Конструктивная игрушка
ТЕХНИЧЕСКАЯ ИГРУШКА
Техническая игрушка - транспортная, строительная и др. позволяет детям без чрезмерных усилий наиболее полно отразить в игре процессы труда. Готовая техническая игрушка для детей разного возраста различна.
Например, паровоз для ребёнка 2-4 лет может состоять из нескольких крупных ярких деталей - котла, трубы, колёс и будки машиниста; для 5-7-летнего ребёнка требуется уже большая детализация - наличие тендера, рычагов у колёс и т. д., а младшему школьнику нужны ещё более сложные игрушки (тепловоз, электро воз вместо паровоза).
Выпускаемые технические игрушки отражают достижения современной техники, технику прошлого и возможную технику будущего.
Технические игрушки для дошкольников могут двигаться от толчка руки ребёнка, приводиться в движение заводным или инерционным механизмом; для школьников они снабжаются электромоторами, пультами управления, могут иметь выносной руль для дистанционного управления машинами.
Дети среднего школьного возраста интересуются игрушками с фотоэлементами, действующими на полупроводниках, с дистанционным управлением.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста некоторые технические игрушки (в том числе транспортные и дорожно-строительные) делаются больших размеров, чтобы ребёнок мог сам сесть в такую машину и действовать рычагами, педалями, рулём.
Многочисленны и разнообразны строительные материалы из дерева, пластических масс. Это уже не готовая игрушка, а «полуфабрикат», из которого дети строят дороги, мосты, дома и др.
Кубики для 2-летних детей, кубики и кирпичики для 3-летних, наборы с призмами, цилиндрами, брусками, пирамидами, плоскостями для перекрытий, а иногда и с дополнительными деталями в виде рулей, штурвалов, флагов и др. для старших дошкольников и младших школьников дают детям возможность отразить в игре строительство, которое они видят вокруг себя.
Специальные альбомы, прилагаемые к наборам, позволяют строить точно но образцу.
В играх со строительным материалом дети знакомятся с объёмными геометрическими телами, у них развиваются представления о формах, величинах, местоположении, протяжённости, направлении и пр.
Многие игрушки отражают процессы производственного и бытового труда. Например, набор «Маленькой хозяйке» содержит предметы, необходимые для работы с тестом.
Для малыша 3 лет достаточно корыта из пластмассы, чтобы он вообразил себя стирающим кукольное бельё, а дети 5-7 лет стирают кукле платье в «большом» металлическом корыте на стиральной игрушечной доске, пользуясь водой и мылом.
Лопатки, грабли, ведёрки должны быть удобными для ребёнка; они служат для работ по уборке двора, уходу за растениями и животными.
В играх детей часто инсценируются наиболее привлекательные для них виды труда взрослых.
Для игр в «поликлинику», «парикмахерскую», «магазин» и др. выпускаются специальные наборы игрушек («Доктор Айболит», «Маленький парикмахер» и др.).
Наборы для игр-инсценировок используются детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, однако отдельными предметами из них могут играть и младшие дети, так, например, 3-летний малыш с удовольствием «стрижёт» своего «мишку» машинкой.
КОНСТРУКТИВНАЯ ИГРУШКА
Особую группу составляют конструктивные игрушки (сборные, сборно-разборные) и собственно конструкторы - тематические и схематические, или «универсальные».
Сборно-разборные игрушки предназначены для детей дошкольного возраста и состоят из небольшого количества частей, собирающихся при помощи крепёжных деталей или без них.
Детям 2-5 лет доступна сборка транспортных игрушек-автомобилей, цистерн, паровозов, самолётов из 5-6 частей при помощи простых крепёжных деталей - болтиков, винтов.
Для сборки таких игрушек детям даются простейшие деревянные инструменты - молоток, отвёртка, гаечный ключ, «вилка» для вытаскивания болтиков.
Дети 5-6 лет с интересом играют с транспортными (на одном шасси попеременно собирают грузовой автомобиль, «скорую помощь», цистерну с горючим и т. д.) и архитектурными тематическими конструкторами (строят дома, мосты, крепости и пр.).
Для дошкольников предназначаются также сборные игрушки, которые собираются на клею, гвоздях или винтах и не разбираются вновь. Эти игрушки просты в сборке и понятны детям по конструкции (санки, лесенка, тачка, лопатка и пр.).
При сборке игрушек ребёнок употребляет уже инструменты с металлическими рабочими частями - молоток, отвёртку, клещи, плоскогубцы, но уменьшенные и облегчённые по установленным нормативам (например, рабочая часть молотка должна весить не более 120 г).
Дети с увлечением занимаются схематическими («универсальными») конструкторами, из деталей которых можно собрать различные предметы - от бытовых до сложнейших технических.
Собранные модели приводятся в движение при помощи ручных приводов или микроэлектромоторов, питаемых от батарейки карманного фонарика.
Схематические конструкторы выпускаются сериями от простейшего до сложного, многодетального набора. Детали для схематического конструктора продаются и отдельно.
В помощь юному моделисту выпускаются разнообразные наборы инструментов: столярные, слесарные, для пайки металлов, а также приборы для выпиливания, выжигания по дереву (см.), небольшие станочки для вытачивания различных деталей.
Специальные наборы для сборки радиоприёмников (детекторных, ламповых, транзисторных), телефонов, фотоаппаратов и других оптических приборов, телеграфных аппаратов и др. рекомендуется приобретать только детям среднего и старшего школьного возрастов.
Кроме перечисленных игр - пособий, для формирования у детей трудовых навыков и интереса к разнообразным профессиям выпускаются наборы для лепки, формирования из гипса или пластических масс, вышивания и шитья, переплётного дела, гравирования, гальванопластики, а также наборы для опытов по физике, химии и др.