Виды росписей в России
Хохломская роспись. Промысел возник в г. Семенове и деревнях Коверинского района Нижегородской области в конце XVII в. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне обусловлен особенной технологией росписи, которая заключается в предварительном нанесении на деревянную заготовку аллюминевого порошка, поверх которого выполняют роспись. После этого изделие покрывают олифой. Окончательную сушку (закалку) проводят в закрытых шкафах-печах при 100—120 °С. Слой олифы приобретает золотистый оттенок, сквозь который блестит металлизированный фон.
Городецкая роспись. Украшение деревянных изделий росписью еще в одном центре Нижегородской области — г. Городце — связано с более простой технологией. Это роспись, исполнявшаяся раньше клеевыми красками, а сегодня масляными, по чистой поверхности дерева или по цветному фону.
Росписи Полхов-Майдана и Крутца. В этих двух селах Нижегородской области, изготовляют веселые расписные игрушки. Большинство изделий выполняют токарным способом. Среди них многоместные разъемные матрешки, поставки, птички-свистульки, составленные из токарных деталей, Все изделия расписывают яркими анилиновыми красками, звучность которых повышает черный контур рисунка, выполненного тушью.
Гжельская керамика. Название промысла связано районом Подмосковья, где уже более 8 столетий делается гончарную посуду, черепицу, изразцы. Традиционный декор – синяя подглазурная роспись на белом фоне золотые отводки
Орнаментв картинах
Орнамент является очень сильным средством создания декоративных эффектов.
В декоративной живописи орнамент может играть разную роль. Введенный в большом количестве он может играть роль контрастного элемента, своеобразного орнаментального акцента в системе живописных средств натюрморта. Крупномасштабный орнамент, введенный в натюрморт в большом количестве, может стать основой общей ритмической структуры натюрморта и в то же время основным элементом декора.
Примером этому могут служить натюрморты Анри Матисса. Уничтожая в своих декоративных натюрмортах иллюзорность пространства, художник в то же время сохраняет объемные характеристики предметов. «Статуэтка и ваза на восточном ковре». Сочетание плоскости и объемных форм, с изысканным сочетанием цветов и контрастом с черным цветом составляет особую прелесть этого натюрморта «Натюрморт с голубой скатертью» 1909 г. Основным декоративным элементом является голубая скатерть с крупномасштабным орнаментом, которая не разрушается ни светотеневыми, ни пространственными эффектами. В эту среду погружены многочисленные предметы, масштаб которых невелик по отношению к холсту. На примере рассмотренных натюрмортов известных мастеров декоративной живописи очень хорошо видно, какое большое значение в произведении декоративной живописи имеет гармония цветов.
.2 Понятие о декоративности
Слова «декоративность», «декорация» происходят от латинского слова «decoro», что значит «украшать». Сама природа как будто наделяет свои создания не только полезными свойствами, но и красотой. «Феникс щеголяет красотой оперения, индюк надувает и делает ярким зоб, тигр и леопард привлекают внимание своей окраской, фазан прихорашивается. В этом ключ колорита таких существ», - пишет китайский художник Ван Гай.