Религия: Ислам, Ханафитский масхаб
Культура и быт в эпоху государств: Кочевых узбеков. Ногайская орда. Сибирское ханство.
Государство Кочевых Узбеков. (14281468)
Другое название Ханство Абулхайр Хана.
Территория:
От На Юге – Сырдария, Аральское море
На севера Среднее течение Тобола и Иртыша.
Столицы – Тара, Орду-Базар, Сыганак.
Основатель - потомок Джучи Хана. Абулхаир.
Государство делилось на улусы.
Этнический состав: найманы, мангыты, карлуки, конграты, канлы, уйсуны, уйгуры и др. известные под общим названием КОЧЕВЫЕ УЗБЕКИ.
Историческое значение ханствования Абулхаира (1428-1468),по словам В.В. Бартольда, определяется тем, что он был «основателем могущества» кочевых узбеков Дешт-и Кипчака и именно при его царствовании среди населения Узбекского улуса произошел тот раскол, в результате которого собственно обитатели степей, с тех пор названные казахами, отделились от остальной части народа.
После смерти Абулхаира ханство распалось. Абулхаир вел завоевательные войны в Средней Азии, на юге и юго-востоке Казахстана, в Мавераннахре. В кон. 50-х – нач. 60-х гг. в западную часть Могулистана от Абулхаира откочевала часть племен во с султанами Джанибеком и Гиреем (основатели Казахского ханства), против которых он предпринял поход в 1468 году (но по дороге умер).
Государство продолжило традиции хозяйства государства Ак-Орда, основным занятием населения было кочевое и полукочевое скотоводство (разводили коней, овец, верблюдов).
Быт: Скотоводство давало населению основные продукт питания: мясо, молоко, жиры, кумыс. Полукочевые хозяйства при зимовочной территории выращивало просо, ячмень, пшеницу.
Властители степей были образованы, обучались в местных медресе или же проходили подготовку в Бухаре.
Язык: тюрки (чагатайском языке), персидском языке, арабской графикой.
Религия: Ислам
Одни и те же крупные роды – кипчаки, найманы, уйсуны, аргыны, кереи и кереиты, алшыны, дулаты – встречаются у тех и других. Но кочевые узбеки перенесли на древнюю территорию Центральной Азии этноним «узбек» и смешались с местным населением, переняв у последних иную культуру и оседлость.
Нога́йская Орда́ (Ногай юрт) — кочевое государственное образование, образовавшееся в результате распада Золотой Орды в междуречье Волги и Урала в конце XIV − начале XV веко.
Политическое устроиство:
Орда делилась на ряд самоуправляющихся улусов, возглавляемых мурзами. Мурзы подчинялись бию, который правил с помощью нурадина. В XVI веке миграция ногайцев на западный берег Волги привела к выделению из Ногайской Орды Малых Ногаев, впоследствии у западных ногайцев высшим титулом стал титул султана.
Хозяйство:
Основу хозяйства составляло кочевое скотоводство (лошади, овцы, крупный рогатый скот и верблюды) и транзитная торговля. В то время как население остальных татарских государств в основном перешло к оседлому образу жизни, экономика Ногайской Орды по-прежнему носила кочевой характер. На территории этого государственного образования располагался только один город — Сарайчик, который достался ему в наследство от Золотой Орды. Однако, Сарайчик вследствие нескольких захватов волжскими казаками уже потерял своё прежнее значение крупного торгового центра и вскоре перестал играть какую-либо роль в экономике ханства.
Одежда:
Одежда, как и другие предметы материальной культуры, отражает исторический путь народа, его образ жизни, национальные особенности, эстетические представления о мире.
Национальная одежда[46] — богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях, культурных связях, географии расселения народа. В основе национального костюма ногайцев — элементы одежды древних кочевников. Многие его черты сложились в эпоху саков (VII веке до н. э.), сарматов (II в. до н. э.), гуннов (III в.), кыпчаков. Ногайское орнаментальное искусство (узоры «бараньи рога», «древо жизни» и др.) напрямую восходит к образцам, найденным в курганах сакского, сарматского, гуннского, а также золотоордынского времени.
Так как ногайцы, будучи воинами-степняками, большую часть времени проводили на коне, то их одежда отражала особенности кочевого образа жизни. Так, сапоги имели высокие голенища, штаны были широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запáхом и с открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времени года и т. д.
Традиционной одеждой ногайцев также являлся каптал и баслык[47], шаровары и овчинные тулупы. Мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широкими шагами, верхней рубахи, куртки-безрукавки, кафтана, бешмета и черкески (у богатых), бурки, обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока. Зимой надевали шубы из овчины или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля. Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, кольчуга, кинжал, шашка, а с середины 17 века огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты различных видов.
Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху, различные виды платьев, шубы, шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений.
Религия: Ислам, Ханафитский масхаб