Глава x. подрывные работы в воде и подо льдом
Подрывные работы саперы производят не только на воздухе или на земле, но и в воде и подо льдом. Например, при наведении наплавных и постройке деревянных низководных мостов, оборудовании бродов, а также для пропуска судов приходится расчищать дно реки от обломков старых мостов, подводных свай, затонувших предметов, кряжей, корчаг, камней, мешающих производству работ и движению переправочных средств. Взрывы используются и для создания заграждений на реках: зимой – прорубей и полыней, летом – с целью порчи бродов.
В широких масштабах подрывные работы применяются при охране мостов от ледохода, ликвидации заторов леса во время лесосплава и для многих других целей.
Подрывание льда производят сосредоточенными зарядами, которые опускают под лед через проруби. Проруби делают вручную пешнями, ломами, кирками или взрывом мелких зарядов. Лед толщиной до 15 см разбивают вручную ломами, пешнями, кирками. Взрывом большой подрывной шашки пробивается полынья во льду толщиной 40–50 см.
Заряды опускаются в воду на глубину 1,5 м на веревке или жерди (рис. 46), которую привязывают к палке или доске, уложенной на лед над прорубью. Зажигательную трубку привязывают шпагатом к жерди (веревке) в одном‑двух местах.
Рис. 46. Опускание заряда под лед:
а – на веревке; б – на жерди; 1 – провод; 2 – груз; 3 – заряд; 4 – горизонтальная жердь; 5 – веревка; 6 – жердь
Величина заряда для подрывания льда зависит от толщины льда, глубины опускания заряда и мощности ВВ. При ориентировочном подсчете количества ВВ можно считать, что для разрушения 1 м2 поверхности льда толщиной до 0,5 м требуется 75 г тротила или 100 г аммотола. Для установления точного количества ВВ, глубины заложения зарядов и расстояний между ними обычно производят пробные взрывы.
Для предупреждения образования ледяных заторов с целью защиты мостов во время ледохода заблаговременно освобождают ото льда все опоры у мостов и ледорезов, делая борозды вокруг каждой опоры шириной не менее 0,5 м. Под пролетами лед разбивают вручную или небольшими зарядами. На фарватере реки выше и ниже моста взрывным способом расчищают ото льда каналы для того, чтобы во время ледохода у моста не образовался затор. Ширину каналов делают равной 1/4–1/3 ширины реки в каждую сторону от моста, а длину принимают: выше моста по течению – равной одной ширине, ниже – равной двухкратной ширине реки.
Устройство канала начинается с низовой стороны. На границах его выделываются борозды, затем делаются лунки для опускания зарядов. Лунки располагаются параллельными рядами, в шахматном порядке. Расстояния между рядами лунок и между лунками в ряду принимают равными 1,25–1,5 диаметра полыньи от взрыва одного заряда, определяемого пробными взрывами.
Взрыв зарядов производят по рядам. Заряды в лунки опускаются только перед взрывом данного ряда. Во избежание повреждения моста не рекомендуется взрывать заряды ближе 15 м от опор. После взрыва каждого ряда лунок крупные льдины спускаются под лед при помощи багров.
Для уничтожения возможных заторов во время самого ледохода заготавливают сосредоточенные заряды весом от 5 до 20 кг и зажигательные трубки. В местах затора на лед укладывают заряд, вставляют зажигательную трубку и воспламеняют ее. Если к нужному месту подобраться нельзя, то заряд бросают туда с зажженным огнепроводным шнуром. В том случае, если затор разбивается несколькими зарядами, длина зажигательных трубок должна быть одинаковой и воспламенение их производят одновременно по команде старшего. Это делается для того, чтобы лед, пришедший в движение после первого взрыва, не принес к мосту зарядов, не успевших взорваться. Заторы, образовавшиеся около моста, разрушают только одиночными зарядами. При хождении по затору и непрочному льду шестом проверяют прочность льда, а в наиболее опасных местах прокладывают доски для прохода. Ниже по течению держат наготове спасательные лодки.
Рис. 47. Крепление заряда для подрывания камня под водой:
1 – камень; 2 – заряд; 3 – шест; 4 – зажигательная трубка
При наведении наплавных и постройке деревянных низководных мостов, оборудовании бродов, а также для пропуска судов приходится расчищать дно реки от обломков старых мостов, затонувших предметов, кряжей, корчаг, мешающих производству работ и движению переправочных средств.
Подводные кряжи, корчаги и камни подрывают зарядами, привязанными к шестам, опускаемым под воду с верховой стороны, чтобы течение плотнее прижимало к подрываемому объекту (рис. 47). Величины зарядов рассчитывают по формулам для данного вида материала. Большие камни разбивают в несколько приемов.
Углубление русла реки производят зарядами, опущенными на дно или заглубленными в грунт. Во втором случае значительно экономнее расходуется ВВ, но требуется больше времени и рабочей силы.
Подрывание плотов производится сосредоточенными зарядами ВВ весом до 10 кг каждый, заложенными с верховой стороны на глубине до 1,5 м от поверхности плота. Заряды опускаются при помощи деревянных шестов или веревки. Подрывание плотов можно производить и удлиненными зарядами, укладываемыми сверху поперек плота. Плот при этом перебивается пополам.
Порча бродов производится с целью затруднения использования их противником. На бродах в виде песчаных перекатов взрывами делаются фарватерные траншеи. Заряды весом около 2 кг располагают в линию в 2–3 м один от другого.
На бродах с твердым дном устраиваются в шахматном порядке воронки. Края воронок должны соприкасаться друг с другом с тем. чтобы перекрывать весь брод.
Взрывные работы на дне реки начинают вести с верховой стороны с тем, чтобы не происходило заиливания образованных воронок последующими взрывами.