Искусство западной европы

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА

Развитие промышленности во вто­рой половине XIX в. вызвало приток населения в города. Старые города Европы росли и перестраивались. Тогда появилась новая форма жило­го здания — доходный дом, где квартиры сдавались внаём жильцам

разного достатка. Из-за дороговиз­ны земли застройка становилась плотнее, дома поднимались ввысь — так формировался современный тип западного многоэтажного города. В середине века резко изменил­ся облик многих европейских сто­лиц. В перестроенном Берлине уча­стки земли между городскими проспектами заполнили кварта­лы однотипных домов с тесными

*В 1667 г. французская Королевская академия живописи и скульптуры в Па­риже учредила большие офи­циальные художественные выставки. Первоначально они проходили в Квадратном салоне Лувра, поэтому стали называться Салонами.

ха, который доказал со всей неопро­вержимостью, как ошибались мы в своих попытках копировать древние образцы, ибо завтрашняя архи­тектура будет архитектурой здраво­го смысла...».

Уникальное сооружение Пакстона простояло до 1936 г. и, к сожа­лению, было уничтожено пожаром.

искусство западной европы - student2.ru

Джозеф Пакстон. «Хрустальный дворец» в Лондоне. 1851 г., не сохранился.

искусство западной европы - student2.ru

300-301

двориками-колодцами. Более удач­ной оказалась реконструкция Вены. На месте снесённого пояса город­ских укреплений проложили широ­кую озеленённую магистраль Ринг («кольцо»), которую быстро застро­или внушительными общественны­ми и жилыми зданиями. Образцовой была признана перестройка Парижа. Система радиальных улиц и двойное кольцо бульваров положили конец

средневековой замкнутости кварта­лов и связали город в единое целое. Кладбища переместились к окраи­нам, промышленные предприятия — в предместья, зато в черту Парижа вошли два больших пейзажных пар­ка — Венсенский и Булонский леса. В XIX в. западная архитектура пе­режила технологический переворот: появились новые материалы (чугун, сталь, железобетон) и методы строи-

ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ

Эйфелева башня — символ Парижа. Она парит над центром города, бесчисленные сувениры воспроизво­дят её силуэт, толпы туристов стремятся подняться на неё. Мало кто помнит скандал, сопровождавший ро­ждение башни. Ни один человек уже не спрашивает, чего ради понадобилось возводить столь грандиозное сооружение, вдвое превышающее по высоте пирами­ду Хеопса.

Эйфелева башня была построена в 1889 г. как па­радный вход на Всемирную выставку, проводившую­ся в Париже. Очередная выставка должна была пре­взойти по масштабу все предыдущие и разместиться в нескольких павильонах. Следовательно, входная башня становилась композиционным и смысловым центром архитектурного ансамбля. Кроме того, Фран­ция стремилась эффектно продемонстрировать свои технические достижения, заявить о себе как о ведущей промышленной державе.

Александр Гюстав Эйфель (1832—1923) в 70— 80-е гг. занимался строительством большепролётных мостов. Самый смелый среди осуществлённых проек­тов — полукилометровый мост Гараби через реку Труэр в Центральной Франции. Все его детали были выполнены из решётчатых металлических конструкций.

Получив заказ на возведение башни, Эйфель ост­роумно использовал найденное ранее решение. Он вы­брал для башни (её высота триста метров) форму мно­гократно увеличенной мостовой опоры. Благодаря конструктивному расчёту башня обрела высокую сте­пень прочности. Подъёмники, во время строительства доставлявшие детали наверх, превратились в пассажир­ские лифты. Посетители поднимались на смотровые площадки, с которых открывался вид и на ансамбль вы­ставочных зданий, и на город.

Художественная общественность возмущалась тем, что в сердце Парижа установлена «эта никому не нужная и чудовищная Эйфелева башня», требова­ла её снести. Однако за столетие, прошедшее со вре­мени строительства Эйфелевой башни, споры утихли. Выполнив роль великолепной рекламы технических и

художественных возможностей нового строительно­го материала — металла, она стала достопримечатель­ностью французской столицы.

искусство западной европы - student2.ru

Наши рекомендации