Центр международной торговли в Москве

1980 г. Арх. М.Посохин. В.Кубасов.Необходимость в деловых центрах, где могли бы разместиться представительства зарубежных компаний, возникла в 1970-е годы, в период разрядки международной напряженности, бурного роста контактов с Западом. Все объекты центра возводились в основном из импортных конструкций и отделочных материалов. По количеству новаторских предложений стройка была уникальной - здесь применялись огнеупорные покрытия металлоконструкций, что значительно упростило защиту металла, перегородки из гипсокартона, подвесные потолки, двойные тонированные стеклопакеты, скоростные панорамные лифты. Атриум ЦМТ с фонтанами, с верхним светом и панорамными лифтами особенно впечатляет (ЦМТ – первое атриумное здание в Москве).

Здание Центрального академического театра кукол (им.Образцова)

1971 г. Арх. Ю.Шевердяев, В.Уткин, А.Мелихов. Для уникального, единственного в своем роде театра была использована кирпичная коробка здания, начатого и не завершенного в 1930-е годы. Авторы проекта победили трудности, которые создавала эта случайная основа для внутренней организации сооружения. Внешний фасад театра кукол делают выразительным часы над входом. Движущиеся фигурки часов – элемент театрального действа, внесенный в архитектуру.

Здание Большого Московского цирка

1971 г. Арх. Я.Белопольский, Е.Вулых, С.Феоктистов, В.Хавин, инж. А.Судаков. Здание разделено на две функциональные группы; первая — зрительный зал на 3400 мест с вестибюлем, гардеробами, фойе и прочими помещениями обслуживания; вторая — артистические уборные, мастерские, конюшни, зверинец, репетиционный манеж и т. п. Группа зала господствует в композиции. Ее объем покрыт складчатым куполом (использованы металлические фермы), рождающим ассоциации с традиционным шатром цирка-шапито. Воронкообразный амфитеатр зала охвачен кольцом вестибюлей и расположенным на ярус выше кольцевым прогулочным фойе. Складчатая консоль перекрытия образует потолок фойе, а за пределами стеклянной наружной стены — далеко вынесенный наружу козырек, тем самым подчеркнуто зрительное единство интерьера с окружением. Непрерывность кольца вестибюлей и фойе достигнута благодаря тому, что все служебные помещения, связанные с ареной, выделены в другой, более низкий уровень и размещены в пределах стилобата. Вместе с чистотой функциональной организации была достигнута и ясность объемно-пространственного решения.

Цирк в Ставрополе

1976 г. Здание, вместимостью 1940 зрителей построено по типовому проекту. Арх. М.Шульмейтер, Ю.Моторин, А.Кудрявцев, инж. А.Титов, Т.Лебедева, М.Глинкин.

Здание МХАТа на Тверском бульваре

1972-1974 гг. Арх. В.Кубасов, В.Уляшов, инж. А.Цикунов, А.Качерович. Мощный, крупномасштабный объем образует ось, упирающуюся в зеленую стену бульвара. Окружающая среда подавлена силой крупной формы. Намеренный традиционализм архитектуры должен рождать ассоциации со временем становления МХАТа. Отсюда колористическая гамма сооружения с господством различных оттенков коричневого и оливково-зеленого, подчиняющая фасады и интерьеры, отсюда притемненность и некоторая сумрачность помещений, да и сама асимметрия внутренней организации здания. Стилистика фасадов сближена с тяжеловесными прообразами северного модерна. Художественный образ здания был найден за счет пластики и цвета, умения работать авторов с материалом – камнем, деревом, металлом. Заметна тенденция перехода от пространствен­ных решений с применением железобетонного кар­каса и стеклянного заполнения к более осязаемым материально­весомым и пластичным композициям.

Здание Детского музыкального театра на проспекте Вернадского

1979 г. Арх. В.Красильников, А.Великанов. Здание стоит островом среди парка. В соседстве с театром поднимается над мощным каменным стилобатом тяжелый купол цирка, фоном при наблюдении со стороны проспекта служат невыразительные кирпичные фасады девятиэтажных жилых домов. Окружение побуждало к композиции контрастной и сложной — противостоящей плоскому примитиву фона и дающей отклик на крупную характерную форму здания цирка.

Общий характер художественного образа здания Детского музыкального театра определила целеустремленная театрализация самих архитектурных форм. Отправной точкой стала необычная форма сценического комплекса и его связи со зрительным залом. Сцена из привычной картины, обрамленной рамой портала, превращена в своеобразный триптих, с трех сторон охватывающий крутой амфитеатр. При таких взаимоотношениях границы сценического и зрительного пространств стираются, открываются возможности для разнообразнейших форм контакта между актерами и зрителями, для выхода действия в пределы зала, что особенно важно именно для детского театра. Отсюда вырос и основной архитектурный мотив — над плоским прямоугольным объемом, заключающим в себе вестибюль, фойе, малый зал на 300 мест, различные обслуживающие помещения, поднялась группа сложно сопрягающихся криволинейных объемов. В цилиндр высокой сценической башни врезан широкий и низкий барабан амфитеатра. К башне примыкает стройная труба колосниковой лестницы. Контрастное соединение жестко прямоугольных и криволинейных форм решительно отрывает театр от будничности фона и связывает его со зданием цирка, где тоже — в другом масштабе и иных соотношениях — сочетаются прямоугольное и криволинейное.

На фасаде, обращенном к проспекту Вернадского, доминируют пять выступающих вперед порталов — они отмечают входы в разные группы помещений и в то же время служат своеобразным знаком театрального действа, что обыграно в их скульптурном убранстве.

Наши рекомендации