Огузское государство ( конец IX - нач. XI в. )
Обширную территорию Казахстана по Иргизу, Уралу, Эмбе, в Приаралье, долину Сырдарьи, предгорья Каратау, Чуйскую долину занимали племена огузов1). В ІХ начале-Х веков в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкавших к нему степях Западного Казахстана сложилось государство огузов. Столицей огузского государства стал г. Янгикент, этот город находился на важном караванном пути. По этническому составу огузское государство было пестрым, в него входили многочисленные тюркоязычные и ираноязычные племена. Главой государства был джабгу.
Огузское государство разделялось на уруки и аймаки. Термином «уруки» обозначались родовые подразделения. Роды и племена, объединенные в крупных племенных союзов, назывались «иль» (страна). Правители имели соправителей и советников. Наследники правителя назывались «иналами», их воспитывали специальные опекуны-«атабеки» (назначали). Жены правителей носили титул «хатун» и играли важную роль в придворной жизни. Важное место также занимали военоначальники. Главнокомандующий войсками –
«сюбаши» опирался на военный совет и активно вмешивался в политические события. Правители выбирались из могущественных родов (торе). Власть верховного правителя ограничивалась советом военно-племенной аристократии. В конце Х века сложился аппарат управления и система регулярных сборов налогов.
Огузы играли важную роль в политической жизни Евразии. В 965 году между огузами и киевским князом Святославом был заключен военный союз против хазар. Результатом совместных военных действий явился разгром хазарского каганата и крупное поражение Булгарии.
Основная масса Огузов была кочевниками-скотоводами, и только небольшая часть вела оседлый и полуоседлый образ жизни. В связи с оживлением торговли в бассейне реки Сыр-Дарьи на территории огузского государства в Х веке возникли крупные города: Янгикент, Отрар, Сауран, Джент, Сыганак. Население крупных городов состояло в основном из огузов.
В середине ХІ века в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кипчакской державы. Части их ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии, а часть под власть караханидов.
2. Социально-культурное и природно-климатические основы развития архитектуры.
Многие категории архитектуры, такие, как объемно-пространственная композиция, планировочное решение, образ, масштаб и т.п. вплоть до национальных признаков, во многом предопределяются конкретными климатическими условиями и прежде всего спецификой светового климата места строительства.
Световой климат-совокупность природных характеристик освещения и УФ-облучения количество, спектр и контрастность освещения, яркость ясного и облачного неба, продолжительность солнечного сияния, количество и спектр ультрафиолетовой радиации, которые определяют нормативные значения коэффициента естественного освещения, инсоляции и солнцезащиты, а следовательно,- плотность застройки и ее планировочное решение, размеры и пропорции светопроемов, пластику и масштабность фасадов рис. 5.1.
Наибольшее влияние на проектирование зданий и их энергоемкость оказывает солнечная радиация в оптическом спектре лучистой энергии-ультрафиолетовая, видимая видимый свет и тепловая. Как правило, световому климату того или иного региона соответствует характер природного окружения ландшафт и вид подстилающей поверхности земли, растительность, в которое архитектор вписывает проектируемые объекты.
Тепловой климат — совокупность природных характеристик радиационного, температурно-влажностного и аэ- рационного состояния окружающей среды тепловая солнечная радиация, температура, влажность, скорость и направление движения воздуха, которые определяют нормативные значения и исходные данные о расчетных теплотехнических и аэрационных параметрах и их сочетаниях, а следовательно,-комфортность микроклимата в помещениях и городских пространствах, тепло- и хладопотери в зданиях, выбор ограждающих конструкций и материалов.
Акустический климат — совокупность некоторых природно-климатических и акустических характеристик окружающей среды направление ветров, вид подстилающих поверхностей и уровень транспортных и производственных шумов, которые определяют различный подход к градостроительному и объемному проектированию с учетом защиты от шума и, следовательно, значительно влияют на планировочные и конструктивные решения застройки.
Данные об источниках шума, его распространении по территории города, продолжительности залегания снежного покрова и другие характеристики подготавливаются в виде шумовых карт микрорайонов при сборе исходных данных для проектирования.
Общая методика пользования климатическими характеристиками при архитектурном проектировании приводится в СНиП и учебнике Строительная физика.
