Основные характеристики (до реконструкции
Стадион «Динамо», Москва
Стадион «Динамо» – домашнее поле московского «Динамо». Сейчас стадион закрыт с ноября 2008 года. На его месте построят новую современную арену.
Старый «Динамо» был построен в 1928 году для Всесоюзной спартакиады. Изначально стадион имел форму подковы, и только в 1936 году построили восточную трибуну, которая замкнула конструкцию в кольцо. «Динамо» вмещал 54 тысячи зрителей. До 1956 года, до появления стадиона «Лужники», «Динамо» оставался главной ареной страны.
Основные характеристики (до реконструкции
Размеры поля: 105 х 68 метров
Вместимость — 36 540 человек
Травяной покров — натуральный
Освещение: 1 400 люкс (4 осветительных мачты)
Табло — одно, на западной трибуне, электронное
Размеры табло: 28 х 8,5 метров
«Петровский», Санкт-Петербург
Первый стадион на месте «Петровского» был построен в 1925 году по проекту бывшего футболиста команды «Спорт», чеха Алоиса Вейводы. Через несколько лет в 1933 году стадион реконструировали, и его вместимость увеличилась с 10 до 25 тысяч зрителей. По такому поводу 14 июля того же года на поле стадиона единственный раз в истории вышла сборная СССР. Через две недели на стадионе состоялась и первая международная игра. Сборная Ленинграда принимала сборную Турции.
Во время Великой Отечественной войны стадион был разрушен: часть «Петровского» сгорела, вторая часть была разобрана на дрова местными жителями, но сама чаша конструкции сохранилась.
Заново стадион был реконструирован только в 1957–1961. «Петровский» рассчитан на 33 тысячи мест. В 1968 году он впервые принял «Мемориал братьев Знаменских» – международные соревнования по легкой атлетике, а в июле 1970 года здесь состоялся легкоатлетический матч СССР–США.
«Сталинец», Москва
В 1935 году на месте нынешнего стадиона "Локомотив" в Черкизове был открыт стадион "Сталинец" профсоюза рабочих электропромышленности. На "Сталинце" проводили домашние игры многие московские команды. А в первые послевоенные годы именно на "Сталинце" проходили игры самых знаменитых московских клубов (стадион "Динамо" был еще закрыт - на нем в дни войны организовали военно-учебную базу, а "Лужников" не было даже в проекте).
Благоприятные природные условия участка, большой лесопарковый массив и близость воды позволили молодым архитекторам Г. Г. Вегману и А. Я. Васильеву создать интереснейший образец малого спортивного стадиона. Проектирование спорткомплекса началось в 1933 году, когда советские зодчие только начинали робко осваивать архитектурное наследие прошлого, поэтому первоначальный проект был выполнен Вегманом и Васильевым под воздействием постепенно уходящего конструктивизма. Архитектурные объемы были решены крупно и лаконично, без лишнего декоративного убранства. Элементы ордерной архитектуры присутствовали, однако были нарочито не монументальны: авторы прислушивались, но не следовали строгому классическому порядку. К 1934 году авторы переработали проект, обратившись к классическим образцам античных стадионов: архитектура "Сталинца" усложнилась, но объемы остались прежними. Стремясь обогатить архитектуру комплекса и следуя набирающей обороты теории "синтеза искусств", Вегман и Васильев щедро внедрили в проект скульптуру, гармонично вписавшуюся в первоначальный замысел. Благодаря живому и смелому подходу к проектированию и поискам нового стиля, существовавшему в первой половине 1930-х, архитектура стадиона получилась удивительно свежей и лаконичной. Бывшие конструктивисты Вегман и Васильев ловко переосмыслили античную архитектуру, найдя и раскрыв в ней принципы, родственные функционализму: метод модульных построений, первенство конструкции, а также стандартизацию и типизацию архитектурных деталей.
Главный фасад стадиона, 1935 г.
Проект спортивного павильона, 1933 г.
Проект спортивного павильона, 1933 г.
Проект спортивного павильона, 1933 г.
Проект детского павильона, 1933 г.
Проект стадиона, 1934 г.
Первая очередь спортивного комплекса была построена в рекордно короткие сроки и сдана в эксплуатацию уже в 1935 году. На окраине большого черкизовского лесопаркового массива появился стадион с футбольным полем, украшенный внушительной колоннадой, прекрасно завершившей архитектурную композицию трибун на 15 тысяч зрителей, легкоатлетический сектор, спортпавильон, 4 теннисных корта, а также баскетбольная и волейбольная площадки. В основу архитектурного замысла проекта была заложена классическая античная идея создания физкультурного сооружения , гармонично сливающегося с окружающей его природой. Авторам впервые в архитектурной практике СССР удалось создать стадион с трибунами на земляном основании, зеленые откосы которого с ритмически расположенными лестницами дали абсолютно новый архитектурный образ спортивного сооружения. Отказавшись от традиционных приемов использования подтрибунного пространства под обслуживающие помещения, архитекторы запроектировали специальный отдельно стоящий павильон, что позволило избежать часто встречающихся случайных по форме, непродуманных подтрибунных помещений. В композицию павильона впервые в практике отечественного физкультурного строительства был введен внутренний дворик-цветник для отдыха спортсменов на открытом воздухе как отсыл к традициям Древней Греции. На "Сталинце" проходило большое количество всевозможных спортивных состязаний регионального и всесоюзного масштаба, проводились домашние игры многих московских футбольных клубов, а в первые послевоенные годы именно этот стадион стал главной футбольной ареной столицы СССР.
Спортивный павильон, 1935 г.
Спортивный павильон, 1935 г.
Колоннада стадиона и барельеф на фасаде спортивного павильона, 1935 г.
Спортивный павильон и скульптура спортсмена, 1935 г.
Уникальный спортивный комплекс ЦК профсоюза Электромашиностроения просуществовал немногим более 30 лет. "Сталинец", признанный в 1935 году одним из лучших новых сооружений Москвы, был снесен в 1966 году, а на его месте возвели стадион "Локомотив", соответствоваший духу своего времени. Нелепо и бессмысленно, в пылу борьбы с "архитектурными излишествами" и полным отрицанием архитектурного наследия "сталинских" лет Москва потеряла одну из самобытнейших построек 1930-х.
Первые матчи 1945 года ЦСКА - "Динамо" и "Торпедо" - "Спартак" - первые аншлаги на насыпных трибунах. Вдоль Большой Черкизовской еще стояла трофейная немецкая техника, которую любила обследовать московская ребятня. Публика ехала сюда от конечной тогда станции метро "Сокольники" на трамваях. Все подножки и открытые окна трехвагонных составов были облеплены людьми, самые отчаянные забирались на крыши. Непонятно, как перегруженным трамваям удавалось въезжать на Преображенскую гору? Тогда она была очень крутой. Легендарное время в истории московского футбола!