Глава 6. Идея синтеза культур Востока и Запада. Образ лестницы, соединяющей миры
Леонидову были близки архетипические основания форм культуры, в т.ч. Востока и Запада в их синтезе. Это также роднило его с идеями космизма. Мысль о целостности планетарно-космической эволюции Земли, о формировании здесь особой ноосферной оболочки, возникающей на основе взаимопроникновения, взаимообогащения духовных традиций Востока и Запада, Севера и Юга объединяла космистов религиозно-философского, естественнонаучного и художественного направлений. Леонидова увлекали универсумные формы. Известно, что в 1930-е гг. он интересовался архитектурой Китая, Индии, Древнего Египта и др. В его проектах появились формы, в которых узнавался прообраз – колонные залы древнеегипетских храмов, выпуклые полусферы буддийских ступ с характерным зонтичным завершением, а также сооружения, напоминающие китайские пагоды. Помимо Востока Леонидов обращался к западным архитектурным прототипам – к образам античной классики, примерам эпохи Возрождения. Не оставалось без внимания и древнерусское зодчество.
Архитектор мог почти дословно цитировать архитектуру прошлого (например, афинский Акрополь при планировке Дарсана (1937)), но чаще он на основе прообраза создавал новую, необычную форму.
Особый интерес вызывает парковая лестница санатория Наркомата тяжелой промышленности им. С. Орджоникидзе в Кисловодске (1938). В лестнице сохраняются космические ассоциации с планетарной системой, вращающейся вокруг Солнца. Таковы объемы выпуклого ядра-амфитеатра и концентрических окружностей «орбит небесных тел», с которыми ассоциируются округлые площадки между лестничными маршами и весомые полукружия скамеек - «планет».
Острое чувство Земли как планетарного тела, преломленное через особенности ландшафта Кисловодска и окрестностей с их характерным рельефом, «источенным» природными нишами, пещерками, древнейшими ступенчатыми структурами, отзвучало в леонидовской лестнице через схожие формы «впадин» скамеек, «выемок» открытых галерей, «вогнутости» пандусов нижней лестницы. Лестница словно срасталась с «телом» Земли, становясь «пластически очищенным» продолжением органической жизни Природы.
Через архитектурно-пластическое решение Леонидов в своем творчестве переживает, постигает мифологическую сущность лестницы вообще, архетип «лестницы». В кисловодской лестнице он обращается к формам, имевшим в традициях различных культур связь с «высшими» смыслами. «Эта сложная система, развернутая по вертикали, по мировой оси, по оси времени, может иметь два основных пути прочтения: “онтологический” путь – путь становления и развертывания Мира сверху вниз, от до-бытия к бытию, и “гносеологический” путь – путь познания снизу вверх, от повседневного бытия к истокам Вселенной, к Абсолюту», – пишет Н. Л. Павлов.
В.Н. Топоров рассматривает «архетипический образ» лестницы не только как образ связи Верха и Низа, но и как образ узла, скрепляющего пространство («Нередко образ космической лестницы возникает в главном ритуале, приуроченном к космическому центру, когда в критической ситуации (угроза распада космически организованного мира в хаосе) требуется восстановление связи земли с небом, чтобы использовать космические силы неба в новом устройстве земли», образ шкалы, «задающей размеры вселенной по вертикали», образ «духовной» лестницы как «средства сублимации духа».
Эта лестница является способом удержания гармонии природных стихий, инструментом укрепления земли: чтобы она перестала колебаться и, наконец, стала твердью. Здесь лестница есть нить, стягивающая, связующая пространства, скрепляющая пространства различных уровней.
Леонидов очень строго отслеживает наличие стержня (опорной оси) вокруг которой выстраиваются смещения. Этот стержень явно ощущается в композиции кисловодской лестницы. Архитектор не прорисовывает его визуально жестко, а уводит словно в недопроявленность.
Проблема преображения человеческого мира при помощи архитектуры, проблема духовного наполнения человека через архитектуру, проблема утверждения достоинства человека воплощались в лестнице Леонидова, и эта мировоззренческая позиция, выдвигающая этические проблемы в качестве первоочередных, роднила его с космистами.
Для самого автора этот проект не был законченным в себе, конкретным проектом, а являлся воплощением «сверхпроекта» – материализацией части гигантского «идеального города». По описаниям и сохранившимся изображениям, нижняя часть лестницы точно повторяет эскизный рисунок театра в Городе Солнца.
Заключение
Рубеж 1920-1930-х гг. считается наиболее ярким и плодотворным в творчестве И. И. Леонидова. Это был период радикальных суждений, «революционной» графики, эпатирующих архитектурных идей. Однако феномен «космической архитектуры» Ивана Леонидова не сводился только к проектной деятельности мастера и его архитектурной графике. В этот период Леонидов активно проявлял себя как архитектор-художник и архитектор-изобретатель, архитектор-философ и архитектор-общественный деятель, но еще не прошло достаточно времени, чтобы развернулись многогранность и полнота «многозначий» леонидовских интонаций, чтобы «космизм» как особое мировидение и мироотношение архитектора раскрылся в богатстве форм и смысловых оттенков. Поэтому феномен «космической архитектуры» Леонидова на этапе с 1927 по 1931 гг. можно рассматривать как «формальную», «наглядную», «иллюстративную» стадию проявления «космизма» в архитектуре мастера.
Период 1930-х гг. - это время более сложного, натурфилософского понимания Леонидовым мира и роли архитектуры в нем, натурфилософской интонации космизма. Не только визуальные ассоциации с планетами и небесными светилами входят в его проекты, но и поиск высших законов организации архитектуры и ориентация на принципы морфологии органического мира, по которым выстраиваются все формы живой природы, привлекали его внимание в это время. 1930-е гг. – время, которое подготовило прорыв Леонидова к углубленной работе над Городом Солнца – «проектом всей жизни архитектора». Таким образом, лестница в Кисловодске стала, с одной стороны, итогом творческих поисков 1930-х гг., с другой – утверждением нового масштаба «космических идей», грандиозного архитектурно-этического проекта двух последних десятилетий жизни мастера.
Список использованной литературы
1. Пападини В. Современный дух иновая архитектура в СССР //Иван
Леонидов: Начало XX - начало XXI веков: Материалы, воспоминания, исследования. М., 2002.
2. Наков А. Б. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство. Россия и Польша. М., 1997.
3. Добрицына И. А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. М., 2004.
4. Москва за месяц// Строительство Москвы. 1933. № 9.
5. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. Т. 1. М., 1996.
6. Ревзин Г. Очерки по философии архитектурной формы. М., 2002.
7. Ситар С. За космизм // Проект Россия. 2000. № 1 (15).
8. Хан-Магомедов С О. Иван Леонидов. М., 2010.
9. Геккель Э. Красота форм в природе. СПб., 1903.
10. Леонидов И. Записка к проблеме памятника // СА. 1929. № 4.
11. Гинзбург М. Я. Архитектура санатория НКТП в Кисловодске. М., 1940.
12. Гозак А Иван Леонидов. М., 2002.
13. Леонидов И. И. Рабочие заметки к проекту Города Солнца - острова Наций, резиденции ООН, столицы обновленного послевоенного мира (фрагменты). 1945 год// Иван Леонидов: Начало XX - начало XXI веков: Материалы, воспоминания, исследования. М., 2002.
14. Леонидов А. Остров цветов в Городе Солнца //Архитектура (Приложение к «Строительной газете»). 1988. № 24.
[1] Как правило, «космическими» называют проекты конца 1920-х - начала 1930-х гг., опубликованные в журнале «Современная архитектура».