Таким образом, для современного творческого метода архитектора характерен комплексный подход к его содержанию и последовательности. При этом архитектурно-климатологические и физико-гигиенические факторы занимают одно из ведущих мест, так как на протяжении всего процесса проектирования этими вопросами за- ни мается только архитектор-автор, поскольку в проектных организациях соответствующих отделов и специалистов не существует.
Уже на первоначальной стадии — при формировании архитектурной идеи тема, исходные данные, наброски образа и композиционного замысла и т.п. чрезвычайно важно правильно оценить природно-климатическую подоснову места строительства и физико- гигиенические требования для будущего объекта, гак как это в значительной степени поможет архитектору избежать грубых ошибок в эстетическом, функциональном и экономическом отношении.
На втором этапе ситуационный и генеральный план, планировочное решение, фасады, разрезы, макеты необходимо профессионально и обязательно комплексно проанализировать соответствие архитектурной идеи выявленным требованиям естественное освещение, видимость, инсоляция, солнцезашита, теплопотери, аэрация, защита от шума. На этой стадии наиболее целесообразны архитектурное макетирование и физическое моделирование генерального плана и архитектурных объемов.
На последней стадии конструкции ограждений и светонроемов, выбор материалов, светоцветовое и акустическое решение интерьеров архитектор проверяет принятые решения известными ему аналитическими и графическими методами, чтобы составить обоснованную пояснительную записку к проекту и быть уверенным в том, что будущее сооружение будет соответствовать реальным условиям его восприятия в натуре и в нем будут обеспечены комфортные условия светового, теплового и акустического микроклимата.
5.3. Светоцветовая среда
Светоцветовая среда формируется лучистойэнергией естественных и искусственных источников излучения в пределах его оптического спектра
и предопределяет видимость, восприятие и комфортность архитектурных форм и пространств. В табл. 5.1 значком х указана особо важная значимость учета УФ-излучения, видимого света и ИК-излучения при проектировании общественных зданий и сооружений в зависимости от их назначения. Светоцветовая среда создается естественным, искусственным и совмещенным освещением, инсоляцией и солнцезащитными средствами, пластическим и цветовым решением фасадов и интерьеров зданий. Комфортная светоцветовая среда обеспечивает наилучшие условия видимости и восприятия архитектуры, а также способствует повышению производительности и качества труда.
Актуальнейшей проблемой световойсреды в современной архитектуре является выбор рациональных размеров светопроемов и видов солнцезащитных и светорег ули рующих устройств. В последние годы вновь распространилась тенденция к увлечению большими площадями остекления фасадов и солнцезащитной пластикой вне связи с назначением зданий и условиями светового климата, оправдываемое максимальным визуальным раскрытием внутреннего пространства к внешней среде. Это явление в значительной степени связано с тем распространившимся влиянием на творческий процесс архитектора, которое оказали многие постройки известнейших представителей нового движения в архитектуре и, в особенности, Мне ван дер Роэ. Однако тысячелетний опыт строительства в любых климатических условиях и особенно исследования, проведенные за последние годы, показывают, что такой подход к проектированию не способствует формированию архитектурного образа и приводит к резкому дискомфорту и огромным теплопотерям. Особую проблему создают так называемые ленточные свето проемы и наружные солнцезащитные элементы на фасадах зданий. Дело не только в том, что ленточные светопроемы нивелируют образ общественного здания, приближая его к промышленному, но и в том, что, как правило, невозможно уменьшить вертикальные размеры таких свето- проемов из соображений их светоактивности и архитектуры интерьеров. К.тому же такие светопроемы не решают проблему достаточности освещения в современных зданиях с большой глубиной помещений и ограниченной высотой. Даже 100%-ное остекление фасадов в этом случае неэффективно.
Следует отметить также и еще один пример некритического отношения некоторых архитекторов к выбору композиционных элементов в архитектуре общественных зданий: такой сугубо тропический элемент архитектуры, как крупномасштабные наружные солнцезащитные экраны, применяется сейчас не только в центральных районах, где они бесполезны, но даже на Крайнем Севере.
3. Художественный язык древних каменных изваянии и современная архитектоника.
