Поиски новых форм в архитектуре общественных зданий кон. 1960-х годов

Новые конструкции открыли путь к расширению художественных средств. Появились крупномасштабные выразительные детали, расширились возможности их сочетания, усложнилась пластика фасадов жилых и общественных зданий.

Стиль постепенно эволюционирует, отходит от рационализма, преодолевает сухость, присущую раннему этапу, и затем выдвигает новую проблему — соответствие органическим формам. Появляется тяготение к кривым линиям, перетеканию форм, при сохранении достигнутой ранее строгости и целесообразности архитектурных сооружений.

Дворец художественных выставок в Вильнюсе

1967 г. Арх. В.Чеканаускас.

Дворец спорта в Вильнюсе

1971 г. Арх. Э.Хломаускас, Э.Ляндзбергис, Й.Крюкялис и др.

Павильон СССР на Международной выставке в Монреале

1967 г. М.Посохин, А.Мдоянц, Б.Тхор. Главной особенностью павильона была его конструктивная схема. Массивный нависающий объём крыши держался на четырёх мощных стальных опорах, расположенных под углом к земле и образующих две буквы V. В то же время стеклянная оболочка играла роль обособленной ограждающей конструкции. На потолок крыши был нанесён силуэт реактивного самолёта, который хорошо просматривался вечером, когда интерьеры освещались и становились абсолютно проницаемыми снаружи. Всё это придавало композиции здания динамику, ассоциирующуюся с ощущением взлёта. Внутреннее пространство павильона было разделено на три уровня, соединённых между собой эскалаторами. Их расположение позволяло посетителю перемещаться по экспозиции нелинейно.

Павильон СССР на Международной выставке в Осаке

1970. Арх. М.Посохин, В.Свирский. В основу решения со­ветского павильона положен символ развернутого знамени. Главный фасад павильона плавно изогнут в плане и стремительно нарастает по высоте (от 20 до 100 м). Фасад облицован металлическими панелями, окрашенными в красный цвет и расчлененными тонкими белыми вертикальными уступами. В архитектурном отношении главный фасад решен подчеркнуто контрастно с остальным объемом сооружения, и только вкрапления белых вертикальных пилонов зрительно связывают его с остальными фасадами. Весь объем ограничен двумя взаимосвязанными ограждающими конструкциями: изогнутой стеной главного фасада и огромным белоснежными складчатыми стенами других фасадов и покрытия. Грани-складки стен и покрытия образованы металлическими панелями с эффективным утеплителем (главным образом для защиты от солнца) и создают пластичные, богатые светотенью фасады. Все это вместе представляет собой пространственную конструкцию. Стена главного фасада решена как цилиндрическая оболочка с вертикальными металлическими стойками и промежуточными связями и раскосами. Пространственность ограждающих конструкций позволила применить в них элементы минимального сечения. Изгиб главного фасада образует пространство перед главным входом в павильон. Четыре этажа здания связаны между собой удобной системой эскалаторов и лестниц. В цокольном этаже размещаются два зрительных зала. В эти залы можно попасть из выставочных залов, и непосредственно с улицы.

Архитектура 1970-х годов

Неправомерность закрытия Академии архитектуры стала оче­видна уже в 1960-х гг. Для быстрого и эффективного решения возрождения архитектуры с середины шестидесятых годов в Новосибирске, Казани, Пензе, Ростове, Саратове и других го­родах на базе высших и средних специальных заведений созда­ются архитектурные факультеты и отделения, готовящие профес­сиональные архитектурные кадры в лучших традициях русского зодчества. Выпускники этих учебных заведений формировали архитектуру 1970-1980-х гг.

Стремясь создать новую архитектуру, созвучную времени, зодчие начинают отказываться от советского функционализма и конструктивизма 1960-х гг., созданных жесткой экономией в строительстве и скудным набором стандартных конструкций заво­дов железобетонных изделий. Более гибкой ста­новится жилая застройка, интересный индивидуальный облик приобретает архитектура общественных зданий, возрастает ин­терес к садово-парковой и ландшафтной архитектуре.

В 1970-х годах наряду с решением функциональных и технико-экономических задач, архитекторами все чаще ставится цель создавать художественно-выразительные композиции.

Характерная черта архитектуры – стремление преодолеть утилитарность, взгляд на красоту архитектурной композиции как на нечто, автоматически вырастающее из решения функциональных и конструктивных задач. Стало ясно, что целесообразность сама по себе еще не создает эстетической ценности. И в ряду с функциональными и конструктивными требованиями вновь встали как равноправные требования эстетического совершенства и индивидуальной выразительности.

При форми­ровании архитектурно-художественного образа зданий используют различные виды монументально-декоративного искусства: настен­ную роспись, мозаичные панно, скульптуру. Стремление к эстети­ческой выразительности и образности зданий заметно во многих гражданских, сельскохозяйственных и промышленных зданиях, но особенно ярко — в архитектуре уникальных общественных зданий.

Здание Совета Министров РСФСР (ныне Дом Правительства РФ)

1965-1979 гг. Арх. Д.Чечулин и др, Беломраморное здание торжественно симметрично. Оно занимает участок посреди зеленого клина, спускающегося к набережной со стороны зоосада. Большие расстояния, отделяющие его от красной линии и соседних сооружений, обеспечили скульптурность восприятия трехъярусной композиции. Она членится на одноэтажный, облицованный гранитом стилобат с широко расходящимися крыльями пандусов и монументальной лестницей; поднимающийся над ним семиэтажный корпус с выступающими крыльями, венчающий объем высотой 20 этажей — пластину с закругленными торцами. Стены последнего раздроблены частым ритмом тонких мраморных ребер, вертикальная устремленность которых контрастна тяжеловесности промежуточного объема. Венчает здание прямоугольная башенка с эмблемой и флагштоком. Облегчение кверху — от яруса к ярусу — придает вертикальную устремленность протяженному объему, смягчающую впечатление парадной строгости; нарядна бело-золотая цветовая гамма верхней части.

Наши рекомендации