Базовое учебное пособие
Московская финансово-промышленная академия
Кафедра Дизайна
Учебная программа
По дисциплине
«Цветоведение и колористика»
Для специальности 070600 «Дизайн»
Москва
Содержание
I. Аннотация к дисциплине
II. Тематический план
III. Содержание программы
IV. Литература
Базовое учебное пособие
Основная литература
Дополнительная литература
Интернет-источники
I. Аннотация к дисциплине
Программа дисциплины «Цветоведение и колористика» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070600 «Дизайн» высшего профессионального образования и разработана на основе рабочего учебного плана МФПА, с учетом государственного образовательного стандарта по специальности «Дизайн», утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Дисциплина «Цветоведение и колористика» носит междисциплинарный характер, опирается на знания, полученные при изучении учебных дисциплин: «История культуры и искусств», «Рисунок», «Основы композиции в дизайне», «Основы проектной графики», «Компьютерное обеспечение дизайн-проектирования».
Изучение дисциплины предусматривает лекционные и практические занятия.
Целью изучения дисциплины «Цветоведение и колористика» является формирование у студентов целостных теоретических знаний о цвете как органической составляющей дизайна, развитие колористического мышления и творческих способностей, практических навыков использования цвета в проектной работе.
Для изучения дисциплины студент должен иметь следующие компетенции:
- иметь представление о:цветовой палитре;
- знать:названия основных цветов;
- уметь: работать с палитрой, составлять элементарные цветовые сочетания;
- обладать навыкамиработы с живописными материалами.
В результате изучения дисциплины студент должен
- получить представление об: эволюции, достижениях и современных направлениях цветоведения; цветовой культуре, основных закономерностях восприятия цвета, актуальных проблемах колористики в композиции и проектировании, новых технических возможностях цветопередачи;
- знать: основные понятия; законы цветоведения и колористики, принципы цветовой гармонизации и композиционной организации проектной работы, семантику цвета, цветовые предпочтения потребителей, психофизиологическую и социально-культурную, обусловленность критериев цветовой гармонии, функции цвета;
- обладать навыками:цветового мышления, постадийной колористической работы, применения принципов построения гармоничных цветосочетаний в дизайн-проектировании (в графическом, средовом и промышленном дизайне);
- уметь: выполнять гармоничные цветосочетания, сравнительные ряды, колористический анализ произведений искусства и дизайна, формировать сценарно-колористическую идею, применять полученные теоретические знания для проектирования различных дизайн-объектов.
Формы контроля
Текущий контроль успеваемости (ТКУ) проводится в форме контрольных вопросов, проверки заданий, выполненных на практических занятиях, и самостоятельных работ.
Промежуточным итоговым мероприятием является зачет.
Итоговым мероприятием (ИМ) является экзамен.
II. Тематический план
Наименование разделов, тем, практических занятий | Максим. учебная нагрузка студента | Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения | Самост. работа студента | ||
Всего | В том числе лекций | В том числе практ. занятий | |||
Введение в дисциплину. | |||||
Тема 1. Ахроматические цвета. | |||||
Тема 2. Хроматические цвета. Цветовой круг. | |||||
Тема 3. Цвет как средство композиции. | |||||
Тема 4. Цветовые контрасты. | |||||
Тема 5. Симультанные контрасты. | |||||
Тема 6. Цветовая гармония и комбинаторика. | |||||
Тема 7. Психология воздействия цвета на человека. | |||||
Тема 8. Символика цвета. | |||||
Тема 9. Актуальные проблемы колористики. | |||||
Всего часов: |
III. Содержание программы[1]
Введение в дисциплину.
Цели и задачи дисциплины. Междисциплинарные связи. Использование знаний, полученных на занятиях по дисциплине «Цветоведение и колористика» в специальности.
Зрительное восприятие. Понятие цвета. История возникновения науки о цвете. Взаимосвязь вопросов цветоведения с другими науками: физикой, физиологией, светотехникой, психологией, эстетикой, искусствоведением. Влияние цветового решения на улучшение внешнего вида различныхобъектов дизайна.
Физика цвета. Опыт Исаака Ньютона. Основные теории цвета.
Требования к выполнению самостоятельных практических работ.
Практическое занятие 1.
Заливка плоскостей колером.
Материалы: гуашь художественная, краски акварельные, кисти.
Формат: А4.
Цель работы: изучение кроющей способности краски и ее причин, формирование навыка заливки плоскости колером.
Критерии оценки: равномерность заливки.
Форма контроля: просмотр работ.
Самостоятельная работа студентов*
Задание 1.
Ознакомиться с литературой, ответить на вопросы самоконтроля.
Материалы: книги, образцы работ студентов из методического фонда.
Цель работы: обзорное знакомство с проблематикой курса, необходимой литературой; определение начального образовательного уровня по дисциплине.
Критерии оценки: точность конспектирования лекционного материала.
Форма контроля: просмотр конспектов.
Базовое учебное пособие
1. Денисов В.С., Глазкова М.В. Восприятие цвета/Образовательный стандарт ХХI века/. М.: Эксмо, 2009.
Основная литература
1. Иттен И. Искусство цвета. – М.: Издатель: Д.Аронов, 2004.
Дополнительная литература
1. Бокемюль Тернер М. Мир света и цвета. – М.: Арт-Родник, 2004.
2. Григорьева, Э. И.Цветоведение и колористика/Мультимедиа/. Учеб. пособие для вузов. /Тольятинский государственный университет сервиса/ – Тольятти: [ТГУС], 2006.
3. Денисова О. И. Цветоведение и колористика: Учеб. пособие для вузов/. - Кострома : КГТУ, 2005.
4. Ермолаев А.П., Шулика Т.О. Соколова М.А. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера. Учебное пособие. – М.: Архитектура-С, 2005.
5. Ефимов А.В. Цвет и форма. – М.: Архитектура-С, 2003.
Интернет-источники:
1. http://color.iatp.by/
2. http://mironovacolor.org/
3. http://www.decko.ru/dizain/100-colorist