Постройка наземной станции метро
Цель - дети знакомятся с новыми образцами архитектурных сооружений, учатся прочно связывать отдельные фигуры, стоящие на некотором расстоянии друг от друга.
Предшествующая работа: Перед тем как учить строить станцию, воспитательница просит родителей проехать с детьми в метро, обратить внимание детей на наземную станцию, на букву «М», по которой всегда можно узнать, что это за сооружение. Можно рассмотреть с детьми иллюстрации о метрополитене.
Ход игры: воспитательница показывает образец постройки, заготовленный ею заранее, и поясняет, что такую станцию метро дети могут построить сами.
Она обращает внимание детей на вход и выход, показывает, где люди входят по ступенькам и выходят; где спускаются по ступенькам же под землю. Затем она просит посмотреть, как построена станция и рассказать, сколько нужно взять кубов для постройки (пять, отверстия между кубами можно потом закрыть фанерными пластинами), что стоит на кубах, сколько, что изображают цилиндры (колонны), из чего сделаны лестницы.
Далее воспитательница спрашивает детей, чем можно заменить короткие пластины, если их не хватит (большими брусками, кирпичиками), чем соединены цилиндры (обратить внимание на то, как соединены пластины — посередине цилиндра, иначе постройка не будет проч-
Рис. 18. Наземная станция метро.
ной). Необходимо заострить внимание детей на том, что треугольные пластины не только украшают станцию, но и поддерживают букву «М», подчеркнуть, что букву «М» нужно сделать посередине постройки, лучше всего из кирпичиков или из маленьких брусков. Педагог устанавливает порядок стройки: сначала сделать основание с лестницами, на него поставить цилиндры, затем сделать верхнее перекрытие.
После этого дети могут начинать строить (рис. 18).
По окончании стройки воспитательница советует сделать линию, по которой ходят поезда, кассы с обеих сторон; подсказывает детям, что линией можно соединять две станции и интересно играть.
Постройка дома
Цель - дети учатся делать более сложное перекрытие, сооружать довольно сложную конструкцию, украшать постройку (рис. 19).
Рис. 19. Дом.
Предшествующая работы - Во время прогулок воспитательница рассматривает с детьми дома в ближайшем окружении, обращает внимание на то, что дома бывают большие и маленькие, что в больших домах много окон, что у некоторых домов красиво украшен фасад, подъезд, напоминает, что здания бывают разные — школа, детский сад, жилой дом, завод и др.
Столы желательно расставить так, чтобы готовые постройки стояли в ряд: построенные таким образом дома будут создавать впечатление улицы и их легко будет рассматривать.
Обращаясь к детям, воспитательница сообщает, что сегодня они будут строить большой дом. В этом доме много окон, чтобы в комнатах было светло.
Образец постройки (без матрешек, скамеек и деревьев) заготовлен воспитательницей заранее. Дети рассматривают его и выясняют, из чего сделана основа постройки (из кубов и больших пластин). Воспитательница обращает их внимание на то, как сделаны окна: кирпичики поставлены на бруски, сверху кирпичики накрыты длинной пластиной, которая их все скрепляет, благодаря этому дом получается прочный. На пластины затем можно плотно друг к другу уложить фанерные дощечки или такие же пластины.
Сверху впереди у дома сделано украшение. Воспитательница поясняет, что украсить дом можно и по-другому: кто как придумает. Чтобы можно было входить в дом, надо сделать крылечко. «Вы уже делали крылечко. Вспомните, что перила бывают разные: у меня они сделаны из трехгранных призм, а можно с каждой стороны поставить брусочки или цилиндры — кто как хочет.
Дом получится красивым, если все детали будут уложены аккуратно. Вокруг домика можно сделать садик. В таком домике приятно будет жить куклам.
А теперь вы сами постройте домик.
Свой домик я оставлю на столе. Если кто-нибудь забудет как строить, посмотрите на мой домик».
По окончании воспитательница предлагает детям проверить, все ли у них сделано правильно, поощряет тех, кто придумал свое украшение. Затем дети разбирают постройки и укладывают материал на место.