительной ситуацией. Как объект, замкнутый в себе композиционно, отмеченный тем особым характером, который всюду присущ отелям международного класса, здание осталось обособленным явлением. Изобретательно и умело сформированы трехэтажный стилобат асимметричных очертаний и аванплощадь, вместе смягчающие переход от жесткой симметрии высотной части к проспекту, который «протекает» мимо здания, ничем не откликаясь на его ось. Сдержанно-благородный характер имеет серо-коричневая цветовая гамма навесных наружных стен высотного полуцилиндра, с их притемненным стеклом и наружным слоем из анодированного алюминия. Основные конструкции выполнены из монолитного бетона в щитовой опалубке. Разнообразны и эффектны интерьеры здания. Качество общестроительных и отделочных работ очень высокое. Строительство здания многим дополнило опыт московских строителей и зодчих.
Олимпийская деревня
1978-1979 гг. Арх. Е.Стамо и др. Жилой микрорайон, построенный в рамках программы подготовки к играм в Москве для проживания участников XXII Московской олимпиады 1980 г. В отличие от олимпийских деревень прежних лет, изначально строилась как жилой микрорайон столицы: кроме собственно жилых домов построены школы, поликлиника, концертный зал, другие объекты быта. Московские архитекторы, исходя из конкретных условий и на основе анализа всего предыдущего опыта, остановились на жилых домах, применяемых для массового строительства. Олимпийская деревня решена как обычный московский микрорайон, состоящий из 16-этажных домов типовой серии П-3. Этот микрорайон — это образцовый пример комплексной застройки жилого района.
Архитектура 1980-х годов
В конце 1980-х — начале 1990-х под влиянием постмодерна встречаются проекты, в композиции которых присутствует гипертрофированная символика.