В археологии имеется множество названий этих каменных изваяний. Исконное древнетюркское название – «badiz» - (фигура, высеченная из камня). Об этом писал еще академик Алькей Маргулан, на основе исследований Орхоно-Енисейских надписей; а в наше время это слово вновь ввел в научный оборот известный ученый-археолог Зейнолла Самашев. В различных регионах, среди местного населения распространены еще такие названия, как: «musin» - «каменная скульптура», «каменный человек», «человек-камень», «каменный богатырь» или «камень-великан». По мнению многих ученых, «балбалом» «на самом деле называют фигуры из камней, тянущиеся в виде ограды в восточную сторону, укрепленная строго вертикально вереница столбов» (Маргулан А.Х. Сочинения, т. 14, раздел 3, Алматы, 2003).
Балбалтас – разновидность древнего тюркского искусства работы с камнем. По мнению ученых, каменные скульптуры воздвигались как памятники ушедшим из жизни людям, чаще всего выдающимся фигурам, как специальные сооружения, вырубленные из камней. В самом деле, большинство этих каменных скульптур обращены лицом на Восток. Причина этого в том, что древние тюркские племена и народы в своих традициях придерживались тенгрианского верования – почитании Вечного Синего Неба. Установление каменных скульптур на ритуальных комплексах говорит о том, что здесь похоронен известный (знаменитый, родовитый) в древнем тюркском обществе человек, и этим камнем отмечен его военный и политический вклад, что он овеян почетом и высокой честью еще при жизни. Некоторые из изображенных в камне сидят, «по-казахски» поджав под себя ноги, другие стоят, держа в руках ритуальную чашу со священной водой. А в некоторых скульптурах высечены на поясе кинжалы, сабли, и другое вооружение, или же заплетены косички и даже отчетливо изображены серьги в ушах. Как правило, это скульптуры воинской знати - выдающихся полководцев и отважных воинов. Среди скульптур более позднего времени наряду с мужскими скульптурами есть и памятники, воздвигнутые в честь женщин.
Учитывая эти отличия, все изваяния можно разделить на две основные группы: древние тюркские каменные скульптуры VI – VIII веков и кыпчакские скульптуры IX – XIV столетий.
Каменные балбалы имеют широкое распространение. Их находят на просторах, начиная от реки Орхон в Монголии до берегов Каспийского моря. После эпохи Кыпчаков каменные изваяния распространились на Северном Кавказе, в России, на Украине, и далее на запад, до Дуная. По мере продвижения на Запад и с течением времени менялась и форма скульптур. Нынешние надмогильные памятники – кулпытас, распространенные на Западе Казахстана, продолжение традиции балбалов. На них отчетливо видно влияние исламской религии, которая тоже оказала большое влияние на развитие каменного искусства кочевников.
К сожалению, количество каменных изваяний, расположенных в степи, с каждым годом уменьшается, многие из них украдены, многие разрушены и разбиты. В свое время, проблему сохранности балбалов поднимал еще академик Алькей Маргулан, изучавший каменные балбалы Центрального Казахстана в 1946 – 1956 годах. Он писал: «Многие каменные скульптуры, упав на землю, разрушаются, многих проезжающие мимо люди выкапывают и увозят, или же разбивают и оставляют на месте. (А.Х. Маргулан, Сочинения, том 14, раздел 3, Алматы, 2003). С того времени ситуация вокруг сохранения памятников, стала еще хуже. К примеру, в окрестностях известных гор Улытау мы не смогли найти ни одного целого балбала.
Каменные балбалы не раз были предметом научных серьезных исследований. Но, большинство ученых рассматривают их как особенность известного им, одного региона или области. Мы же ставили целью показать схожесть, единство принципов создания каменных скульптур на огромных просторах от Орхона до Каспия. При этом, до сих пор остается загадкой, как нашим далеким предкам в древние времена, без современных технологий и средств связи, удалось на таких огромных пространствах сохранить единую культуру, единый образ мыслей, единый стиль. В поисках ответа на этот и другие вопросы, несколько лет исследуя древнетюркские каменные памятники в Монголии, Кыргызстане, на Алтае, в Китае и Казахстане, мы пришли к важнейшему выводу: на самом деле, каменные изваяния – балбалы являются своего рода маркерами территорий, знаками границ влияния. И сегодня сквозь века эти памятники, как будто, передают послание наших предков: мы сумели сохранить эти земли для вас, а ваша миссия передать их других поколениям, сохраняя связь времен. Именно поэтому мы и назвали наш проект «Каменные стражи Великой степи».